Цели урока:
-
развитие творческой инициативы учащихся на основе изучения декоративно- прикладного искусства текстильной аппликации «Печворк»
-
конструирование собственных узоров
-
развитие логического и образного мышления;
Задача:
План урока:
-
Организационный момент.
-
Изложение познавательных сведений.
-
Практическая работа учащихся.
-
Подведение итогов занятия.
Зрительный ряд:
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Из истории искусства мозаики.
Это древний вид искусства. До наших дней дошли великолепные мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии. В Древней Руси тоже знали и умели делать цветное стекло. Многие соборы и храмы в Киеве, Чернигове и Владимиро-Суздальском княжестве славились своими прекрасными мозаичными картинами из цветной смальты. Те из них, которые сохранились, и сегодня поражают своими красками.
Позже этот вид искусства был забыт на Руси. Возродил его М.В. Ломоносов. Секрет цветного стекла был утерян, поэтому ученому пришлось проделать тысячи опытов, пока у него не получилась смальта. Он создал "Портрет Петра I" и работу "Полтавская баталия"
Лоскутная мозаика- это одна из разновидностей мозаики. Основной ее принцип –соединение небольших кусочков ткани так, чтобы создавался эффект единого полотна. Лоскутное шитье зародилось и изначально развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были полезны и красивы. Среди городско населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в 70-е годы ХХ века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. В переводных материалах для обозначения лоскутной мозаики употребляют часто термин «печворк».
Наилучшим материалом для изделий из лоскутов считается хлопок. Хлопчатобумажные ткани меньше деформируются, хорошо утюжатся, при ручной стежке сквозь них легко проходит иголка. Однако для большего эффекта допустимо включение в изделия лоскутов из атласа, шелковых , подкладочных, а также синтетических тканей.
Изделия из лоскутов должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме. Во-первых, можно комбинировать лоскуты, беря их из одной группы тканей, либо сочетая темные и светлые оттенки одного, либо соединяя цвета одной цветовой области. Во-вторых, могут сочетаться противоположные цвета по принципу дополнения. Воздействие цветов необходимо уравновешивать. Это достигается подбором каждой пары так, чтобы количество лоскутов одного цвета значительно преобладало над количеством лоскутов дополнительного.
Имея перед собой лоскуты ткани, можно сначала выполнить эскиз изделия. В этом нам поможет компьютерное моделирование. Графический редактор помогает учащимся выйти за рамки давно знакомых узоров мозаики, создать свой неповторимый узор. Превратить привычное в необычное, традиционное в неповторимое им помогут приёмы изменения лоскутных орнаментов. По готовому рисунку создается готовое изделие из текстиля.
3. Основная часть урока.
Все учащиеся разбиваются на 4 подгруппы, в соответствии с временами года Для активации внимания допустимо использование карточек с названием: весна , лето, осень, зима. Ограничение в цветовой гамме обостряет ассоциативное мышление учащихся и позволяет создать образную композицию- эскиз для прикладной деятельности.
Эскиз выполняется средствами компьютерной графики. Эскиз может быть выполнен для покрывала, декоративной наволочки, украшения для одежды и кухонных принадлежностей, а также декоративное панно для интерьера.
Результат урока предполагает создание 4-х эскизов по временам года из которых может быть составлен четырептих для украшения интерьера.
Выбор данной темы позволяет развить у учащихся навыки компьютерной графики и проявить себя художником дизайнером. Углубленное изучение техники «печворк» воспитывает чувство гордости и патриотизма, и прививает любовь к ручному творчеству. Возврат к истокам народного искусства является мощным источником вдохновения.
4.Подведение итогов урока.
Рассмотреть полученные эскизы. Создать четырептих для украшения интерьера. Оценить работу учащихся.
|