Пробудить у учащихся желание познакомиться с
другими произведениями А. Грина, заинтересовать их личностью писателя.
Убедить подростков в необходимости романтической
мечты вопреки жестокой реальности, в необходимости «делать чудеса своими
руками».
Совершенствовать умение учащихся работать
с текстом самостоятельно прочитанного произведения и биографическими
источниками, продолжить формирование культуры работы с книгой.
Познакомить ребят с возможностями поиска необходимой
информации в Интернете, формировать культуру работы в Интернете.
Оборудование:
Презентация урока по повести А. Грина
Кинофильм-экранизация повести
Компьютер, подключенный к Internet, мультимедийный проектор
Книги А. Грина и о А. Грине
Ход урока
1. Постановка перед учащимися целей
и задач урока (эпиграф – слова К. Паустовского: «Грин умер, оставив нам решать
вопрос: нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он…»).
Настрой на работу. Слайды презентации 1 – 2.
2. Беседа по биографическим
материалам о судьбе и личности писателя, об истории создания повести, о связи
писателя с нашим краем. Слайды презентации 3 – 8.
3. Поиск в сети Интернет сайта
«Гринландия» и объяснение принципов работы с образовательным сайтом.
4. Работа с текстом произведения.
Словарная работа (понятия романтика, романтик, феерия), работа с сайтами-словарями. Слайды 9 – 10.
Обмен впечатлениями о прочитанной повести. Чтение и
пересказ понравившихся эпизодов.
Беседа о главных героях повести, об обстоятельствах,
в которых и вопреки которым формировались характеры Ассоль и Грэя. Работа
с иллюстрациями к повести (Какие черты характеров героев удалось передать
художникам?).Слайды 11 – 19.
Уяснение идеи произведения (В каких словах Грэя
звучит главная мысль повести? Что значит делать чудеса своими руками?).
Слайды 20 – 21.
5.Просмотр фрагментов кинофильма. Удалось ли
актёрам сохранить и передать идею А.Грина?
6.Подведение итогов урока. Ответ на проблемный
вопрос (эпиграф к уроку). Слайды 22 – 24.
7.Домашнее
задание (на выбор):
·Создать иллюстрации к повести.
·Написать сочинение-рассуждение: «Нужны ли нашему
времени такие неистовые романтики, какими были А. Грин и его герои?» или «Моя
мечта».
Приложение: мультимедийная презентация урока
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок достиг
поставленной цели: ребята заинтересовались Александром Грином и его
творчеством. Все посмотрели кинофильм, все, кроме двоих, прочли повесть, большинство
ребят познакомилось с воспоминаниями о писателе и другим биографическим материалом,
обращаясь к дополнительной литературе (как предложенной мною, так и самостоятельно
найденной в школьной библиотеке и на сайте «Гринландия»).
Нравственные
проблемы произведения оказались близки семиклассникам. На уроке ребята с
пониманием высказывались о сложности взаимоотношений мечтателей и «капернцев»,
о том, что реальность и мечта, сталкиваясь, закаляют человеческий характер и не
должны ожесточать душу.
Домашние
творческие работы ребят свидетельствуют о том, что необходимость осуществления
романтической мечты (пусть даже пока и очень простой) воспринимается ими
органично и естественно. (Домашнее задание выполнили все, некоторые - несколько
работ: рисунок и сочинение или два сочинения.)
Учащиеся
получили представление о возможности поиска информации в сети Интернет и
способах оформления подобной информации (слайды, презентация и т.п.).
Яркое и
красочное зрелище, конечно, не оставило их равнодушными, но немного, на мой
взгляд, снизило умственную активность.
Не всё успели:
характер Грэя оказался только намеченным, но главную мысль повести, звучащую в
его словах, ребята нашли.
Конечно, всей
философской глубины произведения семиклассники пока не понимают, больше
воспринимают его как «добрую сказку про суровую жизнь», не все художественные
достоинства повести увидены ими и показаны мной на уроке, но работа с романтическими
произведениями ещё впереди.
Урок проведён в
7 классе, а не в 6 (по программе 2007 года), поскольку в прошлом году
планирование составлялось мною по программе В.Я. Коровиной 2005 года (данная
тема там отсутствовала). Я считаю, что это оказалось к лучшему: именно
семиклассники с их переходным возрастом и его проблемами, с уже просыпающимся
скепсисом – более «благодарные», хотя и более «трудные» читатели книги о мечте.
(В 6 же классе в этом году читать А.Грина несколько преждевременно в силу
особенностей контингента учащихся.)