Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда.
Задачи:
- обобщение знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека;
- формирование осознанных представлений о мире труда;
- воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Оборудование: экран, проектор, презентация Power Point , карточки с заданиями капитанам.
Подготовительная работа: сформулировать тему викторины и ее задачи, направить усилия учащихся на самостоятельную подготовку головоломок о различных профессиях.
Рекомендуемые источники информации для учащихся: энциклопедия "Выбор прфессии”, родители, родственники, знакомые.
Ход викторины
Разминка (анаграммы).
Конкурс капитанов.
Головоломки (домашнее задание).
"Чьих рук творенье?”
"Знаешь ли ты профессии?”
Блицтурнир.
Задания всех этапов (кроме 3) демонстрируются на экране
1. Анаграммы:
Моетсетс, тиокредн, нйидреаз, гокэло, убдользреитс, алмяр, дьмлое, птлоикн.
Ответы:
Тестомес, кондитер, дизайнер, эколог, бульдозерист, маляр, модель, плотник.
2. Конкурс капитанов.
Капитану первой команды |
Капитану второй команды |
Из перечисленных слов выбрать те слова, которые обозначают специальности: хирург, токарь, судья, маляр, директор школы, пианист, литературный критик, преподаватель, столяр, монтажник, монтер, летчик-испытатель, химик-лаборант, закройщик, ткач. |
Из перечисленных слов нужно выбрать те слова, которые означают профессии: учитель, резчик по дереву, ветеринарный врач, токарь, врач, продавец книг, бульдозерист, председатель колхоза, инженер, художник-конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар. |
Ответы:
1-й капитан. Хирург, маляр, пианист, литературный критик, столяр, летчик-испытатель.
2-й капитан. Учитель, токарь, врач, инженер, парикмахер, водитель, швея, кулинар.
3. Головоломки (домашнее задание).
Участники команд обмениваются анаграммами и ребусами. Время выполнения ограничивается.
Чтобы заполнить образовавшуюся паузу можно провести игру со зрителями:
"Знаешь ли ты, кем были по профессии ниже перечисленные известные личности?”
1. А.П. Гайдар — командир полка Краевой Армии. 2. Н.В. Гоголь - канцелярский чиновник в департаменте(1829г.) 3. А.С. Грибоедов — глава Русского посольства в Персии. 4. А.С. Грин — был учеником на пароходе; работал в рыбачьей артели; был добытчиком золота на Урале; был рядовым пехотного полка. 5. Н.М. Карамзин — историк. 6. М.Ю. Лермонтов — офицер гвардейского гусарского полка, участвовал в военных действиях на Кавказе в войне с горцами. 7. М.М. Пришвин — агроном, работал на опытной сельскохозяйственной станции, много путешествовал. 8. А.П. Чехов — врач. 9. В. Шекспир — актер.
4. "Чьих рук творенье?”
изображения предметов. Необходимо назвать не менее 7-ми специалистов, которые участвовали в его создании.
Возможно участие зрителей, если команды затрудняются с ответами.
5. "Знаешь ли ты профессии?”
На экране появляются поочередно характеристики трудовой деятельности человека и после ответов правильное название загаданной профессии
6. Блицтурнир.
Вопросы команде 1. |
Вопросы команде 2. |
1. Кто был А.П. Чехов по профессии?
2. Перечислите необходимые материалы и приспособления для работы швеи и плотника.
3. Строитель — это профессия или специальность?
4. Где можно освоить профессию "инженер”?
5. Как называется человек, оказывающий услуги по обеспечению телефонной связи? |
1. Кто был В. Шекспир по профессии?
2. Перечислите необходимые материалы и приспособления для работы повара и электрика.
3. Хирург — это профессия или специальность?
4. Где можно освоить профессию "водитель”?
5. Как называется человек, занимающийся выращиванием сельскохозяйственной продукции? |
Подведение итогов осуществляет жюри (желательно из старшеклассников), которое определяет не только победившую команду, но и самых активных участника и зрителя.
Во время подведения итогов проводится игра-головоломка "Мир профессий”
со всеми присутствующими в классе: на каждую букву слова ПРОФЕССИЯ подберите названия профессий и специальностей так, чтобы они не повторялись.
|