Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с разными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленных целей, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Идеей внедрения технологии учебной дискуссии во внеклассную работу классного руководителя является соединение новых педагогических технологий с воспитательной деятельностью учителя, педагога, организатора. Данная технология, нацелена на выполнение таких педагогических задач:
-
Быть активным
-
Уметь чётко формулировать свои мысли
-
Развить навыки уверенного поведения
-
Быть значимым для окружающих
-
Развить умение бесконфликтно общаться
-
Научиться грамотно отвечать на возражения
-
Развитие логического мышления
-
Формирование умений задавать вопросы
-
Формирование умений отвечать в эмоционально-напряжённой обстановке
-
Обучение уважительного отношения к оппоненту при разных точках зрения
-
Развитие коммуникативных способностей учащихся
-
Умение работать в малых группах
Учебная дискуссия – это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух или нескольких различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения). Педагогические исследования показывают, что мышление в споре интенсивно развивается. Дискуссия – как урок, а также дискуссия – как классный час являются процессом приобретения знаний и процессом формирования личности. Ученик в ходе дискуссии начинает восприниматься как личность. Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, попробовав такую форму общения, получение истины, рассмотрение вопроса с разных сторон, выдвигают свои вопросы для обсуждения. Дискуссия – эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа, т.к. снимает психологическое напряжение и представляет противника в свете достойной позиции. Эта методика помогает детям в ходе групповой работы осмыслить роль социальных норм жизни, роль общества для отдельного человека. Данная педагогическая технология позволяет удовлетворить основные психологические потребности подростка – ощущение взрослости, самоутверждение, сравнительная самооценка. В ценностно-ориентированной деятельности для учеников привлекательна дискуссия, т.к. можно поспорить с одноклассниками и учителем, всё подвергнуть сомнению, приводя свои доводы, отстаивать свою собственную точку зрения. Организационно дискуссия позволяет включить в работу весь класс и как воспитывающая форма имеет много достоинств:
-
Обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной форме
-
Класс делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения
-
Ведущие (подростки, а не учитель) направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга
-
Мнение взрослого не навязывается, они свободны в своём нравственном выборе, и даже если они его сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнёт их на размышления, на поиск истины
Педагог, организующий учащихся, должен соблюдать ряд правил:
-
Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой идея
-
Запрещается критиковать, высмеивать какие-либо идеи, предложения
-
Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, модернизировать идею
Применяя технологию учебной дискуссии, участники придерживаются свода правил ведения дискуссии. Он оформлен в виде буклета и используется во время работы.
-
С уважением относиться друг к другу
-
Чтобы высказаться, поднимаем руку
-
Порядок выступлений определяет ведущий
-
Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами
-
Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё особенное мнение
-
Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности
Учебную дискуссию целесообразно проводить придерживаясь технологической цепочки:
Использование седьмого пункта технологической цепочки (смена проблем у групп) особенно важен, т.к. позволяет осуществить коэволюционный подход – соразвитие всех идей, подведение содержательного итога, оценочного итога.
Некоторые темы для работы с учащимися по технологии учебной дискуссии:
-
Радиация – зло или благо?
-
Что такое детский алкоголизм?
-
Нужно ли высшее образование?
-
Учиться на «отлично» – это легко?!
-
Карманные деньги – роскошь или необходимость?
-
Досуг – это организованное время или отдых? и т.д.
Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются нравственные основные принципы, соотносятся нравственные ценности учащихся с общечеловеческими ценностями. |