Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 30.11.2024, 06:29:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Вышивание как вид рукоделия в истории. Инструменты и материалы для вышивания. Основные народные ручные швы
12.05.2009, 23:05:43

Тип урока: комбинированный

Цель урока: ознакомиться с историей вышивания в России, основными приемами вышивания.

 

Задачи:

 

Обучающая:

·        формировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории,

·        формировать знания о многообразии выбора приспособлений, материалов и инструментов для занятия вышиванием,

·        формировать знания многообразии ручных швов и технологии их исполнения,

·        формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ,

·        формировать умения выбора материалов для вышивания,

·        формировать умения закрепления нити в начале и конце работы, формировать умения выполнения ручных народных швов.

Воспитательная:

·        вырабатывать точность и аккуратность в работе;

·        воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

 

Развивающая:

·        развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию,

·        развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

 

Оборудование: Презентация «Вышивание. Первый урок», мультимедиапроектор, ПК.

Инструменты и материалы: пяльцы, ткань 20*20 см, нитки мулине, набор игл, ножницы, карандаш, линейка, тетрадь, цветные карандаши.

 

 

 

 

План урока:

1.     Организационный момент.

2.     Формирование мотивации.

3.     Объяснение нового материала

4.     Практическая работа

5.     Подведение итогов.

 

Конспект урока

1.     Организационный момент.

2.     Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.

 

Учитель говорит о том, что знания и умения, полученные на уроках Материаловедения (где изучали строение, химический состав и свойства тканей) и Машиноведения, где изучалось не только строение и работа швейной машины, но и приемы работы ручной иглой, требуется применять на практике. Каким образом это можно сделать? (учащиеся, как правило, отвечают, что можно сшить что-нибудь.)

Учитель продолжает: Древний человек после того, как научился шить одежду, заинтересовался ее украшением. При чем украшение одежды играло разнообразные роли. Предлагается ответить учащимся на вопрос «Почему человек на протяжении всей истории человечества уделял большое внимание вопросу украшения одежды?» (определялась принадлежность к роду, народу; принадлежность к сословию, касте; роль оберегов от злых духов и т.д.) Приводятся примеры.

Учитель предлагает назвать основные мотивы народной вышивки данной местности и используемые швы.

Учитель подводит итоги, заостряя внимание на таких вопросах, как:

·       Откуда учащиеся получили данные сведения?

·       Где учащиеся могли видеть вышитые изделия?

·       Занимаются ли вышиванием в семье учащегося?

·       Кто занимается вышиванием?

·       Умеют ли учащиеся вышивать?

·       Почему  нужно уметь вышивать?  

И объявляет тему ближайших уроков «Вышивание». СЛАЙД 1

Пока идет первый слайд, учитель знакомит учащихся с основными задачами на всю тему и задачей данного урока, объясняя план дальнейшей работы. Далее предлагается ознакомиться с кратким историческим очерком «Вышивание»

 (ВНИМАНИЕ! Если видеофайл на СЛАЙДЕ 2 не пойдет из презентации, то его можно просмотреть в любом плейере, например проигрывателе  Windows Media, убедившись, что он читает файлы типа mpeg)

 

 

Текст для фильма о вышивке

 

Искусство вышивки известно человечеству издавна. Оно не забывается и не устаревает. И не уменьшается число его поклонниц, отдающих значительную часть своего свободного времени этому чудесному занятию.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 векам до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. На территории нашей страны археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к 9-12 векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси.

Ею украшали иконы, книги, одежду, кошельки, обувь, пояса, конскую сбрую, жилище. Умение вышивать было обязательным не только для крестьянок, но и для женщин всех сословий, в том числе и дворянского.  Умели шить и вышивать и самые знатные дамы общества, много примеров дает нам классическая литература. Вспомните пушкинских героинь, например, барышню – крестьянку Лизу Муромцеву, или подаренные князю Потемкину туфли и платки, собственноручно вышитые Екатериной 2.Вот как описывает А. Корнилович повседневный быт супруги Петра 1 царицы Екатерины в повести «Андрей Безыменный»: «В то время вышивание было единственным занятием женщин высшего и среднего сословий. Мужья носили кафтаны, шитые шелками, серебром, золотом; лавок же модных еще не было, все приготовлялось дома. Посему во дворце, во всяком дворянском доме приемные, гостиные, спальни, девичьи уставлены были пяльцами; за ними просиживали по целым дням и царица, и самая бедная дворянка, и старуха, и носившая на заплечьях «крылышки».

В наших музеях хранятся прекрасные вышивки, сделанные руками не только безвестных мастериц, но и таких, как великая княгиня Соломония Сабурова и первая жена Ивана Грозного – Анастасия Романовна. Известно, что любила вышивать княгиня Ольга, жена князя Владимира – принцесса Анна, дочь Ярослава Мудрого, французская королева Анна, вторя жена Ивана 3 – Софья Палеолог.

Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова  - Ксения. Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол с изображением Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им Сергия Радонежского и Никона, сохранилось до наших дней.

Скольких замечательных художников вдохновляли женщины-рукодельницы: «Крестьянская девушка за вышиванием» Венецианова Алексея Гавриловича, «Золотошвейка» Тропинина Василия Андреевича, «За вышиванием» Борисова-Мусатова Виктора Эльпидифоровича.

Чаще всего вышивкой украшали свадебные и праздничные рубахи, холщевые сарафаны, головные уборы, платки, полотенца, подзоры, столешницы, орнаменты которых рассказывали о неразрывной связи человека и природы, о красоте, силе и многообразии окружающего мира.

На содержание и расположение орнамента оказало большое влияние язычество. По представлению славянина вся природа была насыщена духами зла (упыри, навьи) и добра (берегини). Повсеместность рассеянного в природе зла так велика, что человек мог стать его жертвой где угодно и когда угодно. Но он не был совсем беззащитен, ему помогали доброжелательные символы, которые располагались в самых уязвимых местах жилища и одежды. Заклинательным орнаментом оформлялись все проемы, отверстия, ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку. Сама  ткань считалась непроницаемой для злых духов. Важно было защитить те места на теле человека, где кончалась заколдованная ткань и начиналось беззащитное тело. Орнамент содержал такие знаки, как символы земли, растений, корней, цветов, засеянного поля. Очень частым мотивом вышивок были богиня – покровительница Макошь (мать урожая, мать сыра земля) и богини – рожаницы – Лада и Леля, богини любви, ярой весенней вегетативной силы, браков и плодородия. Другим самым распространенным символом была птица – пава, приносящая добро человеку. Недаром их любили изображать на свадебных полотенцах, чтобы было между мужем и женой согласие, а в доме мир, любовь и тепло. Часто присутствовали такие символы , как олень и конь, конь-лев. С этими образами связывали представление и счастье, добре, весели, благополучии – недаром так часто упоминаются эти символы в свадебных песнях. Эти символы присутствовали в вышивке наряду с образом мирового древа жизни. Дерево жизни было символом новой жизни, единства рода, его продолжения и благополучия.

Потеряв со временем свой языческий смысл, эти орнаменты и знаки остались своеобразной эстетический основой художественного оформления одежды.

Во второй половине 19 века на традиционные орнаменты оказала большое влияние городская мода и в крестьянской вышивке получает распространение вышивка крестом. Ее широкое распространение связывают с продукцией косметической фирмы «Товарищество Брокар и К». Данная фирма выпускала свою продукцию в  ярких упаковках, содержащих схемы узоров для вышивания крестом в «русском стиле».

Еще ранее, с введением в обиход европейского платья, в вышивке, связанной с употреблением привилегированных слоев общества, появляются европейские орнаменты. Развиваются такие приемы как вышивка цветной гладью, бисером, тамбуром.

В своих узорных и тематических изображениях вышивки перекликались с росписью потолков и стен, сочетались с формами мебели, украшениями дверей, каминов. Вышивку стали употреблять для украшения мелких бытовых предметов и дополнений к костюмам. Письменные и туалетные принадлежности, сумочки и бумажники оформлялись с помощью иглы и нити. Сюжеты из античной мифологии соседствовали с богатыми цветочными мотивами, пейзажами, бытовыми сценами и «восточными» мотивами, изображавшими жизнь стран Востока с точки зрения европейца. Рисунки для подобного шитья создавались либо профессиональными художниками, либо самими мастерицами. Немало сюжетных и орнаментальных узоров для вышивок, раскрашенных акварелью или гуашью, привозилось из Вены, Берлина, Парижа.

Во второй половине 19 века появляются промысловые центры шитья, такие, как Палех, Холуй, Мстеры, Городец и другие.

Существуют и развиваются типично народные приемы шитья и типично городские.

Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.

 

 

СЛАЙД 3 – СЛАЙД 5

 Учитель: Девочки, мы начинаем изучение вышивки. А какие инструменты и материалы нам потребуются?

Учащиеся называют. Учитель рассказывает о нюансах выбора того или иного инструмента и материала ( Я НЕ ПРИВОЖУ ПРИМЕРОВ, ТАК КАК В ЛЮБОЙ КНИГЕ О ВЫШИВАНИИ  ИХ МОЖНО НАЙТИ).

Учащиеся при необходимости делают записи в тетради.

 

СЛАЙД 6

 Учитель: В народной вышивке  используются только определенные цвета нитей: красный – основной, и синий, зеленый, желтый и черный – как дополнительные, но, если мы вышиваем  изделие теневой гладью и Александровской гладью, то нам требуется подбирать цвета нитей для изделия, и поэтому нужно знать что все цвета делятся на теплые и холодные по тону, одни цвета дополняют друг друга, другие оттеняют друг друга, третьи могут заменить друг друга, так как являются аналогичными.

(цветовой круг зарисовывается учащимися или выдается на листочке распечатанная каждому.)

 

СЛАЙД 7

Знакомство с основными приемами вдевания нитки в иголку. Учащиеся, глядя на слайд, проделывают предложенные операции.

 

СЛАЙД 8

Учащиеся подготавливают ткань, впяливая ее в пяльцы, используя слайд как наглядное пособие по этой операции.

 

СЛАЙД 9

Учащиеся закрепляют конец нити на ткани.

 

СЛАЙД 10

Визуально знакомятся с дополнительными приемами закрепления нити в начале и конце работы. Учитель проговаривает выполнение каждой операции.

 

4.     Практическая работа

 

СЛАЙД 11 - СЛАЙД 18

Учащиеся зарисовывают схемы выполнения швов и их названия в тетради или получают карточку с видами швов. (СМОТРЕТЬ файл «Схемы основных швов») . Выполняют образцы швов на ткани, выстраивая узор для салфетки, дорожки и т.д.

 

СЛАЙД 19

 Показывает разнообразие использования счетного шва «роспись».

 

СЛАЙД 20

Учащиеся знакомятся с народным швом «набор», выполняемым на основе шва «вперед иголку»

 

СЛАЙД 21

 

Учащиеся записывают в тетрадях задание на следующий урок.

 

5.     Подведение итогов

 

 УЧИТЕЛЬ подводит итоги уроку, вместе с учащимися просматривает выполненную работу, выявляют достоинства и недостатки работ, сравнивают работы учащихся между собой и оценивают их. 

Категория: ТЕХНОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, обслуживающий труд, скачать бесплатно, трудовое обучение, Урок технологии в школе
Просмотров: 1851 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0