Цель: научить детей распознавать положительные и отрицательные черты характера человека.
План-конспект обсуждения:
1. Сбор детей
2. Предварительная беседа-игра.
3. Чтение и обсуждение сказки.
4. Подведение итогов.
Дети располагаются в классе, образуя круг вокруг руководителя. Руководитель сообщает, что состоится необычная беседа о чертах характера человека и предлагает провести её в форме игры.
1. Игра «Каким быть?»
Игра проходит с мячом на выбывание: если ребенок повторяется или не знает, что сказать, то он отсаживается в сторону или кладет руки на колени и не участвует далее в игре. Руководитель предлагает всем подумать и назвать известные им положительные черты характера (например: умный, смелый, веселый и др.). Далее тот ребенок, которому в руки попал мяч, должен назвать черту характера при этом, не повторяя уже названные.
После того как мяч побывал у всех детей руководитель предлагает к некоторым положительным чертам характера подобрать противоположные – отрицательные, такие которые отсутствуют или, наоборот, в чрезмерном количестве (например: смелый – трус, хулиган; умный – глупый, зазнайка и т.д.).
2. «Честность и ложь»
Руководитель предлагает детям ответить и обсудить следующие вопросы:
- Почему говорят, что обманывать нельзя?
- Бывают ли случаи, когда обманывать можно и это хорошо? (напомнить правила безопасного поведения с незнакомыми людьми).
- Можно ли обидеть, говоря правду (сказать бабушке, что она плохо выглядит; подружке, что у нее не модное платье и др.)?
- Врать – плохо. Значит, все сказочники и фантасты плохо поступают?
- Что значит «дать честное слово»? Почему его нельзя нарушать?
3. Чтение сказки «ЧЕСТНОЕ ГУСЕНЕЧНОЕ» (В. Берестов)
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в нее не посмотреться.
- До чего же я хороша! – радовалась Гусеница, с удовольствием выгибаясь, чтобы получше себя разглядеть. – Жаль, что никто-никто этого не видит.
Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела ее и сказала:
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
- Ах так! – рассердилась Гусеница. – Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, нигде, никогда, ни за что, ни в коем случае больше меня не увидит!
Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница.
И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сучек, с сучка на ветку, с ветки на листик. Вынула из брюшка шелковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась долго и наконец сделала кокон.
- Уф как я устала! – вздохнула Гусеница.
Делать больше было нечего, в коконе было темно и тепло, и она уснула.
Проснулась она от того, что у нее ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Терлась, терлась, протерла насквозь и вывалилась.
Но падала она как-то странно: не вниз, а вверх. И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.
- Какой ужас! – подумала Гусеница. – Пусть я некрасива, это не моя вина. Но теперь все узнают, что я еще и обманщица. Дала честное гусеничное слово, что меня не увидят, и не сдержала его…
А девочка увидела ее и сказала:
- Какая красивая!
- Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. – Сегодня они говорят одно, а завтра – совсем другое.
Но на всякий случай она посмотрела в каплю росы. Что такое? Перед ней – незнакомое лицо! Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спине у нее появились большие разноцветные крылья.
- Ах вот что! – догадалась она. – Со мной произошло чудо! Я стала Бабочкой!
И она весело закружилась, потому что честного бабочкиного слова, что ее никто не увидит, она не давала.
4. Обсуждение сказки.
- Права ли Гусеница? (Дал слово - держи; говоря о людях и т.п.) Почему вы так думаете?
- Если человек «стал другим», может ли он отказаться от честного слова? Почему?
- Учит ли эта сказка держать свое слово или нет? (учит).
- Кто из вас давал честное слово и не сдержал его? Почему?
5. Подведение итогов.
Занятие удалось, если дети могут ответить на вопросы руководителя о том, какие качества в человеке положительные и отрицательные, и какие из них следует изменить. А также могут сказать, что фантазия – это «хорошее вранье». И могут смело сказать какие у них самих есть плохие качества.
Беседа на тему: «Общение без конфликтов»
Место проведения: учебный класс.
Цель: помочь овладеть разными способами поведения в конфликтных ситуациях
Задачи: 1. Научить детей выходить из конфликтных ситуаций.
1. Научить разрешать конфликты без ущерба для себя и других.
План-конспект беседы:
- Сбор детей, создание мини групп
- Знакомство с темой беседы
- Проведение беседы
- Подведение итогов
Сценарий беседы
В классе руководитель разбивает детей на две мини группы, в которых беседа будет проводится одновременно (психологом и социальным педагогом). По возможности, дети устраиваются вокруг педагога, создав круг.
Упражнение «Комплименты» (5 минут)
Дети стоят в кругу и бросают мячик друг другу, говоря при этом комплименты – предложения, начинающиеся словами: «Кокой ты…! или «Какие у тебя…!».
Игра «Дразнилки» (5 минут)
Педагог называет различные объекты, дети по цепочке или в виде игры с мячом называют «назначение» данного объекта, используя суффиксы «л», «к».
Например: «собака» - кусалка, догонялка, хвостомвилялка…; ножницы – резалка, открывалка, ломалка, уколка и т.д.
Обсуждение «Дразнилки» (5-7 минут)
- Сейчас вы дразнили предметы понарошку, в игре. Но нередко бывает, что дети дразнят друг друга не понарошку, а на самом деле. Почему они это делают?
- …
Чтение отрывка из стихотворения Э. Успенского «Рыжий»:
Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжий, конопатым?
Но, однако, с малых лет
Пареньку прохода нет,
И кричат ехидные ребята:
- Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой! –
А он дедушку не бил,
А он дедушку любил…
- Как вы думаете, какие чувства испытывает этот мальчик, когда его дразнят?
- …
- Помогают ли дразнилки подружиться или помириться?
- …
- Получается, что тот, кто дразнился, хочет поссориться, раздружиться, обидеть другого. Другой действительно обижается, возникает ссора, а порой может закончиться дракой… Какими еще могут быть причины драки?
- …
Тест «Конфликтный ли вы человек?» (10 минут)
- В жизни нередко возникают спорные ситуации, или, иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить проблему мирным способом; другие – наоборот, вспыхивают как спички, и конфликт тоже разгорается, становиться еще больше.
Чтобы узнать, какой характер у вас, проведем тест.
Педагог читает вопросы, дети на небольших листочках отмечают ответ «да» - знаком «плюс», ответ «нет» - знаком «минус».
Вопросы анкеты:
1. Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.
2. Я часто критикую других.
3. Я не люблю уступать.
4. Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.
5. Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.
6. Если меня толкнули, я всегда даю сдачи.
7. Если моя команда выиграла, я могу высмеивать противника.
8. Меня трудно назвать послушным.
9. Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.
10. Меня легко обидеть.
Затем подсчитывается количество положительных ответов:
0-2 – у вас миролюбивый характер;
3-5 – обычно вы стараетесь избегать конфликтов;
6-8 – у вас часто бывают проблемы с общением;
9-10 – у вас взрывоопасный характер, вы сами создаете конфликты.
Физкультминутка (3 минуты)
Рекомендуется проведение энергичной, спортивной физкультминутки.
Игра «Мы похожи друг на друга» (5 минут)
Дети вновь встают в круг, каждый по очереди называет, чем он похож на своего соседа (не только внешне, но и характером, увлечениями, отдельными фактами «биографии»).
Желательно, чтобы дети не повторялись, придумывали сходство по разным признакам.
Подведение итога беседы «Способы разрешения конфликтов» (15 минут)
Примерное содержание беседы:
- Почему надо учиться мирно разрешать конфликты?
- Что больше приносят конфликты: вреда или пользы?
- Что делать, если причина конфликта – разные вкусы и интересы? (Например, разные артисты, футбольные команды и др.)
Перед окончанием беседы проводится анализ ситуаций:
- Ларе хотелось поиграть на улице, а мама не разрешила ей выходить, пока девочка не уберет в комнате. Опишите чувства и мысли Лары; а что чувствовала и думала ее мама?
- Майя и Люся – подруги, но сегодня Люся зашла в класс и, не поздоровавшись, прошла мимо Майи. Опишите чувства и мысли Майи.
- Витя играл в комнате с мячом, задел вазу и разбил ее. Папа забрал мяч и наказал мальчика. Опишите чувства и мысли Вити.
Беседа удалась, если дети поняли, что при общении могут возникать конфликты, при разрешении которых существуют разные способы поведения. |