Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Форма проведения: обучающая игра.
Учет возрастных особенностей: учащиеся 6 класса.
Наглядность, используемые современные информационные технологии: оформление эпиграфов, видеофильм о нравственном воспитании учащихся.
Подготовительная работа: тестирование.
Эпиграфы на доске:
"Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований" (Р.Эмерсон)
"Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры" (Бернанд Шоу)
I. Вступительное слово классного руководителя.
"Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости" - так писал наш великий поэт А.С.Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека.
Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит в глубь тысячилетий. Слово "этикет" французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - "этикет" и произошло слово "этикет". Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладающая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавты, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила. За нарушение этикета назначались штрафы. Мы в нашей игре также введем штрафы за нарушения правил поведения, а в конце игры увидим, кто окажется злостным штрафником. К нарушителям дисциплины мы будем привязывать ленточки. Предлагаю самые важные правила поведения записывать в памятку воспитанного человека. (Рекомендуется оформить "Свод правил воспитанного человека", в которой будут записаны главные выводы, и в конце у каждого будет такая памятка.)
"Здоров ли ваш скот?" Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: "Я тебя вижу". В Китае спрашивают: "Ели вы сегодня?" И все это означает одно и то же. А как звучит это по-русски? Мы говорим: "Здравствуйте", т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.
Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем не знакомы. Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь!
Вы поздоровались и на "капельку радостней сделалась жизнь". А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что-то на ходу - не то "дрпсь", не то "брысь".
Просмотр видеофильма "Правила этикета".
II. Конкурс знатоков этикета.
-
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший)
-
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)
-
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть)
-
С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да)
-
А кстати, кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подает руку девушка, женщина, начальник - подчиненному)
Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: "Первым здоровается тот, кто вежливее". Будете следовать этому простому правилу - никогда не ошибетесь. И я предлагаю записать это в нашу памятку.
III. Комментарий классного руководителя.
Если совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели - изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по вашим щекам каша и никого не радует через чур веселый, а точнее, черезчур громкий смех в транспорте. Что прощалось малышу - уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: "Мое поведение - мое личное дело!" Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек как Робинзон, живет на необитаемом острове. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.
Есть забавная история о происхождении хороших манер. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу - так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину - то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди. Так какое же следующее золотое правило поведения мы запишем в нашу памятку воспитанного человека? (Уступайте друг другу)
Правила этикета очень разумны. Они требуют от нас: "Делай так, а не иначе". Конечно, когда мальчик идет с девочкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед. Но если дорога незнакома, а идти страшновато, да еще и корова стоит впереди, что подсказывает здравый смысл и понятие о мужском благородстве?
Или вы позвонили кому-то по телефону - первым делом поздоровайтесь и сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Или вы идете обедать - вымойте руки, иначе с пищей в организм попадет инфекция. Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну, а вы продолжайте:
-
тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что...;
-
навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как...;
-
не перебивайте говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а во-вторых...;
-
размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы можете при этом...
Человек может обойтись без многого - но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И эта смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.
А сейчас, ребята, мы познакомимся с результатами тестирования, которое мы провели перед игрой.
В основном вы набрали от 22 -32 очков. Значит, вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций, вас называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.
В психологии есть такой забавный пример: человек - это дробь, числитель которой означает, на сколько человек сам себя оценивает, а знаменатель - на сколько его оценивают окружающие. Чем больше числитель и меньше знаменатель, тем неустойчивее эта цифровая конструкция и тем скорее она потеряет устойчивость, опрокинется. (По желанию приглашаются один или несколько учеников) На листке напишите три положительных и три отрицательных качества. (Когда все желающие выскажутся, учитель вслух называет качества, отмеченные подростком. Ученик сравнивает самооценку с оценкой, которой дал класс)
Вот видите, человек как бы посмотрел на себя со стороны, оценил свои нравственные качества. А как мы выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих:
-
грызете ли вы ногти, не хлюпаете ли носом;
-
не размахиваете ли вы руками так, что ваши собеседники с большим трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми;
-
не раскачиваетесь ли вы на стуле; не разваливаетесь ли вы на кресле;
-
не используете ли вы ноготь мизинца в качестве зубочистки;
-
не чистите ли вы ботинки о штанину брюк;
-
не хлопаете ли дверью?
Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, постарайтесь от них избавиться, а главное - избавить от них окружающих.
Игра "Зеркало".
Один из вас, самый смелый, встанет перед классом, окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот и посмотрели на себя со стороны. а что бы мы записали в нашу памятку? (Следите за собой всегда и везде. помните, вы среди людей)
Комментарий классного руководителя.
Обезьяны в стаде всегда борются за первенство. Кто самый главный? Кто самый сильный и умный?
Однажды молодому шимпанзе удалось стать лидером. И очень даже легко и просто. Он запугивал других членов стада ударами палки по пустой канистре из-под бензина. Но как только экспериментаторы отняли у него канистру, в группе установились прежние отношения. И никому не было дела до выскочки.
Согласитесь, что такие экземпляры встречаются не только среди шимпанзе. Народная мудрость гласит: "Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой".
Конкурс лучшего рассказчика.
Расскажите короткую веселую историю, произошедшую с вами или вашими друзьями, близкими, или особенно понравившийся анекдот.
Комментарий классного руководителя.
Кто-то смог продемонстрировать драгоценное чувство юмора. а у кого-то оно еще плохо развито.
Какое золотое правило мы могли бы записать? 9учись смеяться над собой)
Предполагаемые результаты.
Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря и вы будете честно оценивать себя. Но здесь всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие. Есть игра, в которую играют даже взрослые солидные люди: составляют перечень каких-либо качеств, а затем ставят себе за это качество отметки, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы. Например, возьмите перечень: вежливость, хорошие манеры, культура речи, гостеприимство, осанка и походка, чувство юмора, воспитанность. Поставьте себе по этим "предметам" оценки. Посмотрите, что получится и сделайте выводы.
У древнегреческого писателя Лукиана спросили: "У кого ты учился благовоспитанности?" - "У невоспитанных, - ответил он - я избегал делать то, что делают они".
Тест "Насколько вы конфликтный человек".
1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
а) не принимаю участия; б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной; в) активно вмешиваюсь и "вызываю огонь на себя".
2. Выстуаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства?
а) нет; б) только если имею для этого веские основания; в) критикую всегда и по любому поводу.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
а) только в шутку и если это люди необидчивые; б) лишь по принципиальным вопросам; в) споры - моя стихия.
4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже; б) делаю замечание - надо же научить грубияна хорошему тону; в) споры - моя стихия.
5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.
а) не буду поднимать бучу из-за пустяка; б) молча возьму солонку; в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу...
а) С возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо, без эмоций сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
а) промолчу; б)ограничусь коротким, но тактичным комментарием; в) выскажу все, что я об этом думаю.
8. Не повезло, на улице в лотарею вы просадили кучу денег. как вы к этому относитесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии; б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.
Баллы: "а" - 4 очка, "б" - 2 очка, "в" - 0 очков.
|