Цель:
-
Дидактическая: создать условия для воспроизведения ранее полученных знаний и способов деятельности;
-
Развивающая: создать условия для развития самостоятельности, математической речи, интереса к математике и окружающему миру, расширить знания учащихся о Солнечной системе;
-
Воспитывающая: создать условия для воспитания культуры речи, аккуратность.
Методы организации познавательной деятельности: словесные (беседа, учебник), наглядные (метод иллюстрации, интерактивная доска), практические (упражнения).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник математики, индивидуальные карточки, портрет первого космонавта, слайды Солнечной системы
Ход урока
I. Организационный этап
Дети входят в класс со звонком. Открывается слайд с записью стихотворения.(читает учитель)
Мы знаем время растяжимо Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. Бывают у него застои А иногда оно течет Ненагруженное, пустое Часов и дней напрасный счет. Пусть равномерны промежутки Что разделяют наши сутки Но положив их на весы Находим долгие минутки И очень краткие часы.
Учитель : Ребята о чем я прочитала стихотворение ? (О времени) О каких единицах времени говорит автор? (Час, день, сутки) Что он хотел рассказать о них? (Каждая единица времени протекает по своему, но содержимое времени зависит от человека и что тратить его попусту не стоит .)
II. Сообщение мы, постановка целей и задач урока
Как много можно сделать за одну минуту. Многие ребята нашего класса за минуту успевают прочитать 140 слов. И мы сейчас с вами не теряя ни минуты начнем урок
Кто из вас мечтает побывать в космосе? (Я, я, ) .Сегодня на уроке ваша мечта сбудется. (Слайд Солнечной системы, ) Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по нашей Солнечной системе, а так как полет совершится во время математики мы с вами обобщим наши знания по теме «Единицы времени», а так же вспомним . что мы знаем из окружающего мира о Солнечной системе.
III. Актуализация знаний
- Устный счет.
Учитель. Для полета нам нужна ракета и мы сейчас ее быстро должны построить, а для этого нам сейчас понадобятся ваши знания. (На частях макета ракеты записаны задания. Дети цепочкой выходят к доске . берут часть от ракеты . читают задание и ответив на вопрос конструируют ракету.)
ВОПРОСЫ:
-
С какими единицами времени мы знакомы? (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.)
-
Как можно одним словом назвать день и ночь ? (Сутки)
-
Сколько дней в году? (365,366 )
-
Полгода - сколько это месяцев? (6 месяцев.)
-
Сколько лет содержит один век? (100 лет)
-
Сколько времени пройдет если часовая стрелка пройдет полный оборот? (12 )
-
Сколько дней в месяце? (30. 31, 29, 28.)
Молодцы! Вот такая у нас получилась замечательная ракета. (СЛАЙД ) Открываем наши бортовые журналы и зафиксируем дату нашего полета (дежурные называют дату.)
Минутка чистописания.
Учитель: На доске вы видите цифры 5, 4 , 3. Образуйте все возможные трехзначные числа и запишите их.
- Назовите число в котором 3 сотни 4 десятка 5 единиц (345) Это и будет бортовой номер нашей ракеты.
(Звучит музыка)
УЧИТЕЛЬ Держим курс на Солнце. Я предлагаю туда лететь . Вы все согласны? (СЛАЙД Солнца . Читает информацию ученик.) УЧЕНИК Нет. На Солнце лететь нельзя. Температура - 6000 С жары, а у нас летом бывает 30 С и то мы не выдерживаем. Расстояние от Земли до Солнца 150000000 км. Если ехать на автобусе понадобится 100 лет. УЧИТЕЛЬ. Ну, а если на самолете, то в 10 раз меньше. Сколько лет понадобится лететь на самолете? (10 лет.) Как узнали ? (100: 10 = 10 лет) 10 лет - это сколько месяцев? (120 месяцев 12. 10= 120) А солнечный лучик преодолевает это расстояние за 8 минут. УЧЕНИК. Солнце - это не планета, а газовая раскаленная звезда. УЧИТЕЛЬ. Тогда отправляемся на Марс. Что мы с вами знаем о Марсе? (СЛАЙД планеты Марс. Информация ученика.) УЧЕНИК. Ученые считают. Что условия на Марсе близки к земным. УЧИТЕЛЬ. Чтобы нам не терять время в пути . вспомните какие операции вы можете выполнять с единицами времени? (Можем преобразовывать именованные числа, складывать и вычитать единицы времени, решать задачи. Сравнивать) УЧИТЕЛЬ. Тогда за дело. Преобразовать именованные числа. (Работают все в тетрадях 2 ряд цепочкой у доски комментируя )
4 года = 48 мес. 7 сут. = 168 час. 180 сек. = 3 мин. 9 мин 15 сек = 555 сек. 2 сут.7 час.= 55 час.
Выполнить действия.
100 сут. 6 ч. = час. 350 сек.= мин. 2 ч.30мин.- 45 мин. 17ч.28мин.+ 13ч. 56мин.
УЧИТЕЛЬ Внимание! Наша космическая ракета попала под метеоритный дождь. Необходима информация что это за дождь? (СЛАЙД метеоритного дождя. Информацию дает ученик) УЧИТЕЛЬ: Чтобы преодолеть это препятствие . надо решить следующую задачу. (читают задачу про себя, а затем вслух.) Задача. Самый тяжелый из найденных метеоритов. Метеорит Гоба, его масса 66 т. Метеорит Анигито в 2 раза легче. Найдите массу метеоритов. Вопросы к задаче: что известно о массе метеорита Гоба? Известна ли масса Ангито? Что надо узнать? (Самостоятельно записали решение задачи) 66:2=33(т) 66+33=99(т.)
УЧИТЕЛЬ: Метеоритный дождь не прекращается. Решаем еще задачу Задача: Озеро было покрыто льдом в течение 3-х месяцев и 23 дней. Сколько это дней? (31 * 2 + 28 + 23 = 113 дней.) УЧИТЕЛЬ. Устали ? Отдыхаем! ФИЗМИНУТКА. Метеоритный дождь не прекращается, прийдется нам решить еще одно задание . (Работа в учебнике стр.61 №10 . Сравнить. Математика 4 класс Л.Г.Петерсон.) УЧИТЕЛЬ. Метеоритный дождь так и не прекратился, значит на Марс мы уже не попадем. Держим курс на Луну. А что нам известно о Луне? СЛАЙД . Луна - единственный спутник солнечной системы. Который притягивается Солнцем. Луна - самая близкая соседка Земли. На Луне нет воздуха и воды. УЧИТЕЛЬ. Луноход - вездеход Нам с Луны приветы шлет Говорит, дела в порядке - Если тест решат ребятки.
Лунные жители устроили для нас экзамен. Нужно быстро решить тест, который относится к нашей теме. ( У каждого на парте тест.) Вы должны подтвердить свои знания правильными ответами.
Тестовые задания
-
Заполни схему и допиши недостающие единицы измерения. 1 век ..... 1 месяц .... 1 час ...... 1 сек.
-
В какой строке слова расположены по порядку?
-
А) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера ;
-
Б) Послезавтра, вчера, сегодня, позавчера, завтра;
-
В) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;
-
Сколько минут в 3-х часах?
-
В каком выражении знак сравнения поставлен неверно?
-
А) 1 век > 207 лет;
-
Б) 2мин.50сек.<200 сек.
-
В) 2 ч. > 100 мин.
-
Солнце взошло в5 ч. 38мин., а зашло в 18 ч. 10мин. Найди продолжительность дня.
-
А) 24 ч.
-
Б) 13 ч. 12 мин.
-
Занятия начинаются в 9ч. 30мин. Утра - 4 часа в классе и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются занятия ?
-
А) 12 ч. 30 мин.
-
Б) 14 час.
-
В)14 ч.30 мин.
-
Найди значения выражения: 7 сут. 15ч. + 9 сут. 20 час.
-
А) 16 сут.35 ч.
-
Б) 1635 ч.
-
В) 163 сут.5 ч.
-
Г) 17 сут. 9 ч.
СЛАЙД ( Тест с правильными ответами. Дети проверяют свои работы.) У кого нет ошибок отправляются на Землю с оценкой «5», 2 ошибки - с оценкой «4», 3 ошибки - с оценкой «3».
УЧИТЕЛЬ . Завершаем наш полет.
Наступает миг - пора! Наконец вся детвора Из полета возвратилась И на Землю приземлилась!
СЛАЙД (Информацию о Земле читает ученик)
Итог урока
Вспомните, какие трудности вам пришлось преодолевать? Что интересного узнали? Что повторили? Что больше всего понравилось решать? УЧИТЕЛЬ: Юрий Гагарин вернувшись из полета сказал:»Облетев Землю в корабле-спутнике . я увидел , как прекрасна наша планета. Люди будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее»
Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок. Вы меня порадовали своими ответами и активной работой на уроке.
|