Цели и задачи урока:
- воспитание чувства гордости и любви к своей Родине;
- привитие уважения к героическому прошлому своего народа и чувства гордости за героическое прошлое
Место проведения: актовый зал.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
Учитель:
– Какая знаменательная дата приближается?
– Что вы знаете об этой дате?
Учитель: Сегодня вы подробнее узнаете, какие испытания выпали на долю людей в годы Великой Отечественной войны.
Учитель: Тема нашего урока: «900 дней и ночей мужества, стойкости, отваги…»
– Кто знает, о каком городе будет идти речь?
– Что вы об этом знаете?
Слайды 1-7 (смена автоматически, звучит марш Д. Шостаковича)
На их фоне учитель говорит:
В годы Великой Отечественной войны на долю Ленинграда выпало немало
страданий. Однако самым трудным и трагическим оказался период блокады,
длившийся почти 900 дней, с 8 сентября 1941 года по 27 января
1944 года. По замыслу немецкого командования, взятию Москвы должен был
предшествовать захват Северной столицы.
Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. «После
поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего
населённого пункта не представляет никакого интереса…Предполагается
окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех
калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если
вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о
сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в
городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не
должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на
существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части
населения»
Гитлер говорил, что «с падением Ленинграда может наступить полная
катастрофа Советского Союза, будет утрачен один из символов революции,
дух славянского народа в результате тяжелых боёв будет подорван…»
В первой половине июля начались ожесточенные бои на дальних
подступах к Ленинграду. Постепенно вокруг него образовалось кольцо
вражеских войск, пытавшихся закрыть все пути, ведущие из города. Немцы
«перерезали» железную дорогу Москва-Ленинград, прорвались на станцию
Мга, город окончательно лишился железнодорожного сообщения. К осени
1941 года стало невозможным движение по шоссейным дорогам и судоходство
по реке Неве. 8 сентября 1941 года сообщение с Ленинградом полностью
прекратилось. Началась блокада города.
21 сентября в ставке врага были разработаны тезисы доклада
«О блокаде Ленинграда», в которых говорилось: «…сначала мы блокируем
Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией… Весной мы проникнем
в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём
в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы
Финляндии».
Вражеская авиация усилила налёты на Ленинград. Пользуясь подавляющим
превосходством в воздухе, бомбардировщики днём и ночью сбрасывали
на город тысячи фугасных и зажигательных бомб. Положение в осаждённом
городе становилось всё тяжелее.
Слайды 8-23 (смена по щелчку)
Особенно трудно было детям, которые до какого-то момента были как
все дети, оставались веселыми, изобретательными. Играли осколками
снарядов, коллекционировали их. Убегали, прорывались на передовую,
благо фронт рядом, рукой подать. Азартно закидывали песком в своем
дворе немецкие зажигалки, словно это новогодние шутки. Но позже дети
разучились шалить. И даже смеяться, улыбаться разучились, так же, как
их мамы и бабушки, и так же, как их первыми умиравшие отцы, дедушки…
А как же было трудно научить их терпеть голод!
«Ленинградские дети…» Когда звучали эти слова – на Урале
и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе, –
у человека сжималось сердце. Всем, особенно детям, принесла горе война.
Но на этих обрушилось столько, что каждый с невольным чувством вины
искал, чтобы хоть что-то снять с их детских плеч, души, переложить
на себя.
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли
тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками
и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские
и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными
верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.
В конце ноября 1941 года ударили морозы. Ртуть в термометре
приближалась к отметке - 40 градусов. Замёрзли водопроводные
и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло
к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет,
внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали
устанавливать в комнатах железные печки-времянки, выводя трубы в окна.
В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны,
паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватило
ненадолго.
Слайды 24-28 (смена по щелчку)
Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города
по состоянию на 12 сентября 1941 г. было не более чем на 30 –
60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи. А в Ленинграде кроме
коренного населения находились десятки тысяч беженцев
В сентябре 1941 г. начала действовать знаменитая Дорога жизни –
водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда
со страной по Ладожскому озеру. Эта коммуникация приобрела
стратегическое значение, она помогла отстоять советским людям колыбель
Великого Октября. По ней направлялись в город из глубины страны
пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись
на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли
в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была
невелика. Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага
значительно замедляли темп перевозок.
Слайды 29-30 (смена по щелчку)
С 13 ноября 1941 г. норма выдачи хлеба населению опять была
снижена. В Ленинграде начался голод. Теперь рабочие
и инженерно-технические работники получали по 300 г. хлеба, а все
остальные – по 150 г. Через неделю, когда прекратилась навигация
по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать
продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало
получать самую низкую норму за всё время блокады – 250 г. на рабочую
карточку и 125 г. – на все остальные. Чтобы заполнить пустые желудки,
заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали
к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились
за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали все, что
можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея
варили суп, студень.
Слайды 31-44 (смена автоматически, просмотр молча, звучит песня
В. Баснера, М. Матусовского в исполнении детского хора Ленинградского
радио)
Слайд 45-46 (смена по щелчку)
Блокада… страшное слово. Во время блокады целые семьи гибли
от холода и голода. Вы видите маленькую записную книжку ленинградской
школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести –
даты. И за каждой – смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Больше
ничего, кроме сжатых лаконичных записей: «28 декабря 1941 года. Женя
умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта – Лека умер, дядя
Вася умер 13 апреля, 10 мая – дядя Леша. Мама – 15 мая». А дальше – без
даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». И так
искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя
и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, сегодня перед
этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются
потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются
в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории
Ленинграда, а его копия – в витрине одного из павильонов Пискаревского
мемориального кладбища.
Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли
из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже
не смогла подняться.
Слайды 47-52 (смена автоматически, звучит голос Левитана о снятии блокады)
В тяжелых условиях вражеской осады Ленинград продолжал жить и бороться.
В ночь на 19 января 1943 г. радио Ленинграда, которое не умолкало
ни на одни сутки во время блокады, передало, что блокада прорвана, а 27
января 1944 года блокада была полностью снята.
Закончилась беспримерная в истории эпопея героического города,
выдержавшего 900-дневную осаду, и не только выдержавшего,
но и победившего!
Слайды 53-56 (смена по щелчку)
За проявленные мужество, стойкость, героизм 1, 5 млн.ленинградцев
награждены медалями «За оборону Ленинграда», Среди них много детей и
подростков.
9 мая в день Победы ленинградцы, тысячи их, идут на Пискаревское
кладбище. На Пискаревском кладбище в братских могилах захоронено почти
500 тысяч человек. Здесь открыт мемориал и зажжен Вечный огонь. Семьями
идут и в одиночку, старые и молодые. Земляные холмы братских могил уже
свободны от снега, прошлогодня трава распрямилась. На темную
ее, жухлую зелень люди кладут цветы, а некоторые кладут хлеб.
Закончилась беспримерная в истории эпопея героического города,
выдержавшего 900-дневную осаду, и не только выдержавшего,
но и победившего! Подвиг ленинградцев навсегда остался в памяти
соотечественников. Он стал ярким образцом самоотверженного служения
своему городу, народу.
Учитель: закончить наш урок я хочу стихотворением, которое написано вашим сверстником, Игорем Алёнькиным:
Блокада
Холод и голод,
Слышны стоны в ночи.
Все плотнее смыкают
Кольцо палачи.
Блокада.
Черные окна
И взрывов гул.
В грохоте, гари
Город тонул.
Блокада.
Хмурые лица
И взгляд потухший.
Город унылый,
Серый и скучный.
Блокада.
Одиночество,
Болезни и смерть.
Не сосчитать нам
Горьких потерь.
Блокада.
Вера в победу
Отвага и мужество,
Надежда и стойкость
Людей всех содружество.
Блокада.
Никогда не забыть нам
Страшных дней Ленинграда,
Тех, что словом зловещим
зовутся – Блокада. Загрузить презентацию (5,33 МиБ)
|