Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить.
А. Дистервег.
Цель: формирование у учащихся способов оптимального поведения в различных ситуациях.
Задачи:
- сформировать у учащихся ценностное отношение к семье, школе, друзьям, окружающим людям;
- помочь им преодолеть подростковый эгоцентризм;
- показать, что принятие оптимального решения возможно только на основе критического осмысления ситуации.
Этапы подготовительной работы:
- Обсуждение темы и формы мероприятия. Постановка целей и задач дела.
- Формирование групп, определение заданий.
- Выявление лидеров групп (ответственных). Помощь классного руководителя.
- Подбор и отбор материала по теме.
- Обсуждение хода мероприятия с лидерами.
- Подготовка ведущих.
Оборудование: бумага, карандаши, кроссворд, таблички.
Ход шоу «Острый угол».
I. 1-й ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о нашем отношении ко всему, что нас окружает, об отношении окружающих к нам, о причинах непонимания двух сторон и о путях, которые приведут нас к правильному решению. То есть, попытаемся сделать острый угол хотя бы прямым.
2-й ведущий: Итак, тема нашей встречи «Ангел мой…». На Руси в давние времена существовал обычай: уходя из дома, встать перед зеркалом и сказать: «Ангел мой, пойдем со мной: ты впереди, я - за тобой». То есть храни и охраняй меня, мой Ангел!
1-й ведущий: Сегодня у нас в гостях родители, медицинский работник, школьный психолог, учителя. Они поделятся опытом жизни, помогут в сложных ситуациях и просто пообщаются с нами. И, может быть, станут нашими ангелами.
2-й ведущий: От чего может нас предостеречь наш ангел? В чем может помочь? Предлагаю провести небольшую разминку: разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Сложный вопрос, требующий изучения и разрешения (проблема).
- Проблемы бывают не только у подростков, но и у взрослых. Назовите сферы жизни, в которых мы часто сталкиваемся с проблемами (воспитание, обучение, производство, любовь, семья, досуг).
2. Чтобы заполнить клетки 2-й строки по горизонтали, нужно ответить на вопросы теста «Обретите…?»
- Работа с тестом. - Какого слова не хватает? А уверенности хватает? (уверенность)
По вертикали:
3. Назовите одним словом то, в чем заключены все эти понятия: а/ опора, б/ давление, в/ контроль, г/ защита, д/ ценность, е/ тыл. (семья).
4. Человек, который осознает свое место в обществе, имеет интересы и убеждения, придерживается морально-этических принципов, стремится к самосовершенствованию (личность).
5. Кто-то называет употребление сигарет, алкоголя и наркотиков слабостью. А можно ли найти синоним, который более точно определит эти пагубные привычки? (Ошибка).
6. Почему наше шоу называется «Острый угол»? Потому что, если мы не будем обращать внимание на все то, о чем уже говорили, это отразится на нашем психическом, нравственном и физическом… (здоровье).
II. 3-й ведущий: Часто мы, стремясь выглядеть взрослыми, говорим: «Я живу так, как я хочу!» Справедливо ли наше недовольство в ответ на замечания и претензии взрослых? Предлагаю ролевую игру «Ступени общения». Условия игры: каждый из нас входит в одну из пяти групп - «учитель», «ученик», «соседи», «родители», «друзья» (в том числе и гости). Это роль, и выступать надо уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа. Посовещавшись, группа называет 2-3 качества, положительных и отрицательных, для каждой из 4-х оставшихся. (Учащиеся записывают на карточках, затем по очереди зачитывают свои варианты).
3-й ведущий: - Согласны ли вы обладать такими качествами, которые были названы?
- Какие выбрали бы, чтобы стать самодостаточным человеком?
Каждый из нас в разных ситуациях является другом, соседом, учеником, испытывает на себе отношение учителей, родителей, друзей и соседей.
- Подводя итог игре, можно сказать так: чтобы не уколоться об острый угол проблем при общении с окружающими, помни пословицу: «В отношениях дверь открывается на себя».
III. 4-й ведущий: В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника». Что нужно для того, чтобы налаживать взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни творческого содружества, ни дружбы.
- А умеете ли вы дружить? Предлагаю ситуацию: вот два друга. Один из них делится своей радостью или огорчением. Второй должен соответственно отреагировать. (Разыгрывается ситуация).
- Поверили? Почему?
- У Кайсына Кулиева есть замечательное стихотворение. Подводя итог этой части шоу, нельзя его не прочитать.
Чужой бедою жить не все умеют, Голодных сытые не разумеют. Тобою, жизнь, балован я и пытан, И впредь со мною делай, что угодно, Корми, как хочешь, но не делай сытым, Глухим, не понимающим голодных.
IV. 1-й ведущий: - А нужен ли нам Ангел-хранитель? В каких сложных ситуациях он нам поможет?
2-й ведущий: А может быть, мы и сами сможем обойти все эти острые углы, не уронив себя, никого не обидев?
3-й ведущий: Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
4-й ведущий: А теперь предоставим слово гостям. Они ведь тоже наши Ангелы-хранители. Какие советы они могли бы дать нам? (Выступления родителей, мед. работника, психолога).
1-й ведущий: Прочитайте слова эпиграфа. Прав ли Дистервег? Научились ли мы сегодня чему-нибудь?
2-й ведущий: Продолжи фразу: «Уметь понимать других людей надо для того, чтобы…»
3-й ведущий: Всем спасибо!
4-й ведущий: Удачи вам! Будьте хорошими друзьями, соседями, учениками и детьми! Умело обходите острые углы!
Кроссворд "Острые углы”, Приложение 1 и Тест для родителей скачивай вверху страницы.
|