Программа начального курса "Эстетика” разработана для младших школьников гимназических классов, рассчитана на 4 года обучения (один час в неделю).
Целью уроков эстетики является систематизация эстетических знаний детей об отдельных областях жизни.
Задачи, которые решаются на уроках эстетики:
-
закрепить и расширить эстетические представления учащихся, полученные в семье, в детском саду о красивом и безобразном в жизни, природе и искусстве;
-
познакомить детей с различными видами и жанрами искусства, с творчеством известных деятелей культуры и искусства;
-
возбудить у них потребность в общении с красотой;
-
вызвать интерес у младших школьников к творческой деятельности;
-
развивать у детей стремление вносить красоту в повседневную жизнь;
-
развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у учащихся начальных классов.
Источниками и средствами эстетического воспитания младших школьников является окружающая их жизнь: общественная среда с ее эстетикой труда, поведения и быта; искусство и природа. Поэтому на протяжении всех четырех лет обучения в начальных классах на уроках эстетики этим средствам уделяется большое внимание.
Предлагаемый курс "Эстетика” содержит пять разделов:
1. Этикет (поведение в общественных местах, гостевой этикет, речевой этикет, внешний вид и др.).
2. Искусство (изобразительное искусство, музыка, театр, кино и т.п.).
3. Природа (красота времен года, их звуки, краски и запахи; охрана природы, небесная и подводная красота и др.).
4. Деятельность человека и его увлечения (трудовая, спортивная, игровая, художественная деятельность).
5. Культура и искусство удмуртского народа.
При составлении программы уроков эстетики учитывались календарные даты: Международные дни театра и музеев, Всемирный день охраны окружающей среды, День радио, дни рождения выдающихся деятелей искусства и культуры.
Значительное место на уроках эстетики мы рекомендуем отводить заданиям творческого характера: придумать рифму, короткое стихотворение на заданную рифму или тему, сочинить или закончить сказку, с помощью пантомимы изобразить то или иное действие, нарисовать под грустную музыку осенний пейзаж, оформить книжку-малютку с загадками о цветах и т.п.
Эстетические критерии, вкусы учащихся будут развиваться в том случае, если дети имеют постоянную, активную оценочную практику. В связи с этим на занятиях по эстетике важно добиваться от учащихся мотивированных эстетических суждений, то есть ответов на вопросы: какое чувство вызывает то или иное событие, образ, поступок, картина, художественная деталь; почему они нравятся или не нравятся, чем объясняется это чувство?
У младших школьников нет еще обобщенных представлений о красоте человека, они обычно связываются с образом какого-то конкретного человека. Идеалы совершенства дети ищут прежде всего среди своих близких и своих сверстников, поэтому предметом анализа лучше выбирать жизнь и деятельность самих детей и окружающих их людей.
Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов. На уроках должны широко использоваться различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), а также диафильмы, грамзаписи с детскими песнями, музыкальными сказками, литературными произведениями.
При разработке тематики уроков "Эстетики" учитывались те возможности эстетического воспитания, которые заложены в программу таких учебных курсов, как "Изобразительное искусство и художественный труд", 'Музыка", "Естествознание", "Развитие речи", "Театр" и другие, причем чтобы содержание уроков не дублировало друг друга.
Примерная тематика уроков эстетики в начальных гимназических классах
1 класс
1 четверть
-
Вводное занятие "Что такое красота?”.
-
Мы видим красоту в окружающем нас мире.
-
Мы слышим красивые звуки.
-
Можно ли отличить красивое от безобразного?
-
Вспоминая красное лето. За что мы любим лето?
-
Бал цветов (песни, стихи, сказки, легенды, загадки о цветах).
-
Золотая осень – очей очарованье!
-
О чем рассказывают наши имена?
-
Самая любимая игрушка.
2 четверть
-
Свет мой зеркальце, скажи…(зачем нам нужно зеркало?).
-
Красота внешнего вида (рисуем свой портрет).
-
Мы умеем красиво вести себя в школе.
-
О красоте поведения в общественном транспорте, на улице.
-
Игры: "Мы пришли в театр”, "Мы в музее”.
-
Живи добрее, будешь всем милее. Красота и доброта.
-
Идет Волшебница – Зима!
3 четверть
-
Как мы говорим? Речевой этикет.
-
Красивые слова нам приятно слышать и произносить.
-
"У меня зазвонил телефон…”.
-
Игра "Разговоры по телефону”.
-
Путешествие в удивительную страну Поэзию.
-
Легко ли быть поэтом?
-
Мои первые стихи.
-
Любимые поэты.
-
К.И.Чуковский – детям (викторина).
4 четверть
-
Здоровье и красота человека.
-
Уроки Мойдодыра. Что мы должны знать о своем здоровье?
-
В гостях у Мойдодыра. Что мы должны уметь, чтобы быть здоровыми?
-
Весна-Красна. Пробуждение природы в искусстве.
-
Путешествие в страну Мульти-Пультию.
-
Кукольный театр имени Сергея Образцова.
-
Игра "В кукольном театре”.
-
Итоговое занятие. Задание на лето.
2 класс
1 четверть
-
Вводное занятие. Как мы провели лето?
-
Повторение материала за 1 класс.
-
Какие бывают букеты? Искусство составления букетов.
-
Кто такие коллекционеры?
-
Расскажи о своей коллекции.
-
Гостевой этикет. Как пригласить гостей?
-
Что и как лучше дарить? Все о подарке.
-
Если ты – хозяин…
-
Если ты – гость…
2 четверть
-
Сервировка стола. Столовые приборы. Как ими пользоваться?
-
Сервировка стола. Посуда.
-
Как вести себя за столом?
-
Поздравительная открытка: как ее оформить?
-
Игры и развлечения для гостей.
-
Отчего зависит мое настроение? Когда мне весело или грустно…
-
Зимние игры и забавы.
3 четверть
-
Общее представление о киноискусстве.
-
Мой любимый кинофильм.
-
Сказка живет в кинофильме. Сказки Александра Роу.
-
Артисты и поклонники.
-
Песня в кинофильме и мультфильме.
-
Кто такой бард? Бардовские фестивали.
-
Композиторы – детям.
-
Музыка Владимира Шаинского.
-
История создания детских песен.
4 четверть
-
Игра " Какие бывают музыкальные инструменты?”.
-
Моя любимая песня. Мой любимый исполнитель.
-
Наш зеленый друг. Лес – красота и наслаждение!
-
Голоса весеннего леса. Слушаем пение птиц.
-
Белая красавица – березка.
-
Знакомство с невидимым театром. Радиотеатр для детей и его рубрики.
-
Мои любимые радиопередачи и их ведущие.
-
Итоговое занятие. Задание на лето.
3 класс
1 четверть
-
Вводное занятие. Чудеса лета.
-
Повторение материала за 2 класс.
-
Общее понятие о видах изобразительного искусства.
-
Живопись и графика.
-
Скульптура и архитектура.
-
Декоративно-прикладное искусство.
-
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.
-
Сказочный жанр. Сказочник Виктор Васнецов.
-
Где работают художники? Работа в творческих мастерских.
2 четверть
-
Книжная графика.
-
Художники – иллюстраторы: Е.Чарушин, В.Сутеев, В.Чижиков и другие.
-
Исторический жанр в изобразительном искусстве.
-
Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
-
Художники – пейзажисты: И.Шишкин, А.Саврасов, И.Левитан и другие.
-
Художники – портретисты: И.Репин, В.Серов, И.Крамской и другие.
-
Художники – анималисты.
3 четверть
-
Главные театры мира.
-
Главные театры России. Заочное путешествие в Большой театр.
-
Кто такой драматург? Современная драматургия для детей.
-
Театральные жанры: драма, комедия, трагедия.
-
Театры Удмуртии.
-
Глазов – театральный город. Фестиваль "Театральные ладушки”.
-
Какие бывают музеи? Музеи мира.
-
Заочное путешествие в Третьяковскую галерею.
-
Музеи в Удмуртии и нашем городе. Музей "Иднакар”.
4 четверть
-
Небесная красота.
-
Звездное небо.
-
Подводная красота: растительный мир подводного царства.
-
Животный мир подводного царства.
-
Военная тематика в искусстве.
-
Телевидение и его рубрики. Телепередачи для детей.
-
Кинорежиссеры – детям. Ролан Быков и его фильмы.
-
Итоговое занятие. Задание на лето.
4 класс
1 четверть
-
Вводное занятие. Красота лета.
-
Повторение материала за 3 класс.
-
Самое красивое место в моем городе. С днем рождения, любимый город!
-
Традиции и обычаи народов России.
-
Традиции удмуртского народа (устный журнал).
-
Архитектура моего города.
-
Известные скульпторы и архитекторы Удмуртии и города Глазова.
-
Художники Удмуртии.
-
Экскурсия в Выставочный зал "Художники города Глазова”
2 четверть
-
Землю солнце красит, а человека – труд. Красота труда.
-
Диспут "Какая профессия самая красивая?”.
-
Диспут "Спорт или искусство?” Художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плаванье.
-
Диспут "Нужны ли сегодня рыцари?”
-
Я Вам письмо пишу… Этикет письма.
-
Писатели и поэты Удмуртии.
-
Поэтический Глазов. Поэтические сборники стихов глазовских поэтов.
-
Расскажи о своей любимой книге, писателе.
3 четверть
-
Удмуртские народные инструменты.
-
Композиторы Удмуртии и города Глазова.
-
Музыкальные коллективы Удмуртии.
-
Оперное искусство.
-
Оперетта.
-
Балетное искусство.
-
Современный мюзикл.
-
Развлечения в будущем. Фантазии детей.
-
Дизайн помещения.
4 четверть
-
Мода и красота.
-
Известные модельеры в мире и в России.
-
Юмор в нашей жизни.
-
Цирковое искусство.
-
Великие клоуны.
-
Диспут "Как уживаются сила, красота и доброта?”
-
Диспут "Красота спасет мир?”
-
Заключительное занятие. Сочинение "Эстетика – это…”
Данная программа была апробирована автором в начальных (гимназических) классах МОУ СОШ № 15 г. Глазова (республика Удмуртия).
Приведем пример одного вводного занятия по эстетике с учащимися 1-го класса.
Тема: "Что такое красота?"
Цели:
-
выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве;
-
способствовать формированию нового понятия "чувство красоты";
-
дать доступные сведения о людях, создающих красоту.
Ход беседы
Учитель сообщает, что на уроках по эстетике они будут беседовать о красоте, которая их окружает, а затем спрашивает, что бы ребята могли назвать красивым.
– Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.
Обобщив ответы учащихся, учитель говорит, что красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыка плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.
Далее учитель рассказывает детям, что одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.
Учитель дает возможность детям вспомнить русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Пусть ребята попробуют представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно, она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злым волшебником у нее отнят дар удивляться всему смешному и веселому. Пусть дети представят себя на ее месте и почувствуют себя душевно беднее, чем все остальные, обыкновенные ребята.
После этого детям сообщается, что есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить еще труднее, чем Несмеяне, ведь та не понимала только смешного, а эти вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота жизни для них наглухо закрыта...
– Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы дети посоветовали таким людям?
Дети отвечают, что в такой беде людям помочь обязательно нужно, а для этого необходимо как можно больше читать, узнавать новое, неизвестное, учиться слушать и понимать людей, природу и искусство, учиться наблюдать.
Учитель, обобщая ответы детей, говорит, что всем нам очень жаль тех людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других. И здесь учитель рассказывает детям о людях, создающих красоту. Учащиеся тоже называют людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение. Это дворники, которые делают улицы чистыми, это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города, это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека, это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.
В конце беседы учитель призывает детей быть активными создателями красоты, быть настоящими друзьями ее и обсуждает с учащимися, какие красивые дела они могут сделать в школе, классе, дома, на улице. Например, оформить красиво класс и поддерживать всегда в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.
|