1. Задачно-целевой этап. 3 мин.
Ø Тема нашего урока «Решение задач»
Давайте подумаем, что же мы будем делать на уроке?
Дети: Мы будем решать задачи
Ø А что мы должны знать и уметь, чтобы решить задачу?
Дети: Мы должны уметь: - читать задачу
- составлять модель
- определить ∆ - ? Ο - ?
- помнить о ловушках
Ø С чем вы можете справиться хорошо? А где испытываете затруднения?
Дети: Умеем все, но трудности испытываем при построении модели.
Ø Вот этим мы сегодня и займемся. И к концу урока попробуем составить модели к задачам и решить их.
2. Вводно-эмоциональный этап 10 мин.
Ø Ну а сейчас я предлагаю вам посмотреть на доску. Что дано у нас в таблице?
Дети: Схемы – лучики.
Ø Из чего схемы составлены?
Дети: величин
Ø Что данные схемы могут рассказать о величинах?
Дети: Какая величина ∆ и Ο
Назови по схеме целую величину и часть (работа по таблице)
Ø Молодцы! А как вы это делали? Научите нас.
Дети: К Ο величине лучики сходятся, а к ∆ - расходятся.
Ø А можно ли по-другому показать О величину и ее части?
Дети: Можно с помощью чертежа
Ø А при помощи чего выполняется чертеж?
Попробуйте это показать на примере схемы № 4. Сравните свои результаты, у кого совпали результаты – поднимите руки.
Если у всех мнения совпали, Если есть разногласия, то сейчас
то «Замечательно …» «Выясним в чем дело…»
У меня есть несколько чертежей. Посмотрите.
Ø Есть ли среди них такие же как и у вас?
Дети: Есть № 1, 3.
Ø Так кто же прав? А почему вы не выбрали чертеж № 2? (дети находят отличия)
Ø Как данный чертеж сюда попал?
Дети: Он подходит к схеме № 3
Ø Итак: как же по чертежу вы определили О величину и часть.
3. Разминочный этап. 5 мин.
Ø Можно ли данные чертежи назвать моделями задач? (Дети: нет)
Ø Почему?
Дети: Все величины известны, а в задаче есть неизвестная величина
Ø Как мы обозначим неизвестные величины?
Дети: X Z Y
Ø Можем ли мы превратить чертеж в модель задачи? Как?
Дети: Заменим какую-либо величину на x, z, y.
Замените!
Ø А как мы можем найти ее? А если я заменю другую величину, ее как найдете?
Ø Спасибо! Расскажите, как вы рассуждали, когда выбирали решения?
Дети: ∆ = О - ∆ , если находим ∆ то от О отнимаем ∆ ,
О = ∆ +∆ , если находим О, то части складываем.
Ø А у меня еще модели задач есть. И решения к ним.
Помогите разобраться какая модель подойдет к каждому решению?
(работа дифференцирована. Кр., ж., з. – с ловушкой)
Ø Почему ловушки? А что надо изменить?
Ø Итак: как будем находить О - ? ∆ - ?
4. Сравнительный этап.
Ø А теперь перейдем к экспериментальной части. попробуем составить еще одну модель задачи.
Сегодня девочки рассказывают про своих хомячков. А теперь они задают вам задачу. Один съедает А корма, а другой В. Как вы думаете, кто съедает больше?
Определите:
Ø Как это можно зафиксировать?
Ø А вот на сколько больше, вы можете показать? (найти)
Ø Что вы должны сделать для этого?
Зафиксируйте модели.
Покажите на сколько больше. А на сколько меньше?
Ø А как вы будете рассуждать, находя эту величину? А почему? (т.е. Х - ∆ )
Стр. 106 Прочитайте задачи, определите те, что подходят к данной модели?
Ø Какая группа сколько нашла задач?
Чтение задачи и показ, решение
Ø Как вы решите задачу?
5. Демонстративный этап.
Ø Ну, а теперь вы уже и сами сможете составить модели к задачам и решить их.
Каждая группа получает задачу и решает. Результат предъявляет для класса на доске.
Задачи:
Ø У кошки родились 5 рыжих, 2 белых и 1 пестрый котенок. Сколько котят родилось?
Ø В саду 8 кустов малины и В кустов крыжовника. На сколько больше кустов малины, чем крыжовника?
Ø Дикая утка от южного моря до северного летит А дней, а дикий гусь на С дней больше. Сколько дней летит дикий гусь?
Ø На ветке сидело 9 воробьев и 3 снегиря. На сколько снегирей меньше, чем воробьев?
Дети высказывают свои мнения согласия и несогласия.
7. Рефлексивный.
Ø Вот мы и справились с задачами урока. Что у вас получилось хорошо и легко. Где вы испытывали затруднения?
|