Цели урока:
-
Ознакомить учащихся с видами легкой плечевой одежды, заострить внимание на русском народном костюме и женском костюме Тульской области, элементами русского народного костюма в современной женской одежде.
-
Научить определять размеры плечевой группы одежды, учитывать особенности телосложения, совершенствовать приемы обмера фигуры.
-
Развивать художественный вкус учащихся, пространственное представление о линиях, мысленно проведенных на фигуре человека через ориентирные точки.
-
Стимулировать интересы учащихся через творческие задания, работу воображения, возможности переработки большого потока информации.
-
Совершенствовать навыки работы над творческим проектом, формирование умения работать в коллективе.
-
Воспитывать патриотизм, уважение к труду, людям различных профессий и результатам их труда.
Наглядные пособия и оборудование:
-
тетради, ручка, простой и цветные карандаши;
-
раздаточный материал: пакет № 1 (цветное изображение тульского национального костюма, детали этого костюма для раскрашивания и приклеивания, контурное изображение костюма);
-
инструменты: ножницы, клей, сантиметровые ленты;
-
карточки с изображением мерок (пакет № 2);
-
пакет № 3: цветное изображение трех русских народных рубах тульской, рязанской, воронежской областей;
-
фигура девочки с нанесенными конструктивными поясами (на доске);
-
таблицы:«Изображение ориентирных точек и линий фигуры человека»,«Виды легкой женской одежды», «Русские женские и девичьи костюмы разных областей России»;
-
тульский девичий костюм XIX века;
-
памятки: инструкция снятия мерок, ксерокопии и схемы тульского женского костюма;
-
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
-
манекены с линиями измерения, сантиметровые ленты, шнуры для опоясывания талии, цветные карандаши, клей, ножницы.
Компьютерное сопровождение урока:
-
Презентация «Стиль одежды», текстовое сопровождение к сайту (Приложение 2).
-
Презентация «Тульский национальный костюм» (Приложение 3).
-
Презентация «Подарок любимой женщине. Модели + выкройки» (Приложение 6).
(Из-за размеров приложений, превышающих допустимые, ссылки не указываются. За материалом обращаться к автору статьи – прим. ред.)
Межпредметные связи:
-
с историей – эпохи и времена в стилях одежды;
-
с информатикой – ИКТ в подготовке презентации и подготовке творческих проектов;
-
с анатомией – строение человека;
-
с краеведением – особенности Тульского национального костюма, вышивка Тульского края;
-
с изобразительным искусством – владение методом раскрашивания, рисования деталей и эскизов одежды;
-
с математикой – деление результатов и их запись.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
1. Приветствие учителя и ответная реакция ученика. 2. Проверка отсутствующих и использование этого эмоционального момента в воспитательных целях. 3. Проверка готовности к работе.
II. Этап подготовки к усвоению новых знаний в ходе повторения изученного материала
1. Учитель: Девочки, мы с вами начинаем очень интересную тему «Конструирование и моделирование плечевых изделий». В ней несколько подтем. Первая из них – «Виды женского легкого платья. Мерки, необходимые для изготовления выкройки плечевого изделия». Давайте вспомним сведения об одежде.
Вопросы для повторения:
– Какая бывает одежда по целевому назначению? (Одежда бывает бытовая: повседневная, торжественная, домашняя; спортивная, национальная, производственная, форменная). – А какая бывает одежда по способу употребления? (Верхняя, легкая, нательное белье, корсетные изделия, пляжная одежда, головные уборы). – В зависимости от сезона, какой бывает одежда? (Летней, зимней, демисезонной и всесезонной). – На какие группы делится одежда по половозрастным признакам? (Мужская, женская, детская). – Легкая женская одежда бывает нескольких групп. Какая бывает одежда по способу закрепления на фигуре человека? Что с вами мы уже шили? (Рабочая – фартук. Юбки, брюки, шорты. Это – поясная группа).
Учитель: А еще бывает легкая одежда, которая держится на плечах. Ее так и называют – плечевые изделия. Как вы думаете, что относится к плечевой одежде? (платья, блузки, сарафаны, халаты, пиджаки, жакеты, топы, пончо). Примечание: что не называли дети, называет учитель.
2. Игра-повторение
– Сейчас мы с вами вспомним, какие конструктивные пояса принято выделять в конструировании легкого платья. Я сейчас открою на доске изображение фигуры девочки с нанесенными конструктивными поясами, а вы напишите названия этих поясов. Работать будем по бригадам. Какая бригада быстрее и правильно выполнит задание?
– Приступили! (После игры) Молодцы! Эти сведения нам сегодня пригодятся.
III. Этап усвоения новых знаний
На доске запись: «Мода – непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма». «Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру».
1. Учитель читает понятия моды и стиля.
Понятие моды вам известно, вы его часто встречаете и употребляете. Как видим из определения, мода непостоянна, она часто меняется, уходит и возвращается, но уже с изменениями и дополнениями. Стиль – это отражение целой эпохи. Стиль проявляется и в архитектуре, и в искусстве, и, конечно, в одежде. Девочки, которые занимаются в школьном научном обществе, выбрали себе тему творческих проектов, связанную с пошивом плечевых изделий. В ходе работы над проектом они создали небольшую презентацию о стилях одежды. Дадим им слово.
2. Компьютерная презентация «Стили одежды».
Учитель. Современная нам эпоха использует элементы различных стилей и выделяет наиболее употребительные: классический стиль, романтический, фольклорный (или деревенский), спортивный, молодежный, унисенс, т.е. универсальный: и для девушек и для юношей. (Пример – джинсовые брюки и курточки, бейсболки, футболки). Они находят своих поклонников в разных странах. Но все равно, свое, национальное очень близко каждому народу.
Учитель: обратите внимание на таблицы, которые на доске. Это русский национальный костюм. Посмотрите внимательно на его изображение. Россия - огромная страна, поэтому в каждой области были свои особенности в русском костюме. Сравните вот эти три костюма. Что в них общего и в чем различие? (ответы учащихся)
Учитель: особенности русского национального костюма, отделка его находит место и в современной одежде.
– Как вы думаете, что перешло в современную одежду? (Да, прежде всего, вышивка. Ею отделывают не только платья и блузки, но и брюки, даже обувь)
– Что еще? (Покрой современных укороченных полупальто, использование ткани с рисунком в лоскутной технике).
– Конечно, из русского костюма пришла и отделка кружевом, лентами, контрастной тканью. Мы живем с вами в Тульской области, а, как мы уже узнали, национальный костюм в каждой области отличается. Давайте посмотрим, в чем особенности Тульского женского костюма. Для этого мы используем нашу мультимедийную технику. Вам предлагается компьютерное слайд-шоу.
3. Компьютерная презентация «Особенности Тульского национального костюма».
Текстовое сопровождение к слайд-шоу.
Слайд 1 – заставка. Итак, внимание. Рассматриваем внимательно все детали костюма.
Слайд 2 – рубаха из Тульского костюмы. Основной частью костюма у русских являлась рубаха. Материал, крой и отделка, которой соответствовала определенному назначению. Женские рубахи могли быть «цельными», из длинных прямых полотнищ от ворота до подола и «составными», делящими на две части: верхнюю – «стан» («станушка», «рукава», «вороток», «грудка») и нижнюю – «подставу» («становицу», «подол»). По назначению рубахи делились на будничные, праздничные, ритуальные. Различались рубахи девичьи, женские, старушечьи.
Слайд 3. На юге России рубахи носили с юбкой поневой, на Севере и в центральных губерниях – с сарафаном. Тульская область относится к южным областям, но граничит с центральными. Поэтому, в основном, носили поневы, но в более северных районах области надевали сарафан. Девушки чаще носили сарафаны, а голову покрывали ярким платком.
Слайд 4. У праздничных рубах грудной вырез, подол и рукава имели сложную отделку, где вышивка, ткачество, нашивки из лент, ярких тканей, кружев создавали многоярусную многоцветную композицию. Особенностью Тульского национального костюма было то, что в вышивке преобладал красный цвет на узорах, с добавлением черного. У ворота рубахи собирались в тесную сборку под узкую обшивку или стойку, что наиболее характерно для Тульского национального костюма. Нашивки на рукавах называются «колики». Они были очень яркими. В Тульской губернии бытовали рубахи с косыми «коликами». Здесь «колики» трапециевидной формы или в виде клинов вшивались в верхнюю часть основных полотнищ рубахи, значительно расширяя ее в плечах. Обычно они были красными, из кумача, но могли быть и белыми, из холста.
Слайд 5. Рубахи с косыми «коликами» имели узкие рукава и стоячий воротник. Рубаха для девушки в Тульском костюме украшалась красиво, но не ярко. Считалось, что девушку украшает ее молодость (в класс входит девушка в Тульском национальном костюме). Вот так выглядела бы ваша одноклассница лет сто назад, если бы жила в Супоневском уезде, т.е. Узловой.
– Посмотрим еще на Тульский костюм и еще раз отметим его особенности:
-
Преобладание красного цвета в вышивке с добавлением черного.
-
У ворота рубахи собирались в тесную сборку под узкую обшивку.
-
Нашивки на рукавах – «колики» – были косыми в виде клина или трапеции.
4. – А теперь давайте запишем основные особенности Тульского национального костюма. Это вам пригодится в 9 классе. Те, кто будет сдавать экзамен по технологии, увидят, что тема «Особенности Тульского национального костюма» входят в один из экзаменационных билетов.
У вас на партах лежат памятки. Запишите их в тетрадь. Памятка «Особенности Тульского национального костюма».
Учитель: А сейчас вспомним, что мы узнали о Тульском костюме в ходе коллективной практической работы.
5. Практическая работа.
Инструктаж: У каждой бригады лежит образец с тульским национальным костюмом (пакет №1), детали этого костюма, но белые, не раскрашенные. Каждая девочка берет одну деталь и в соответствии с образцом раскрашивает, а затем наклеивает на контур рисунка девушки. Практическая работа выявляет, кто окажется самым точным и быстрым.
Учитель: А теперь давайте вернемся к современной моде. Кто создает моду? Откуда она проходит? (Ответы учениц)
Обобщение учителя: Да, современную моду создают модельеры. Они постоянно обращаются к разным стилям, к народным костюмам. Многие модельеры всемирно известны. Это Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин, Версаче и Коно Шанель, Дольче Габбана и Пьер Карден и другие. Я предлагаю вам при помощи компьютера побывать в некоторых Домах моделей у известных модельеров.
6. Просмотр презентации «Подарок любимой женщине».
– Чтобы создавать прекрасные современные изделия нужно уметь конструировать и моделировать одежду. А для этого нужно рисовать эскизы и делать выкройки. А что нужно для построения выкройки? (Знать необходимые мерки уметь их правильно снимать. Они снимаются по конструктивным поясам.)
– А еще, зачем нужно знать свои мерки? (Для того, чтобы знать свой размер одежды.)
– Это, прежде всего, полуобхват груди. Он является размером одежды. Но, чтобы точно подобрать одежду по размерам, необходимо знать полуобхват груди, полуобхват бедер и рост. На этикетках к одежде пишутся именно эти три мерки.
7. Повторение-игра
Учитель: С мерками вы встречаетесь ежегодно, начиная с 5 класса. Давайте вспомним, какие мерки вы знаете? Я предлагаю вам игру. Я называю мерку, а вы поднимаете карточку с ее условным обозначением (пакет №2):
8. Учитель: Эти мерки вы хорошо знаете. Но нам понадобится снять еще несколько мерок, с которыми я и хочу вас познакомить. Нам понадобится манекен. Мерка – ширина плеча – Шп. Она снимается от точки основания или до конечной плечевой точки по линии середины плеча. (Демонстрирует на манекене) Высота груди – Вг. Измеряются от проектируемого плечевого шва у основания шеи до выступающей точки грудной железы. (Демонстрирует на манекене) Центр груди – Цг. Измеряют расстояние от середины переда до высшей точки груди. Или расстояния между высшими точками груди и делят мерку пополам. (Демонстрирует на манекене) Ширина спины – Шс. Измеряют горизонтально по лопаткам между задними углами подмышечных впадин (фиксируется выступ лопаток, кривизна спины). (Демонстрирует на манекене)
– Давайте сейчас вспомним правила снятия мерок:
-
Мерки снимаются по правой стороне фигуры человека
-
Талию предварительно опоясывают шнурком
-
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо, без напряжения.
-
Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
-
Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере т. к. чертеж строят на одну половину фигуры (чаще правую).
9. Практическая работа «Снятие и запись мерок».
Инструктаж. Работать будете парами. Снимать мерки будет друг с друга. Мерки записывать будете с тетрадь той девочке, с которой будете снимать мерки. Когда закончите снятие мерок, подходите с тетрадями к учителю для проверки работы.
Выполнение практической работы.
IV. Проверка понимания учащимися нового материала
1. Проверка правильности снятия мерок учителем.
2. Проверка теоретических знаний.
Учитель: У вас на партах лежит цветное изображение русских рубах тульской, рязанской, в оронежской областей. Пользуясь полученными знаниями, памятками в тетради найдите рубаху Тульской области. По каким особенностям вы это определили.
3. Выставление оценок.
V. Закрепление знаний
– В пакете № 3 находятся эскизы современной одежды. Укажите на:
VI. Домашнее задание
1. В тетрадях нарисовать эскиз плечевого изделия, которое вы хотели бы сшить. Рисовать цветными карандашами. 2. Принести: линейки закройщика, простые карандаши, треугольники, лекала.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
|