Цель: ознакомить с общими свойствами твердых тел, жидкостей, газов; дать первоначальные представления о взаимодействии молекул, о различии в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Средства обучения: набор твердых тел, сообщающиеся сосуды для демонстрации свойства жидкости принимать форму сосуда, в котором она находится, прибор «Воздушное огниво», воздушный шарик. Содержание урока: 1. Свойства твердых тел, жидкостей, газов. 2. Взаимодействие молекул. 3. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Тип урока: игра-соревнование.
Ход урока I. Опрос учащихся. Для проверки домашнего задания учитель делит класс на группы. Всего 6 групп. Группы будут дублировать друг друга. Например, 1 группа – 4, 2 – 5, 3 – 6 группу. Учитель на доске пишет слова, которые нужны для проведения опыта, показывающего движение молекул. 1 и 4 группы выбирают слова, которые нужны для движения молекул в газообразных телах, 2 – 5 – в жидкости, 3 –6 – в твердых телах. Делают выводы. Проверяют друг друга. Учитель оценивает работу групп, задает дополнительные вопросы. Следующее задание группы получают на карточках. Нужно дать определение понятиям «молекула», «диффузия», «броуновское движение». Далее группы получают по листу бумаги с вопросами из домашнего задания. Вопросы всем группам одинаковые. Отвечают на них письменно. II. Изучение нового материала. Группы получают разноцветные фантики. Цвета в группах повторяются. Каждый ученик в группе берет себе фантик. Образуются новые группы с одинакового цвета фантиками. Учащиеся вспоминают, в каких состояниях могут находиться вещества: 1. В твердом. 2. В жидком. 3. В газообразном. Учитель перед учащимися ставит задачу – познакомиться со свойствами твердых тел, жидких и газообразных. Для достижения этой задачи работают учащиеся в группах дублируя друг друга. Учитель демонстрирует опыты, характеризующие свойства твердых тел, жидких и газообразных. Задает учащимся вопросы. Учащиеся работают с текстом учебника стр. 36-37, по группам. Находят свойства тел и заполняют таблицу, которая нарисована на доске. Заполняются две первые колонки. Состояние тел Свойства тел «Молекулы» Твердое Жидкое Газообразное Сохраняет форму и объем, сжимаемы. Сохраняет объем, несжимаемо. Не сохраняют ни форму, ни объем, легко сжимаемы Плотно упакованы. Расстояние между молекулами равно размерам самих молекул. Беспорядочное движение.
Учащиеся получают задание, письменно выполнить задания № 2, 3, 4 в рабочей тетради. Учитель проводит опыты, показывающие взаимное притяжение и отталкивание между молекулами. Учащиеся делают вывод, что молекулы взаимодействуют, т. е. они непрерывно движутся. Продолжается работа с текстом учебника стр. 38. Учащимся надо найти ответ на вопрос, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых телах, в жидких и газообразных. Работают по группам. Учащиеся из каждой группы отвечают и делают выводы. Заполняют таблицу колонку «Молекулы». В рабочей тетради выполняют задания № 5, 6. Учитель рассказывает о плазменном состоянии веществ. Приводит примеры – молния, огонь. Говорит, что при определенных условиях вещества могут переходить из одного состояния в другое. Приводит примеры: 1. Вода при низкой температуре переходит в лед. 2. Кислород при t= - 183о С превращается в жидкость. 3. Алюминий при высокой температуре начинает плавиться.
В заключении делается вывод. Домашнее задание: |