Цель программы:
-
дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов,
-
научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.
Задачи программы
Обучающие:
-
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
-
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
-
Обучение различным приемам работы с бумагой.
-
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
-
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
-
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
-
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
-
Воспитание интереса к искусству оригами.
-
Расширение коммуникативных способностей детей.
-
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
К концу обучения дети должны
знать:
-
виды бумаги и правила работы с ней;
-
обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;
-
базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.)
уметь:
-
различать виды бумаги;
-
разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
-
определять виды геометрических фигур;
-
конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
-
соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.
Содержание кружка
I год обучения: Учащиеся в доступной форме знакомятся с основными геометрическими понятиями, с историей возникновения искусства оригами и азами бумажной пластики: овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, изучают базовые формы создания моделей. В течение первого года обучения дети выполняют простейшие модели плоскостного оригами, знакомятся с понятием композиции и основами её создания.
II год обучения: Учащиеся продолжают знакомство с искусством оригами, оперируя основными геометрическими понятиями в ходе создания различных моделей. Постепенно происходит переход от простых моделей к более сложным, от плоскостного конструирования к объемному. В течение года дети учатся выполнять более сложные композиции, составлять коллективные панно, создавать свои неповторимые модели.
Примерное планирование занятий (1год обучения)
Тема 1. Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги. (1час) Беседа о возникновении, распространении и значении данного вида искусства. Знакомство с различными видами бумаги, определение качества бумаги, её свойств.
Тема 2. Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные. (1час) Знакомство с видами линий. Введение понятий "прямая", "ломаная", "горизонтальная", "вертикальная" и "наклонная" линии. Определение линий на рисунках. Обозначение линий на схемах.
Тема 3. Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник. (1час) Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольники. Виды треугольников. Нахождение и раскрашивание треугольников на рисунках. Определение количества треугольников на рисунках.
Тема 4. Квадрат. Квадрат Ф.Фребеля. Сложение квадрата. (1 час) Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата.
Тема 5. Складывание пятиугольника. (1час) Знакомство с пятиугольником. Способы складывания пятиугольника.
Тема 6. Складывание шестиугольника. (1час) Знакомство с шестиугольником. Способы складывания шестиугольника.
Тема 7. Техника складывания. Базовые формы. Условные обозначения. (4 часа)
Знакомство с условными обозначениями. Базовые формы оригами: блин, водяная бомбочка, квадрат, бумажный змей, рыба, вертушка, стол, дверь, птица, лягушка.
Тема 8. Домик. Композиция "Деревня". (1час) А.Барто "Домик". Сгибание заготовки дважды. Вкладывание внутрь боковых треугольников (крыша). Создание композиции "Деревня".
Тема 9. Собачка. Композиция "Собачка около будки". (1час) Беседа о четвероногом друге человека. С.Михалков "Мой щенок". Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Загибание по бокам ушей и линии лба. Закладывание хвоста складкой, вырезание ног и линии живота.
Тема 10. Котята. (1 час) Беседа о кошке. Рассказы детей о своих домашних животных. После сгибания заготовки пополам, выворачивание и закрепление сгибом головы. Надрез хвоста и задних ног, выделение ушей, спины.
Тема 11. Цветы. Разнообразие цветочного мира. (3 часа) Беседа о разнообразии цветочного мира. Составление рассказа-описания по картинке о цветке. А.Барто "Цветочки". Тюльпан. Цветок ириса. Гвоздики. Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Вкладывание согнутого угла снизу внутрь, небольшая раздвижка боковых острых концов в стороны.
Тема 12. Птички. Гусь. Пингвин. Чайка. Колибри. (4 часа) Знакомство с миром птиц, беседа об охране птиц и заботе о них. А.Барто "Воробей". Сгибание заготовки по диагонали, складывание сторон от угла к сгибу.
Тема 13. Петушок и курочка. (1 час) Домашние птицы. Сказка "Петушок и бобовое зернышко". Складывание заготовки пополам по диагонали. Способы складывания клюва и хвоста.
Тема 14. Стакан. Тарелочка. (2 часа) Беседа о посуде и её значении в жизни человека. Базовая форма двойной треугольник. Отгибание острых углов.
Тема 15. Лебедь. II варианта складывания. (2 часа) Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок". Два варианта складывания лебедя. Базовая форма "воздушный змей". Вытягивание острого угла наружу.
Тема 16. Аквариум. Рыбки. II варианта складывания. (2 часа) Русская народная сказка "По щучьему велению". Два варианта складывания рыбок. Сложение двойного квадрата. Складывание заготовки пополам. Отгибание правого верхнего угла назад от сгиба снизу, верхнего угла в середину, левого угла назад.
Тема 17. Краб. (1 час) Рассказ учителя о крабах. Сгибание сторон от углов и закладывание их прослоено внутрь (после сгибания квадрата дважды пополам и вкладывания).
Тема 18. Жираф. Слон. Белка. Олень. Белый медведь. Композиция "Зоопарк". (5 часов)
Дикие животные. Рассказ учителя о каждом животном. Сгибание сложных углов и вкладывание частей. Складывание углов (дважды) к долевому сгибу.
Тема 19. Обобщение изученного за год. Выставка работ учащихся. (1час)
№ |
Темы занятий |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги. |
1ч |
2 |
Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные. |
1ч |
3 |
Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник. |
1ч |
4 |
Квадрат. Квадрат Ф.Фребеля. Сложение квадрата. |
1ч |
5 |
Складывание пятиугольника. |
1ч |
6 |
Складывание шестиугольника. |
1ч |
7 |
Техника складывания. Базовые формы. Условные обозначения. |
4ч |
8 |
Домик. Композиция "Деревня". |
1ч |
9 |
Собачка. Композиция "Собачка около будки". |
1ч |
10 |
Котята. |
1ч |
11 |
Цветы. Разнообразие цветочного мира. |
3ч |
12 |
Птички. Гусь. Пингвин. Чайка. Колибри. Композиционные решения. |
4ч |
13 |
Петушок и курочка. |
1ч |
14 |
Стакан. Тарелочка. |
2ч |
15 |
Лебедь. II варианта складывания. |
2ч |
16 |
Аквариум. Рыбки. II варианта складывания. |
2ч |
17 |
Краб. |
1ч |
18 |
Жираф. Слон. Белка. Олень. Белые медведи. Композиция "Зоопарк". |
5ч |
19 |
Обобщение изученного за год. Выставка работ. |
1ч |
Примерное планирование занятий (2 год обучения)
Тема 1. Повторение базовых форм складывания. (1 час)
Повторение изученного в 1 классе. Базовые формы, способы их складывания.
Тема 2. Бабочка. II варианта складывания. (2 часа)
Базовая форма "двойной треугольник", загибание острых углов к средней линии.
Тема 3. Транспорт. Лодочка. Парусник. Легковая машина. Самолет. Ракета. (5 часов)
Беседа о видах транспорта. Игра "Угадай-ка". А.Барто "Кораблик". Лодочка- изготовление поделки из прямоугольника. Парусник -базовая форма "конверт", двойной квадрат. Легковая машина, самолет, ракета - базовая форма "двойной треугольник", понятие прямого угла.
Тема 4. Фигурки людей. Царевна. Робот. Космонавт. (3 часа)
Ш.Перро "Золушка". Сгибание меньших сторон прямоугольника к середине. Формирование надрезами вертикально расположенных частей фигуры, сгибание их внутрь.
Тема 5. Голубь. (1 час) В.Черенков "Голубь". Базовая форма "треугольник", закладывание параллельных складок. Введение понятия "параллельно".
Тема 6.Тюлень. (1 час) Знакомство с животным - тюлень. Базовая форма "рыба", складывание наружу(капюшон), способы загибания хвоста.
Тема 7. Цветы. Объемные фигуры. Тюльпан. Алозия. Колокольчик. Ландыш. Питтоспорум. (5 часов) Беседа о комнатных растениях. Складывание поделок из основы - пятиугольник, шестиугольник.
Тема 8. Цветочный шар. (1 час) Способы соединения отдельных цветов в шар.
Тема 9. Домашние животные. Ослик. Бык. Свинья. Пони. (4 часа)
Беседа о диких и домашних животных. Складывание вдоль, сгибание углов, надрезы частей. Создание композиции "Ферма".
Тема 10. Елочка. (1 час) Г.Х.Андерсен "Ёлочка". Поделка из нескольких форм "двойной треугольник". Композиция "Лес".
Тема 11. Коробочка. (1 час) Использование более плотной бумаги. Базовая форма "конверт". Заворачивание отогнутого угла за две противоположные стороны.
Тема 12. Корзиночка. (1 час) Ш.Перро "Красная шапочка". Двойное гофрирование, сгибание углов внутрь с выворачиванием.
Тема 13. Жаба. Черепаха. (2 часа) Беседа о земноводных. Сгибание углов и одновременное отгибание двух углов пополам поперек к верхнему углу.
Тема 14. Головные уборы. Пилотка. Шлем. (2 часа) "Что такое максимилиановский доспех?" Изготовление поделок из прямоугольника, двойное параллельное сгибание.
Тема 15. Складывание салфеток. Веер. Лилия. Футляр для столовых приборов. (3 часа)
"Откуда пришли ножи и вилки?" Правила поведения за столом. Работа с более тонкой и мягкой бумагой.
Тема 16. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час)
Пробное изготовление собственных моделей. Выставка для родителей и других учеников.
№ |
Темы занятий |
Кол-во часов |
1 |
Повторение базовых форм складывания. |
1ч |
2 |
Бабочка. II варианта складывания. |
2ч |
3 |
Транспорт. Лодочка. Парусник. Легковая машина. Самолет. Ракета. |
5ч |
4 |
Фигурки людей. Робот. Царевна. Космонавт. |
3ч |
5 |
Голубь. |
1ч |
6 |
Тюлень. |
1ч |
7 |
Цветы. Объемные фигуры. Тюльпан. Алозия. Колокольчик. Ландыш. Питтоспорум. |
5ч |
8 |
Цветочный шар |
1ч |
9 |
Домашние животные. Ослик. Бык. Свинья. Пони. |
4ч |
10 |
Ёлочка. |
1ч |
11 |
Коробочка. |
1ч |
12 |
Корзиночка |
1ч |
13 |
Жаба. Черепаха. |
2ч |
14 |
Головные уборы. Пилотка. Шлем. |
2ч |
15 |
Складывание салфеток. Веер. Лилия. Футляр для ножа и вилки. |
3ч |
16 |
Обобщение изученного за год. Выставка работ. |
1ч |
Используемая литература
-
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., "Просвещение", 1992г
-
Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
-
Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели оригами для детей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
-
Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002г
-
Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки.- М., "Первое сентября, 2002г
-
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.
Предлагаю вашему вниманию занятие по данной программе, которое можно провести как классный час или как урок труда, интегрировано с экологией.
ТЕМА "Богатства родной земли"
Цель:
-
знакомить детей с созданием Астраханского государственного заповедника, его обитателями, составляющими богатство дельты Волги,
-
упражнять в сгибании бумаги в технике оригами,
-
прививать любовь к родному краю,
-
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
-
презентация о природе и заповеднике Астраханского края,
-
цветная бумага,
-
ножницы,
-
клей,
-
технологические карты по изготовлению лебедя и цветка у каждого ученика.
I. Организационный момент.
II. Беседа.
Чтение стихотворения "Рыбачьи земли" Б.Шаховского
(Рассказ учителя сопровождается показом слайдов) Впадая в Каспий, Волга разветвляется. Мощный поток её уходит в рукава, протоки, ерики и образует дельту площадью 13 тыс. км2- уникальный по природным особенностям, богатству и разнообразию флоры и фауны уголок нашей страны. В дельте Волги много тепла, света и влаги, поэтому там природные условия удивительно своеобразны.
Растительность в дельте поражает людей необыкновенным богатством. Буйство зелени повсюду: на берегах всё занято тростниковыми зарослями- крепями, непроходимыми ивовыми лесами. Местами почти не видно открытой воды, её плотно затянули плавающие растения: кувшинки, нимфетки, чилим и др. Среди замечательных растений дельты сохранился лотос, заросли которого заметно увеличиваются, водяной орех (чилим) и др.
Обилие растений даёт убежище и корм птицам, зверям и рыбам. В укромных уголках заповедника зимуют сотни тысяч различных птиц. Во время весеннего и осеннего перелета птичьи стаи находят здесь обильный корм и безопасные укрытия. Бесчисленные стаи водоплавающих птиц населяют эти места. Пернатые живут большими колониями. Птицы гнездятся на ветках деревьев, кустарниках, на земле, на плавающих в воде тростниковых кучах. Один из наиболее многочисленных обитателей "тростникового леса" - широкохвостая камышевка. На ивах гнездятся и серые и белые цапли, образуя с бакланами и другими видами птиц, смешанные колонии- шумные птичьи поселения. Один залив в дельте называют "Лебединый". Орнитологи насчитали до 28 тыс. белых лебедей собирается ежегодно в заливах и протоколах Волги. "Лебединый" - излюбленное место обитания этих благородных птиц. Обитатели вод - рыбы - зимуют, мечут икру и кормятся в низовье. Большое количество млекопитающих размножается ежегодно на берегах протоков и ильменей дельты.
Все эти богатства издавна привлекали любителей легкой наживы: охотников, купцов, браконьеров, рыбопромышленников, которые безжалостно истребляли природные ресурсы. Беззащитная природа беднела и истощалась, падали уловы рыбы, сокращалась численность промысловых зверей и птиц. С такими делами не могли мириться честные люди, передовые ученые и любители природы родного края. Вот почему, ещё в 1919 году, в тяжелый для нашей страны период В.И.Ленин подписал декрет о создании Астраханского заповедника, первого при Советской власти. Он должен был сохранить в неприкосновенности природу, восстановить и защитить редких и исчезающих птиц, охранять рыбные богатства. Это было поручено Н Н Подъяпольскому, а позднее В.А.Хлебникову. Под заповедник было отведено 22,8 тыс.га, а в дальнейшем его площадь увеличилась до
84,4 тыс.га. В настоящее время научные работники заповедника изучают, как развивается природа дельты в условиях постоянного стока Волги, изменений состава воды. Заповедник стал крупным научным центром, привлекающий многих отечественных и зарубежных ученых, студентов и, конечно, туристов. На заповедных землях насчитывается около 300 видов растений, 260 видов птиц, более 60 видов рыб, 30 видов зверей.
III. Практическая работа.
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся воссоздать уголок Астраханского заповедника с его растительным и животным миром. Одна группа будет изготавливать по технологическим картам цветы лотоса, а другая лебедей и затем мы объединим свои поделки в единое панно.
1. Лотос - вот успокаиваются быстрые токи воды, открываются тихие заводи, поднимаются над зеркальной их гладью островки зелени. Величаво колышутся матово-сизого оттенка аршинные, круглые листья, а над ними дивной красоты розоватые, алые, нежно-пунцовые чаши легендарного цветка. Это лотос, тот самый - гордость волжской дельты -"каспийская роза" (изготовление цветка в технике оригами по технологическим картам)
2.Лебедь - царственная птица, величаво скользящая по лону вод. (изготовление лебедя в технике оригами по технологическим картам).
3. Объединение панно: на голубой картон наклеиваем круглые зеленые листья, среди них приклеиваем "лотосы" - оригами, с одной стороны, на свободной глади воды приклеиваем лебедей.
IV. Итог занятия.
- О чем сегодня говорили на уроке?
- Когда и для чего был создан заповедник? |