Оборудование: портрет писателя, слайды - рисунки — иллюстрации учащихся к повести.
Использование на уроке аудиозаписи - песни на слова Н.Языкова, музыка Вильбоа «Моряки».
Цель: знать
содержание повести, функцию портрета как литературного приёма; уметь
выразительно читать, пересказывать, аргументировать устный ответ текстом
художественного произведения; совершенствовать умения художественного
перевода, внимательного чтения, чувство слова, развивать воображение;
воспитательная задача: воспитание патриотизма.
Вводное слово учителя.
Богата Россия сильными
характерами, семейными династиями с крепкими традициями, высокой
духовностью. Такой была семья писателя Александра Феодосьевича
Бестужева, вырастившего четырех прекрасных сыновей, талантливых, честных
и бесстрашных.
Речь сегодня пойдет об одном из них - Александре,
который в 1819г. поступил юнкером в лейб - гвардии драгунский полк (
«лейб» - шефом таких полков была императорская семья) и через год был
произведен в офицеры. Полк стоял под Петергофом, в местечке Марли,
отсюда и псевдоним - Марлинский.
- Что такое псевдоним? (Условное имя, заменяющее настоящую фамилию).
Был, по свидетельству современников, Бестужев — Марлинский
«молодцеватый из себя...красивый.». (Обращается внимание детей на
портрет Бестужева).
Дебютировал в печати в 1818г. Вместе с Рылеевым издавал альманах
«Полярная звезда». Цель издания - ознакомить публику с лучшими
российскими авторами, с русской стариной, с русской словесностью, а
также пропагандировать идеи свободы, равенства, добра и справедливости.
14 декабря 1825г. Александр агитировал в Московском полку, и благодаря
его энергии полк вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания
Бестужев был приговорён к 20 годам каторги, а затем этот приговор был
заменен ссылкой в Сибирь, в Якугск.
С 1829г. он был определен в действующую армию на Кавказ.
- Как вы думаете, ребята, почему? (На Кавказе шла война, любого воина
там могла настичь смерть, по мнению правительства, Бестужев давно её
заслужил).
В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно
представлялся к наградам, но всякий раз император отказывал.
Только в 1836г. Александр, наконец, получил вновь офицерский чин, «выстраданный и выбитый штыком».
В бою за мыс Адлер Бестужев был убит. Тело его не нашли. И долго ещё ходили слухи, что он жив...
Ни в якутской ссылке, ни под черкесскими пулями
талант Бестужева не угасал. Он автор прозы и стихов, переводов и
критических статей. Всероссийскую известность принесли ему романтические
повести - описание необыкновенных характеров в необыкновенной
обстановке («Замок Нейгаузен» - в средневековом замке; «Аммалат Бек» -
на охваченном огнем Кавказе; «Фрегат Надежда» - на море).
Слава Бестужева - Марлинского превзошла славу
Пушкина. Им зачитывались, все его произведения выходили большими
тиражами, многие его повести инсценировались.
В советской школе ХХ века он не изучался, ХХI век вновь дарит нам этого писателя, остроумного, изящного, изысканного.
Беседа.
- Вы прочитали повесть «Мореход Никитин». Она названа еще былью. Что это значит? (Быль — случай, который был на самом деле).
- Не напомнила ли вам эта быль другие, уже
прочитанные ранее произведения? Какие? (Среди названных детьми
произведений звучат: «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествие Гулливера» Д. Свифта.)
- Да, больше всего напомнила произведения о морских путешествиях, т.к.
в повести описано приключение на море. И эту особенность сразу же в
повести Марлинского подчеркивает эпиграф из Байрона. Есть и авторский
перевод. А кто из вас приготовил свой художественный перевод этих строк?
(см. Приложение).
- Опишите русский «небольшой карбас», о котором сказано уже в первом
предложении. (Судно 18 шагов в длину, 6 шагов — в ширину, с двумя
мачтами — однодревками, полусшитое и полусбитое, без палубы, на корме и
на носу небольшие навесы - конурки, перед четырёхугольным парусом —
треугольный, изобретённый Савелием).
- Какие синонимы подбирает автор к слову карбас? О чем этот ряд синонимов говорит читателю? ( Посудина,
учтивее — корабль, ладия, ладья, лодка, щепка, шитик, кожаная байдара,
табакерка (называет Турнип ). Для русского морехода, кругосветное
путешествие на какой — нибудь щепке, «неуклюжем карбасе» - игрушка.
- Обращаемся к первому рисунку. Посмотрите, как
удачно уловила юная художница сходство лодки с деревянной ложкой,
простым черпаком! (Удаль, отвага, беспечность и хладнокровие,
сметливость, простодушие, тяжелый на подъем, но умеющий преодолевать
любые преграды).
- Прочитайте выразительно авторское отступление о русском хактере (стр. 193). В чем же особенность русского характера?
- «Но к делу», - скажем мы вслед за автором. Итак,
«варяжская дружина» из четырех человек в 1811 г . вышла в море. Скажите,
хорошо ли вы себе представляете каждого из них? Почему? (Благодаря
данным автором портретным характеристикам).
- Опишите же каждого члена экипажа. Выделите
главную черту его характера. (Хозяин карбаса Савелий Никитич,
изобретатель, рулевой:
волосы в кружок, усы в скобку, улыбающийся, здоровый молодец. По
одежде судя, принадлежит к переходным породам: пуховая шляпа английская,
суконный жилет с серебряными пуговицами (по европейской моде), красная
рубаха, китайчатые шаровары, сапоги с острыми носками кверху времен
Куликовской битвы).
-Обращаемся ко второму рисунку.
Есть ли в его облике что-то исключительное? (Нет, автор даже несколько иронизирует над его обликом).
Дядя Яков - старик за 50 лет, с благословенной
бородищей, расстилавшейся по груди и плечам упрямца, которая не
соответствует («в разладе») одежде моряка - парусиновым куртке и брюкам.
Автор отмечает чудаковатость Якова.
Алексей, молодой парень 20 лет, новобранец, поэтому
любопытный и неловкий; жил до этого в селе, отсюда лицо светлое и округлое.
Иван, коренастый мореход с обычной физиономией, «для вседневного
расхода», без мысли и чувства, «запевал и поплевывал», практический
философ.
Обращаем внимание детей на соединение несовместимого: философия — любовь к мудорствованию, размышлению, а практика — дело.
-Какова же цель портретных зарисовок? (Чтобы читатель ярче представил героев и проник в их внутренний мир).
- Расскажите предысторию рулевого. Почему подробно
рассказано только о Никитине? (Это главный герой. Родился в
Архангельской губернии, с 12 лет сирота, до 22 лет служил юнгой на
судах, на какие брали. Взят позднее в контору иностранного купца в
Архангельске. Через 6 лет хорошего жалования купил баркас, решив
поторговать на себя. С этой же целью отправляется в описываемое
путешествие перед свадьбой. Он хочет жениться на русокосой Катерине
Петровне).
- Какие 3 испытания выпали на долю мореходов?
(стр. 202) Чувство разлуки с родным берегом, грусть по земле, которая затем сменяется чувством слияния с природой.
(стр. 206).Чтение диалога по ролям. «Наконец племянник дяди
Якова... замерзнешь»?
-Гроза на море, буря, огромные валы. Выразительное чтение «И ночь задвинула небо... миг был ужасный» (стр. 209).
- Обращаем внимание детей на третий рисунок «Закат на море перед бурей».
Продолжение беседы.
- Как ведут себя путешественники, попавшие в беду?
(Трое бросили работу, осененный верой в Бога, начали молиться. Только
Иван пел. Тонул и пел). Автор показывает «тайну русской души»,
беззаветную смелость морехода, который примет смерть с песней и улыбкой
на устах.
Третье испытание - столкновение с английским капером.
- Найдите отрывок, доказывающий, что русские не могли одолеть английских пиратов при столкновении с капером.
Романтичен, полон загадок, тайн мир повести. И в унисон ей звучит песня на слова Н.Языкова, музыку Вильбоа «Моряки».
- Послушайте эту песню, найдите общее с повестью! (звучат три куплета песни).
Дети находят общее в настроении и героях.
Страничка внимательного читателя.
• Как в шутку автор называет путешественников?
• После какого православного праздника Савелий должен был жениться на Екатерине Петровне?
• Какую награду император выслал Савелию Никитину и что это за награда?
• Какой подвиг, по мнению императора, напоминает подвиг Савелия?
• Как звали отца невесты?
• Сколько слов в повести произносит Иван?
Сегодня мы закончили обсуждение 1 части повести, на другом уроке пойдет разговор о последующих событиях.
Домашнее задание
1. Рассказать историю капитана Турнипа.
2. Приготовить выразительное чтение рассуждения об англичанах как о народе (стр. 275). Сравните с характеристикой русского народа.
3. Что толкает Савелия на захват капера?
4. Каков автор повести? Охарактеризуйте его. Как вы понимаете выражение «спущенная петля повести»?
Индивидуальные задания
1. Выразительное чтение пейзажа «Ночь на чужом корабле». (стр. 219-220)
2. Чтение диалога. 3 человека. (стр. 220 — 221) «И вдруг огневая мысль... - произнес дядя Яков».
3. Выбрать пословицы, употребленные в тексте повести.
4. Выписать термины, связанные с жизнью мореплавателя и употребленные в были.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Детские переводы эпиграфа из Байрона к повести Марлинского
( с английского языка).
1.
Корабль бесстрашный идет по волнам
Вперед, не боясь ничего.
О чем говорит его телескоп?
Кто догадается, кто?
Откуда пришел он, под флагом каким?
Храбрец, наверно, его командир.
И хочет, чтоб думали все,
Что он их властелин.
2.
Корабль – и рядом обещанный приз!
Какой же страны его флаги?
Стихиям брось вызов, как рыцарь пройдись
Среди обезумевшей влаги
Живым существом. Ни воды, ни огня
Не бойся, матрос, чтоб по деку
Монархом пройтись, вдруг себя возомня
Творившим и небо, и реку…
3.
Смотрел я в трубу и шокирован был –
Корабль откуда-то взялся, приплыл.
Корабль, корабль – надежда на приз.
Не падает судно тяжелое вниз,
А медленно, плавно идет по волнам,
Стихии на бой вызывает он сам,
Могучий корабль. Победа за ним.
Он вновь властелин над морем своим.
|