Беседа с элементами диспута: о дружбе, товариществе
20.02.2009, 13:14:07
Цель:
раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и
товарищества как высших человеческих чувств;
формировать умение различать дружбу и товарищества;
воспитывать культуру чувств.
Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по
теме, музыкальное оформление.
Класс оформляется высказываниями по теме. 2-3 ученика
подбирают и учат стихотворение по теме классного часа.
Высказывания по теме.
Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.
М. Джалил.
Друзей познаешь лишь тогда
Когда к тебе придет беда.
Н. Хосраев.
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость,
другого человека.
Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.
В.А. Сухомлинский.
В крепкой дружбе наша сила
Дружбе – слава и хвала.
Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя
дружбы, но делают друг для друга все, что могут.
В. Г. Белинский
Учитель: "Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике
человеческих отношений, войди в мир тонкий и сложный. Отношения людей близких,
знакомых, посторонних, что заслуживает вечной памяти.
Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия
простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от
того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих
человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.
У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся,
чем отличаются понятия "друг”, "товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу,
но все же различаются. Как?
Возможные ответы: товарищ – человек близкий с кем-нибудь
общностью взглядов.
Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на
взаимном доверии.
Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для
каждого из нас.
Учитель: Что считать настоящей дружбой?
Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему,
оценках людей и поступков.
Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба
настоящей?
Отец девушки счел, что юноша, с которым подружилась дочь, ей
" не пара”, хотя в нашем обществе нет сословных различий. Конечно, бывает, что
люди не подходят друг другу по уровню развития, воспитанности. Юноша, по
просьбе отца Лиды перестал с ней дружить, сначала звонил, писал записки. Вскоре
и это кончилась. И вот через месяц она познакомилась с другим и подружилась, а
в письме, адресованном в редакции газеты она спрашивает: говорить ли о своем
новом друге родителям.
Каково ваше мнение? Стоит ли винить здесь только отца Лиды?
(Лида не пыталась бороться за право встречаться со своим другом).
Можно ли дружить с человеком, которого ты считаешь хорошим,
а твои родители так не считают?
Итог учителя: Такую дружбу нельзя назвать настоящей, а
друга, который не готов к испытаниям верным. Может быть, отец Лиды хотел
испытать их дружбу. Иногда девушки называют другом тех, с кем ходят в кино,
проводят свободное время. Но уже давно известно, что дружба проверяется
испытаниями, а не развлечениями.
Прекрасный пример благородной, искренней дружбы оставили нам
К. Маркс и Ф. Энгельс, в отношения которых, по словам В.И. Ленина, "Превосходят
все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе”.
Послушайте следующую ситуацию и скажите. Как вы оцениваете
поступок Наташи?
Наташа сказала: "Костя, я не выучила басню Крылова "Стрекоза
и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать
свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске.
Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала:
"Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.
Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на
Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Итог учителя: этот случай следует рассматривать как
проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо
потребительство. Прежде всего человек должен быть требовательным к себе, а не
диктовать свои требования.
Учитель: А можно ли критиковать друг другу?
Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные
поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать
верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - преданным.
Есть хорошее высказывание В.Г.Белинского по этому вопросу. "Кто мне скажет
правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо”.
Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что
здесь вы – друзья или товарищи?
Итог : Значит есть дружба личная и коллективная. Личная
основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.
Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что
для этого необходимо?
Итог : Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть
искренним , честным по отношению другому.
Послушайте следующую ситуацию и скажите:
Как ба ты вышла из этой ситуации?
Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично
знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах
заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама
рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.
Итог : Если ты настоящая подруга, в твоем сердце не должно
быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без
оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и
помогите ему стать счастливее.
Во многих языках слова "друг”, "дружба” по своему
происхождению близки со словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и
писатели всегда сближали понятия "любовь” и "дружба”. Они называли дружбу
"частичным браком”.
У поэта Е.Евтушенко есть прекрасное стихотворение "Люди
сильны друг другом”.
… Люди сильны друг другом,
Так, словно Севером – юг,
Так, словно пахарь – плугом,
Так, словно пахарем – плуг,
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.
А сейчас Исаева и Мусаева прочтут нам стихотворение о
дружбе, о друзьях.
А в заключении хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был
настоящий друг. Еще хочу пожелать вам доброты словами поэта Алима Кешокова:
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого зло.