«А все же удержали рубежи,
В июльской битве оправдав надежды.
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там, где проходили прежде».
(Е. Долматовский «Курская дуга»)
Цели:
- Познакомить с великим подвигом Советской армии на Курской дуге.
- Развивать познавательные и творческие интересы учащихся.
- Способствовать воспитанию патриотических чувств, гордость и
ответственность за свое Отечество.
Место проведения: кабинет
Оборудование: Выставка книг о Великой Отечественной войне и
Курской битве; компьютер, интерактивная доска, видеопроектор,
компьютерный слайд-фильм; cтенгазеты посвященные 65-летию Курской битве.
Вступительное слово учителя. Презентация
http://poznayko.at.ua/load/o_velikoj_otechestvennoj_vojne/65_letiju_kurskoj_bitvy_posvjashhaetsja/52-1-0-2489
Слайд 1 (звучит музыка)
Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место.
Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года. По
своему ожесточению и упорству, эта битва не имеет себе равных.
Сокрушительный разгром гитлеровских войск на Курской дуге и последующий
выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в ходе Великой
Отечественной войны.
Ведущий 1: Белгородская земля... На протяжении многих столетий
через нее проходила линия обороны Русского государства, закалялась в
ратная доблесть и слава нашего народа. Тревожное пробуждение средних
веков, отмеченное бесчисленными сражениями против кочевых завоевателей,
разгром ударных Корниловских батальонов и героические походы Первой
конной армии. Сколько человеческого героизма и самопожертвования впитала
в себя эта земля.
Слайд 2 (звучит музыка) Ведущий 2:
Невиданная по масштабам битва Великой Отечественной
войны разыгралась здесь летом 1943 года. С обеих сторон в ней
участвовало свыше 4 млн. чел., 69 тысяч орудий и минометов, более 13
тысяч танков, около 12 тысяч боевых самолетов.
Слайд 3 Ведущий 3:
По мнению маршала Советского Союза Г.К. Жукова это
сражение « по своим масштабам, ожесточенности, быстротечности и
сменяемости боевой обстановки, стремительности и упорству борьбы, по
количеству людей – не имеет себе равных в мировой истории за всю историю
войн. Это была, несомненно, самая крупная битва».
(стихотворение «Курская дуга»)
Слайд 4 Ученик:
5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану
операции «Цитадель» начали наступление на Курск из районов Орла и
Белгорода. Со стороны Орла наступала группировка под командованием
генерал-фельдмаршала Клюге. Со стороны Белгорода наступала группировка
под командованием генерал-фельдмаршала Манштейна. Задача отразить
наступление со стороны Орла была возложена на войска Центрального
фронта, со стороны Белгорода – Воронежского фронта. В тылу Курского
выступа был развернут Степной В.О.
Слайд 5 Ученик:
12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка (56
км к северу от Белгорода) произошло самое крупное встречное танковое
сражение второй мировой войны между наступавшей танковой группировкой
противника (4 ТА, оперативная группа «Кемпф») и наносившими контрудар
советскими войсками (5 гв. А, 5 гв. Т А). С обеих сторон в сражении
принимало участие до 1200 танков и самоходных установок. Авиационную
поддержку ударной группировки противника осуществляла авиация группы
армий «Юг». С советской стороны удары с воздуха наносили самолеты 2, 17
ВА и АДД. За один день противник потерял около 10 тыс. человек и 400
танков и был вынужден перейти к обороне.
Слайд 6 Ученик:
В апреле 1943 года. Выступая в Харькове перед офицерами
танкового корпуса СС, Генрих Гимлер заявил: «Здесь, на Востоке решается
судьба… Здесь русские должны быть истреблены как люди и как военная сила
и захлебнуться в собственной крови». Большие надежды немецко-фашистское
командование возлагало на применение новых тяжелых танков «Тигр и
Пантера», штурмовых орудий «Фердинанд», истребителей «Фокке-Вульф -190А»
и штурмовиков «Хеншель-129».
Слайд 7 Ученик:
К местам предполагаемых прорывов южнее Орла (группа
вражеских армий – «Центр» фельдмаршала Г. Клюге) и севернее Харькова
(группа армии «Юг» фельдмаршала Э. Манштейна) стягивалось огромное
количество техники и вооружения, поскольку, особенно большие надежды
гитлеровское командование возлагало на танковые войска.9 лучших танковых
дивизий вермахта – среди них танковые дивизии СС «Адольф Гитлер»,
«Мертвая голова» и «Рейх» - готовились атаковать на участке фронта
длиной всего 45 км! Однако, противнику не удалось создать перевес над
советскими войсками: по живой силе советские войска превосходили врага в
2,1 раза, в орудиях и минометах – в 2,7 раза, в танках и штурмовых
орудиях – в 1,8 раза, а в самолетах – 1,1 раза.
Слайд 8 Ведущий 1:
Многотонные стальные машины превращались в груды
металлического лома. С танков летели башни, стволы пушек, на куски
рвались гусеницы. Тучи пыли и дыма заволокли все кругом. Обе стороны
понесли большие потери. Как вспоминал генерал П.А. Ротмистров «Поле
сражения клубилось дымом и пылью, земля содрогалась от мощных взрывов.
Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись , уже не могли разойтись,
бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не
останавливался с перебитыми гусеницами».
Ведущий 2: Другой участник танкового боя, Герой Советского
Союза Г. Пэнэжко, заместитель начальника штаба 31 танковой бригады по
оперативной работе, свидетельствовал: «мы потеряли ощущение времени, не
чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка.
Одна мысль, одно стремление – пока жив, бей врага. Наши танкисты,
выбравшиеся из своих разбитых машин, искали на поле боя вражеские
экипажи, тоже остававшиеся без техники, и били их из пистолетов,
схватывались в рукопашной».
Слайд 9 Ведущий 3:
20 августа, подтянув крупные резервы, советские
войска снова пошли в наступление западнее Харькова. В ночь на 23 августа
1943 года части Степного фронта начали штурм города и в 11 часов утра
полностью очистили вторую столицу» Украины. Этот день и стал концом
Курской битвы.
Слайд 10 Ведущий 1
: За 50 дней Курской битвы было разгромлено до 30
дивизий противника. Общие потери немецко-фашистских войск составили
свыше 500 тыс. вражеских человек. Советские ВВС окончательно завоевывали
господство в воздухе. Большую роль сыграло партизанское движение: оно
сковало до 100 тыс. вражеских солдат и офицеров.
(стихотворение) читает ученик.
Слайд 11 (хроника) Учитель:
(вопросы для беседы)
- Ребята, как вы думаете, легко и просто?
- Что ощущали люди во время войны?
- О чем думаете вы сейчас?
- Хотите ли, вы, чтобы была война?
- Кто помог солдатам выстоять, победить в этой войне?
Слайд 12 Герои великой победы! Ведущий 2:
Юрий Бондарев в своем произведении «Венок Славы»
говорит: « Не забывать Время – это значит не забывать людей…»
Слайд 13 Ученик:
О Видулине Николае Гавриловиче.
Слайд 14 Ученик:
О Гайдаше Александре Никитовиче.
Слайд 15 Ученик:
О Ермолаеве Иване Дмитриевиче.
Слайд 16 Ученик:
В боях за Орловский плацдарм получил звание Героя
Советского Союза старший лейтенант А.П. Маресьев – летчик-истребитель
без обеих ног, летавших на протезах. В этих же боях боевое крещение
получила знаменитая франко-советская эскадрилья «Нормандия» (будущий
полк «Нормандия-Неман»). Здесь же получил боевое крещение самый
знаменитый летчик ВОВ – Иван Кожедуб.
(Стихотворение) «Помни о нем!»
(музыка) Учитель: Ребята, давайте почтим память всех
героев Великой Отечественной войны. Пусть наши зажженные свечи будут
частицей вечного огня, зажженного в честь подвига русского солдата. Мы
думаем о погибших, чтим память не вернувшихся с той войны!!!
Минута молчания.
Слайд 17 Ученик:
Жестокие бои на Огненной дуге решили исход крупнейшей
операции войны. Именно поэтому свой самый величественный памятник героям
Великой Отечественной войны историко- художественный музей диараму
белгородцы назвали «Огненная дуга».
Слайд 18 Ученик:
Народный художник России Валерий Николаевич Балабанов
создал триптих «Поля Русской славы». Это эпическое произведение, в
которое вошли картины «Поле Куликово», «Бородинское поле», «Прохоровское
поле», наполнено духовным заветом А.С. Пушкина: «Да ведают потомки
православных земли родной минувшую судьбу».
Слайд 19 Слайд 20
Ведущий 3:
Россия вечна! Никогда нельзя забывать, что мы – народ
победитель, и вслед за великой отечественной бедой грядет Великая
Отечественная Победа!
(звучит песня «День Победы»)
Учитель: Мы, потомки оставшихся на поле боя, мы внуки
вернувшихся домой солдат и, мы готовы служить Отчизне! Песня « Служить России» (исполняет класс)
|