Цель урока: познакомить с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края, показать применение вышивки в народном и современном костюме.
Задача: воспитать патриотическое отношение к культуре своего народа, привить любовь и уважение к обычаем родного края, воспитать эстетический вкус.
Наглядные пособия: мультимедийный диапроектор, рисунки и иллюстрации, показывающие использование вышивки в национальной одежде, образцы вышивки.
Оборудование: рабочая тетрадь, цветные карандаши,
линейка, ластик, учебник.
ПЛАН УРОКА:
1.Начало урока.
2. Оргмомент.
3. Вступительное слово учителя, сообщение познавательных сведений, используя презентацию на тему «Русский национальный костюм»
4.Работа в тетради, запись основных терминов применяемых при вышивании.
5. Итог урока. Разбор рисунков, выставление оценок.
Народные вышивки издавна славятся своим разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утончённостью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, её истории, культуры.
У народов Крайнего севера распространена вышивка оленьим мехом по замше, сукну и аппликация из ткани и кожи с применением бисера.
Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи. В узорах часто встречаются завитки рогов, фигуры животных, реже изображения животных.
Вышивки народов Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличаются геометризированными узорами из сочетания растений, животных и птиц.
Для вышивки Татарии характерно шитьё золотом, и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.
Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространена вышивка шёлком, шерстью, золотом, бисером.
В XIX – начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнамента, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивают край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, воплощались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестецко – волдайская строчка, калужская цветная перевить.
Среди вышивок различных русских областей народная калужская вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданным своеобразным приёмом вышивания- «цветной перевитью». (Строчёная вышивка исполняется на сетке, образованной путём выдёргивания из ткани поперечных и продольных нитей). На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки чётко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц. Отдельные вкрапления синего, жёлтого, а иногда зелёного цвета, оживляя фигуры и вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки.
В изображении орнамента закладывался определённый смысл: прямая горизонтальная линия – это поверхность земли, горизонтальная волнистая – вода, вертикальная линия – дождь, скрещивающимися – огонь и молнию, горы – треугольниками, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – солнце, луну.
Мы знаем, что русский народный костюм состоит из белой рубахи с рукавами, покрытыми тканами узорами (панёва) и передника (занавесками). Праздничные нарядные передники украшались вышивкой, цветными лентами, кумачом и заканчивались цветным кружевом или бахромой. Декоративные полотенца «рушники», служившие дарами невесты родне жениха на свадьбе и главным украшением на большие праздники, имели те же вышитые узоры, что и передники.
Судя по тем названиям, которые даны большинству изображаемых в калужской вышивке мотивов, можно предположить, что орнаментальные формы связывались мастерицами с реальными явлениями жизни. Отсюда такие названия как «кавалеры», «солдатики», «куколка» и т.д. Изображение женской фигуры имеет в калужской вышивке свою характерную особенность. Руки женщины согнуты к бокам, фигура женщины свободно располагается возле других мотивов или повторяется, образуя ряд.
В калужских вышивках нередко встречаются довольно фантастические, вольные изображения живых существ: птиц на четырёх ногах, птиц, крылья которых изображены отдельно от тела, коней с очень короткими ногами.
Помимо узоров цветной перевитью, в Калужской области встречались вышивки одной белой строчкой, а также узоры с мотивами, обведёнными на белой строчке цветным настилом или тонкой линией цветной перевити.
Среди калужских артелий вышивальщиц своими работами наиболее известна – Тарусская артель. В изделиях, созданных артелью, сохранены характерные черты калужских народных вышивок.
Произведения народного декоративного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.
КОМПОЗИЦИЯ – это объединение элементов изображения в одно художественно целое, имеющее единую форму и содержание.
Форма и содержание зависят от:
1.от того, какие швы будут использованы;
2.от назначения изделия
3. расположения узора на изделии:
4.выбора цвета для его выполнения.
От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.
Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.
Повторяющиеся элементы в орнаменте называются раппортом.
При выполнении орнамента используют следующую технику вышивки: счётные швы, крест или полукрест, счётную гладь, роспись, гобелен, и другие.
Практическое задание: Используя данный орнамент зарисовать в тетради по клеточкам красным карандашом и дополнить рисунок другим цветом.
Заключительная часть. Проверка задания, оценка правильных работ.
Домашнее задание: принести однотонную ткань (по возможности канву), игла, нитки желательно красного цвета, пяльцы.
|