Цель урока:
- закрепить представление учащихся о правах человека, как о социальной ценности и назначении Всеобщей декларации прав человека.
Тип урока:
Форма проведения:
Ход урока
Класс разбивается на 4 группы.
1-й этап. "Я знаю”
Капитаны команд отвечают на вопросы "да” или "нет”.
- С возникновением права возникает новый ориентир для определения рамок дозволенного.(Да)
- Эпоха просвещения (14-16 в.в.) положила начало новому взгляду на человека как на личность, призванную реализовать свои творческие возможности. (Нет)
- В эпоху Возрождения (17-19 в.в.) человек, его жизнь, устройство общества постоянно связываются и сопоставляются с природой. (Нет)
- В эпоху Просвещения была создана теория естественных прав человека. (Да)
- Руссо считал, что только государство, получившее от народа право защищать каждого в отдельности и всех вместе, может уничтожить несправедливость неравенства. (ДА)
- Первым сформулировал идеи о естественных правах Дени Дидро. (НЕТ)
- Джон Локк считал, что только закон ограничит' власть королей и заставит их выполнять свои обязанности по защите прав.(ДА)
- Джон Локк впервые формулировал идеи о естественных правах. (ДА)
- Естественные права - это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком.(ДА)
- Джон Локк считал, собственность являются каждого человека. что жизнь, свобода и неотъемлемыми правами. (ДА)
- Жан Жак Руссо развивал теорию божественного происхождения права. (НЕТ)
- Руссо считал, что только король призван защищать каждого в отдельности и всех вместе. (НЕТ)
- Жан Мелье сказал, что "человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах”. (НЕТ)
- Жан Мелье в Завещании писал. Все люди равны от при роды. Они все в равной степени право жить и ступать по земле ... ” (Да)
- Денни Дидро утверждал, что главная цель государства - в обеспечении неотъемлемых прав граждан и их счастье. (Да)
- Демократия означает народовластие. (Да)
- Право и закон - это одно и то же. (Нет)
- 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. (Да)
- В статье 1 Устава ООН провозглашались цели ООН. (Да)
- Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами, её подписавшими. (Нет)
- 16 декабря 1966 г. был принят Международный пакт о гражданских и политических правах. (Да)
- Пакт - это документ, возлагающий на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека.
- Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваrься каждый человек, все народы и все государства. (Да)
- Всеобщая Декларация прав человека провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности. (Да)
- В пакте о гражданских и политических правах записано: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах” (Нет)
- В декларации сказано: "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. (Да)
- Право на свободу и на личную неприкосновенность проявляется в том, что никто не может быть подвергнут ПРОИЗВОЛЬНОМУ аресту, задержанию и изгнанию”.(ДА)
- Права человека означают, что каждый человек может ими пользоваться. (Да)
- Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей. (Нет)
- В ООН существуют специальные органы по защите прав человека. (Да)
2-й этап."Я мыслю - следовательно, я существую”.
Учащиеся должны высказать свою точку зрения. Желательно, чтобы на этом этапе была организована мини-дискуссия. Ученикам предлагается фрагмент из книги А. Усачева "Всеобщая декларация для детей и взрослых”.
Приключения Маленького человека.
Большие люди удивительно безграмотны, подумал Маленький Человек. Надо это исправить. И однажды Маленький Человек вышел на театральную площадь города с большим плакатом в руках:
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры. |
Вскоре вокруг плаката собрались горожане.
- Глупость какая-то написана” заявил один Толстый гражданин. Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг. 500 г., а мой сосед всего 3 кг. 100 г., а вы ...
- Послушайте! - сказал Маленький Человек. - Рождаться равными - это не значит одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными значит рождаться людьми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.
- Как вы понимаете смысл плаката?
- Что вы возразите Маленькому Человеку?
3-й этап. Работа с документами.
ПРЕАМБУЛА
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и
принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,
Генеральная Ассамблея,
провозглашаетнастоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Вопросы и задания:
Составьте план преамбулы, в котором кратко отразите шесть обстоятельств и мотивов принятия Декларации
- Как вы понимаете фразу "равные права” всех людей? Как понимаете словосочетание "неотъемлемые права”? Почему признание равных и неотъемлемых прав является основой свободы? Почему – основой справедливости? Почему – основой всеобщего мира?
- Какие вам известны варварские акты, порожденные пренебрежением к правам человека? Почему создание мира, где люди будут иметь свободу слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким стремлением людей?
- Как вы понимаете охрану прав человека властью закона?
- Раскройте связь между правами человека и развитием дружественных отношений между народами.
- Объясните, как права человека могут содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни.
- Почему важно, чтобы все люди понимали характер прав и свобод человека? Какую роль в этом должны сыграть просвещение и образование?
- Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит выполнять всем народам и государством?
- Как вы думаете, какие должны быть проведены в каждой стране мероприятия, чтобы выполнить названную выше задачу? Объясните почему вы так считаете.
- Что означает эффективное осуществление прав и свобод человека? Чем оно отличается от не эффективного?
4-й этап.Игра "Ступеньки”
Изучая международные документы по правам человека вы познакомились с новыми словами, пополнили свой словарный запас. Подберите как можно больше существительных. Начинаться они могут с любой буквы алфавита, но в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем.
Наблюдает Уполномоченный по правам человека. Напишите ему о фактах нарушения прав человека, предложите ему конкретные меры, чтобы исправить положение. "Уважаемый Уполномоченный по правам человека! ”
5-й этап.Агитплакат или короткая презентация на тему "Защити себя”.
Нарисовать плакат, призывающий граждан к активной защите своих прав. (Опережающее задание)
6-й этап."Творческое перо”.
Напишите десять важных слов по теме.
Напишите сочинение - эссе "Государство - на службе у человека, оно призвано защитить права человека”. (Опережающее задание)
7-й этап. "Отвечаем на вопросы”.
- Что является главной задачей ООН?
- Каково значение Всеобщей декларации прав человека?
- Какие группы прав человека составляет содержание Всеобщей декларации?
- Каково соотношение прав и обязанностей?
- Какие договоры входят в Международный билль о правах?
- Каково основное содержание Международного пакта о гражданских и политических правах?
- На основные группы делятся международные договоры? Какие из них обладают обязательной силой?
- В каком внутрегосударственном правовом документе воплощены положения о правах и обязаностях человека?
- Когда отмечается день прав человека?
- Что означает термин "декларация”?
8-й этап."Пишу письмо”.
"По Конституции РФ гарантом прав и свобод граждан является Президент. За соблюдением прав человека …."
В конце игры подводятся итоги, выставляются оценки. Затем проводится рефлексия.
- Чего вы ожидали от игры?
- Понравилась (не понравилась) игра?
- Что бы я хотел(а) изменить и почему?
- Мое личное участие.
Домашнее задание: придумать крылатые фразы: "Права человека - это ... ”
|