Цель: познакомить уч-ся со славянскими праздниками.
Форма проведения: сообщения уч-ся о праздниках.
Оборудование: - на доске цитата:
Во всех углах жилья, в проходах,
за дверьми
Стоят чудовища, не зримые людьми…
В.Я. Брюсов. «Чудовища»
- картины русских художников: К. Кустодиев «Масленица», К. Маковский «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», В. Липицкий «Масленица»;
- пословицы и поговорки (на доске).
Ход занятия.
-
Вступительное слово учителя.
Накануне принятия христианства мировоззрение славян-язычников являлось средоточием интереснейших мифологических представлений о мире и человеке. Вселенная наших предков, по их преданиям, состояла из трёх ярусов: на небе жили высшие боги (Перун, Белбог, Хорс, Сварог и др.); земля была отдана духам природы (домовым, лешим, русалкам); под землёй обитали злые демоны (бесы, черти).
Как известно, миф не может существовать отдельно от ритуала. Обряд, праздник, карнавал – всё это суть оживление мифа, передача его через магическое действо. Обряды и праздники представляют собой акт воспроизводства мифологических систем, а миф, в свою очередь, воздействует на реальность через ритуал. Праздники на Руси были связаны с определёнными традициями и мифологическими преданиями, в которых говорилось о борьбе тепла с холодом, весны с зимой, солнца с тьмой. На прошлом занятии вы были распределены на группы. Каждая группа должна была подготовить сообщение об одном из праздников русского народа.
-
Сообщения детей.
а) Новогодние и крещенские праздники.
Люди, свято верящие в магические силы природы, стремились всеми способами угодить зиме – матушке, задобрить её. Именно этим и объясняется обилие народных праздников в это время года. Известны следующие праздники:
- Весёлый праздник первого снега.
- Синичкин день (строили и вывешивали кормушки)
- Смотрины (крестьяне демонстрировали обнову, которую приготовили на зиму. Хотели показать, что они готовы к встрече с зимой, с её морозами и буранами).
Новогодние и крещенские праздники продолжались с 24 декабря по 6 января по старому стилю. Главным божеством в пантеоне богов Киевской Руси был Сварог, отождествляющийся в представлении наших предков с Зодиаком и его двенадцатью созвездиями. В песнях и обрядах древних славян живут все персонажи киевского пантеона: Перун, Купала, Сварожич, Берегиня, Дана, Месяц, Заря... их легко заметить и распознать. Но попробуйте найти Сварога. Это будет не просто: Сварог встречается только в ритуалах празднования Рождества Света – Солнца, Месяца и Зари. Праздник Рождество Света (25 декабря – 6 января) был праздником Сварога - зодиака, по преданию, научившего славянские племена земледелию и подарившего им плуг, а также благословившего мужчин и женщин этих племён на вступление в брак, на создание прочных семей. Обряды, связанные с празднованием Рождества Света, подтверждают, что древние славяне посвящали его зодиаку. Не случайно продолжительность праздника равнялась 12 священным ночам, что соответствовало 12 созвездиям зодиакального круга. По преданию, в течение этих священных ночей происходило создание Вселенной. Древние славяне, проживавшие на территории Киевской Руси, считали Рождество Света, кроме всего, праздником семейной жизни, поэтому и праздновали его только вблизи семейного очага. Готовясь к Рождеству Света, наши предки складывали в сенях 12 поленьев, которые должны были пойти на разведение священного огня для приготовления 12 блюд рождественского стола. 12 поленьев были ритуальными жертвами 12 созвездьям зодиака, а приготовленная пища – жертва божествам зодиака. Накануне праздника домочадцы ели кутью – жертвенное кушанье в честь бога Сварога – зодиака. В хате ставили ржаной или пшеничный сноп, который назывался Колядой. За день до праздника вносили плуг и клали его под столом, подготавливаясь к празднику рождения Месяца, известному под названием Щедрый Вечер (1 января). Как видим, праздник рождения Месяца – Щедрый Вечер был центральным. Народ Киевской Руси верил в божественное могущество Месяца. В день рождения Месяца на Руси было принято ходить за плугом, имитируя вспахивание земли, и петь ритуальные стихи – колядки. Во многих колядках Месяц называют Василём.
б) Святки.
Святки имеют дохристианское происхождение и связаны с земледельческим культом. Важным считалось зазывание и кормление Мороза. Чем больше каши приносилось в жертву, тем лучше ожидался урожай. На плодородие почвы воздействовали и особыми заклятиями – колядками. При этом Коляда не просто олицетворяет праздник или какую-то силу природы, но и прямо связан с зимним возрождением солнца. одним из примечательных явлений святочных праздников было колядование – хождение по христианским дворам с пением новогодних песен, называемых колядками. В них звучал пожелания хорошего урожая, всяческого благополучия, прославлялись добродетели. Исполнители колядок вознаграждались подарками, их потчевали новогодними яствами, осыпали комплиментами.
Во время святок люди гадали, играли в различные игры, тут звучали величальные песни, прибаутки, скороговорки, загадки… особое место отводилось частушкам. Самыми популярными были частушки на любовные темы, передающие целомудренное зарождение любви, её счастливое развитие, радость свиданий, горечь разлуки…
в) Масленица.
Масленица была одним из самых шумных и весёлых праздников. Это были проводы зимы, встреча весны. Обжорство (готовилась обильная мучная пища) имело ритуальное значение и должно было воздействовать на урожай.
Вся неделя празднования масленицы именовалась мясопуст, т.е. полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым и строгим дням Великого поста, который последует сразу за масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди ещё в старину нашли выход из условий мясопуста: нельзя есть мясо, но ведь существуют молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название сырная неделя. Кроме того, не воспрещается рыба. Но главным атрибутом этого зимнего праздника являлись блины.
Блины пекли в течение всей сырной недели, и первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божицу, крышу или могилу – для умерших родителей, давали нищим в память о предках.
Понедельник назывался встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Вторник – заигрыш. С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гуляния, представления.
Среда – лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво.
Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои.
Пятница была известна как тёщины вечера. Не только тёщи, но и зятья угощали в этот день тёщ!
Суббота – золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье – это проводы, целовник, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В этот день «сударыню – Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За околицей устраивался большой костёр. Давали чучелу Масленицы блин и затем «сударыню – Масленицу» торжественно сжигали на костре.
г) Седьмой четверг после Пасхи.
Празднование седьмого четверга после Пасхи – исключительно языческий обряд. Вся неделя носила название русальной и была посвящена поминовению усопших предков и расцвету весенней растительности. Символом праздника считалась молодая берёзка. Девушки шли в лес и плясали, водили хороводы. Считалось, что с ними празднуют и русалки. Мужчинам запрещалось ходить в это время в лес, т.к. русалки могли погубить их.
д) Праздник Ивана Купалы. Праздник Ивана Купалы отмечался 7 июля. Купала олицетворял наивысший расцвет природы. В основе обряда лежит культ солнца, воды и огня, связанный с мифами о Яриле. Купание в воде, прыжки через костёр, ритуальные оргии и озорство – всё это – имело очистительное значение, отражало стремление сохранить и приумножить урожай. В ночь на Ивана Купалу происходили всякие чудеса: цвёл папоротник, колдуны оборачивались собаками, ведьмы портили чужой скот и т.д.
3. Конкурсы.
а) Найдите среди пословиц и поговорок те, которые характеризуют зиму и объясните ваш выбор. (пословицы и поговорки написаны на доске)
Зима – хранилище полей.
Март зиму кончает, а весну начинает.
Вода на лугу – сено в стогу.
Гром в ноябре – к большому снегу.
Много снега – много хлеба.
Снега надует – хлеба прибудет.
Май создаёт хлеба, а июнь сено.
Снег глубок – хлеб хорош.
Весна землю парит.
Солнце заходит в облака – к снегопаду.
Слабая роса - к дождю.
Чем ядрёнее морозы, тем жарче летние месяцы.
Баня всё исправит – снеговая вода красоты прибавит.
Кто спит весною, тот плачет зимою.
Сильные росы – хороший урожай.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
б) Ответьте на вопросы.
- Какие русские зимние праздники вы запомнили?
- Из каких ярусов, по преданию предков, состояла наша вселенная?
- Кто такой Сварог? Какой праздник посвящён этому богу?
- В какой праздник принято было ходить по дворам, петь песни и получать за это угощения?
- Как назывались песни, которые исполняли во время Святок?
- Как называли неделю празднования масленицы?
- Что разрешалось есть во время масленицы?
- Каждый день недели во время масленицы имеет своё название. Помните ли вы эти названия?
- Символом какого праздника считалась молодая берёза?
- Когда отмечается праздник Ивана Купалы? Что происходит в этот день?
4. Итог.
Наше занятие подошло к концу. Я думаю, что вы узнали много нового и интересного о праздниках и традициях русского народа. Спасибо за сообщения, которые вы подготовили к нашему занятию. |