Цель урока: совершенствовать знания о творчестве С. Маршака и В. Бианки; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в их произведениях.
Задачи:
- Образовательные:
- проконтролировать степень усвоения знаний, полученных на предыдущем уроке;
- познакомить с изменениями в природе, происходящими зимой;
- расширить представления детей о животных.
- Развивающие:
- формировать внимание, умение сравнивать, размышлять;
- способствовать развитию речи.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным, к природе, умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа
– Где вы были на прошлом уроке? – Что видели во время экскурсии? – Что вам больше всего понравилось, запомнилось? – Чем покрыты деревья, кустарники зимой? – Какого цвета снег?
– Еще недавно уныло чернели голые, хмурые поля и леса. И вот наступила зима. И всё кругом бело. Зима, как художник, окрашивает пушистой белой кистью все вокруг. Деревья уже не кажутся голыми, они оделись в белый наряд, побелели и дорожки.
– Давайте вспомним стихотворение, которое выучили на экскурсии (И. Сурков "Зима”).
"Белый снег, пушистый, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело”.
– Снег всё сыплет и сыплет, а ветер кружит его, вздымает и гонит белым крутящимся вихрем. От холода прячутся в снег тетерева, рябчики, глухари. Снег служит надежным укрытием также для различных зверей. В густых еловых лесах спят медведи в берлогах. Медведь спит неспокойно: нет-нет, да и посмотрит зеленым глазом из отверстия в берлоге, затем повернется набок и опять спит. И ёж спит, его тоже засыпало снегом. Спит в глубокой норе барсук. Как тихо! Зимой не услышишь пение птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от холода. Снегопады в лесу засыпали все сорные травы с семенами, поэтому и пожаловали к нам пернатые гости, поближе к жилью людей. Не забывайте каждый день насыпать корм в птичью кормушку. Воробьи, синицы, снегири прилетают к кормушкам. Особенно много воробьев.
– В лесу теперь очень тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес. Но это только кажется.
– Посмотрите, сколько разных следов.
– Это следы зверей, птиц. Лес и сейчас живет интересной жизнью. Свои тайны он открывает тому, кто умеет внимательно читать книгу зимы.
II. Сообщение темы урока
– Давайте вместе совершим прогулку по зимнему лесу. А помогут нам в этом текст В. Бианки "Книга зимы” и стихотворение С. Маршака "Белая страница”.
1. Словарная работа
большая распишется гигантская множество таинственный черточки непонятные огромная
– Найти слова, близкие по смыслу (гигантская, огромная, большая). – Расположить эти слова по мере увеличения признака.
2. Чтение текста В. Бианки – О каких "непонятных значках” и "таинственных буквах” говорит писатель? – Почему они таинственны?
3. Чтение про себя с заданием: определить сколько частей в тексте
– Давайте представим, что перед вами лежит книга – белая, снежная книга зимы.
А. Мы открыли книгу. Так давайте прочитаем первую страницу этой книги – 1 часть.
– Как покрыл снег землю? – На что похоже заснеженные поля и поляны? – Какая разница между полями и полянами? – Как расписывается тот, кто проходит по снегу?
Б. Чтение 2 части.
– А почему страницы чистые?
В. Чтение 3 части.
– А что это за "черточки, точки, запятые”?
Г. Чтение 4 части.
Д. Чтение 5 части.
– Вот через поляну тянется ровный следок, он будто по нитке выведен. В углубление от передней лапы лиса точно опускает заднюю. Проходя где-нибудь несколько раз, она аккуратно ступает в прежний след. По размеру след лисы похож на собачий.
– А вот совсем другие следы: впереди рядом 2 больших отпечатка, а затем один за другим 2 маленьких. Такой след оставляет после себя заяц. Заяц весь день сидит под кустом. Снег белый и заяц белый – его и не видно. А ночью поскачет заяц искать пищу: кору погрызет у деревьев, особенно он любит осину.
4. Выборочное чтение
– Как выглядят зимой поля и поляны? – Какие они, если только что покрылись снегом? – Когда покрываются белые поля следами животных?
III.
– Мы познакомились с писателем, который с любовью описал зимний лес. А теперь я прочитаю стихотворение С. Маршака "Белая страница”. – Понравилось? Чем?
А. Чтение про себя.
– О чьих следах рассказывается в этом стихотворении?
Б. Чтение хором.
В. Чтение по частям.
IV.Обобщение.
– Что общего в произведениях В. Бианки и С. Маршака? – С чем поэт и писатель сравнивают поляны, покрытые снегом? – Как называется стихотворение С. Маршака? – А как можно назвать эту страницу учебника? – О чем говорят следы зверей и птиц на снегу? (Застывшая, кажущаяся мертвой, зимняя природа жива) – Смеркается. На небе зажглись первые звезды. Застыл лес. Тишина. Но мы знаем: в лесу кипит жизнь со своими радостями, со своими маленькими бедами.
V.Домашнее задание.
|