Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 21:03:41
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

А как думаете вы? Дискуссия на уроке литературы
29.11.2010, 22:06:12

У старшеклассников одной из московских школ есть девиз: "Полагай!" Он повторяется по всякому поводу. Пишется на доске. В стенгазете. О происхождении его ребята рассказывают: Юрий Александрович все время добивается, чтобы мы думали, чтобы у каждого было свое собственное мнение. И на уроках он постоянно спрашивает каждого: "А как вы полагаете? А как думаете вы?" Вот мы и решили: пусть "полагай" будет нашим девизом, то есть, значит, думай, размышляй. Имей свое мнение. И ученики Юрия Александровича действительно умеют размышлять и отстаивать свое мнение. На уроках часто бывают споры. "Умение отстаивать свою мысль в споре так же необходимо для юноши, как умение защищаться в драке для мальчишки", - подзадоривает Юрий Александрович своих учеников.

Ребята любят споры. Хотят их. Недаром же наша знакомая десятиклассница высказала желание, чтобы на уроках литературы "все высказали свое мнение о герое, а потом поругались".
Многие московские учителя при изучении пьесы Островского "Грозa" ставят перед учащимися вопрос: виноват ли Тихон в гибели Катерины? Мнения расходятся. "Виноват! - говорят одни. - Он не понимал ее. Не взял ее с собой, когда она просила. Не заступался за нее перед матерью". "Не виноват? - возражают другие. - Он был забит с детства. Он привык во всем подчиняться матери. Ее слово для него - закон. Ему трудно измениться". "Он не мог понять Катерину", - считают некоторые. А кое-кто в ответ горячится: "Не не мог, а не хотел! Он больше о себе думал! Только бы ему погулять!", "Уж если искать виновных, то это не Тихон, а Кабаниха!", "Нет, Тихон больше виноват, потому что он самый близкий ей человек".

В одном из классов московской школы спор пошел дальше.
Группа учеников рьяно доказывала, что Тихон не виноват, потому что его так воспитали. Тогда одна ученица, повернувшись к ним, заговорила с возмущением:
"Ах так! Не виноват, потому что воспитали?! Тогда, по-вашему, и фашисты тоже были ни в чем не виноваты, потому что их так воспитали?"
Одна учительница поставила вопрос так: "Такие, как Тихон, которые сами активного зла не делают, но и не протестуют против него, несут ответственность за существование "темного царства" или нет?" И опять был спор...

Виноват ли Тихон... Кто из ребят был прав? А это, в сущности, совсем не простой вопрос. Вернее, тут два вопроса. Вопрос о субъективной вине очень сложен. Судить другого человека, исходя из своих собственных, а не из его возможностей, вряд ли правильно. Тихон несчастен, задавлен с ранних лет деспотизмом матери. Он принимает все как нечто данное раз и навсегда и не зависящее от его воли. Возможность какого-то другого отношения к тому, что есть, ему и в голову не приходит. Катерину он не понимает. Объективно же Тихон виновен в ее гибели. Такие люди, как он, объективно виноваты в существовании зла. Тот, кто не протестует против мерзостей, тем самым поддерживает их. Если бы все были такие, как Тихон, "темному царству" и конца бы не было. Нельзя относиться к злу пассивно, утешаясь своей непричастностью к нему. Пусть наши юноши и девушки знают: каждый человек "за все в ответе". И в особенности они. И вместе с тем пусть поймут обе стороны поставленного вопроса, пусть научатся подходить к явлениям жизни диалектически.

Ведь опасны и примиренчество по отношению к тому, что мешает жить, и оголтелая нетерпимость к человеку. Бывает, что спор возникает стихийно в то время, когда учащиеся обмениваются мнениями. Иногда он касается какой-нибудь детали. Так, несколько учениц оживленно обсуждали: вот когда Базаров, только что приехав к Кирсановым, говорит "Да, поесть бы не худо", это что - простота и откровенность или бесцеремонность?
И не всегда обязательно, чтобы учителю безусловно была известна самая истинная истина. Пусть и учитель иногда думает и сомневается вместе со своими воспитанниками.

Не отчаивайтесь, если спор не сразу завяжется, если сначала никакого разговора не получится и из ребят можно будет вытянуть только "да" или "нет". Терпение и настойчивость возьмут свое. Вы не устаете тревожить ребят, не устаете спрашивать: "А как думаете вы?" Иногда просите кого-нибудь из ребят, заинтересовавшихся поставленным вопросом, продумать обоснование своего мнения дома, и постепенно ответы станут все менее односложными. И однажды в разгаре спора самый слабый ученик поднимет руку и выскажет свое мнение. Пусть наивное, пусть неверное, но свое. И не ради отметки, а потому, что ему вдруг стало интересно.

Мне хочется привести два записанных мной урока одного московского учителя, посвященных роману "Отцы и дети". Уроки интересны умением учителя вести беседу, то есть ставить такие вопросы, которые будят мысль, вызывают у ребят желание высказаться.
Урокам предшествовало комментированное чтение пятой и шестой глав, а также сцены дуэли. (Роман был уже прочитан ребятами.) Во время чтения пятой главы особенно подчеркивалась увлеченность Базарова наукой, которой он занимался.

Первый урок

Учитель. Роман "Отцы и дети" появился в разгар политической борьбы между революционными демократами и их противниками. Революционным демократам приходилось бороться не только с консерваторами, защищавшими самодержавный строй, но и с либералами, утверждавшими, что общественный строй изменится к лучшему постепенно, путем реформ, и отрицавшими путь революционной борьбы. Понятно, что в такой обостренной обстановке трудно было прочесть роман спокойно и вполне объективно.
Консерваторы возмущались тем, что писатель показал революционера слишком, по их мнению, положительным. А из лагеря революционных демократов даже раздавались голоса, что Базаров - клевета, карикатура на передовую молодежь. Вообще это вопрос далеко не простой. Давайте для начала немного упростим его и поставим так: с нашей точки зрения Базаров - карикатура? Вспомним хотя бы споры между ним и Павлом Петровичем. Скажите, кто побеждает в этих спорах?
Ученик. Базаров!
Учитель. А конкретно? В каком именно споре он побеждает?
Ученица. Например, в споре об общественном устройстве России. Павел Петрович говорит про всякие установления, а Базаров отвечает: "Вы мне назовите хоть одно, которое нельзя было бы отрицать".
Учитель. Ну, а Павел Петрович разве не возражает?
Ребята. Возражает!
Учитель. Так почему вы считаете, что он терпит поражение?
Ученица. Потому что его возражения несостоятельны.
Учитель, А конкретно? Какие его возражения несостоятельны?
Ученица. Он говорит, например, про крестьянскую семью. А Базаров ему приводит такие примеры из жизни крестьянской семьи, что тому и сказать нечего.
Учитель. А кто лучше знает жизнь?
Ученик. Базаров. Хотя бы этот же вопрос о крестьянской семье. А Павел Петрович говорит о том, чего и не знает.
Учитель. А помните, Павел Петрович еще насчет крестьянской общины говорит. Что ему отвечает Базаров?
Ученик. Базаров советует насчет общины лучше у брата спросить.
Учитель. Почему Базаров так говорит, что он этим хотел сказать?
Ученик. Он этим хотел сказать, что Павел Петрович не знает того, о чем говорит. Николай Петрович все-таки лучше знает крестьянскую жизнь, он хозяйством занимается.
Учитель. Ещё какие доказательства, что в споре об общественном устройстве Павел Петрович терпит поражение?
Ученик. Базаров говорит Павлу Петровичу, что дает три дня на размышление, и если тот найдет что-нибудь хорошее, то он готов с ним согласиться. И Павел Петрович ничего не отвечает.
Учитель. Каков же вывод?
Ученик. Этим Тургенев подчеркивает, что Павел Петрович терпит поражение.
Учитель. А скажите, кто достойнее, благороднее держится в спорах?
Несколько голосов. "Базаров!" Учитель. Доказательства?
Ученик. Павел Петрович все время хочет оскорбить Базарова. Он, например, говорит: "Очень нужны нигилисты!" Иронически, конечно.
Другой ученик. Еще он говорит, что раньше были просто болваны, а теперь стали нигилисты.
Учитель. Правильно! И что сказал Базаров? Кто помнит?
Ученик. Он сказал: "Вот вам и изменило ваше хваленое чувство собственного достоинства".
Учитель. Совершенно верно. Базаров держится в спорах спокойно, и ему ни разу не изменила выдержка. А как вы думаете, кто образованнее - Павел Петрович или Базаров?
Ученик. Базаров. Павел Петрович, живя в деревне, прочел всего несколько книжек. А Базаров - знающий ученый. Даже Николай Петрович говорит, что он умен и знающ.
Другой ученик. Базаров читает книги иностранных ученых в подлиннике. Так, он немецкую книгу читал, еще Аркадий ее подложил отцу,
Учитель. Да, "Stoff und Kraft". Значит, он, кроме естественных наук, еще хорошо знает немецкий язык. А французский знает? Не догадываетесь? Когда Павел Петрович говорит о bien public (общественном благе), Базаров отлично понимает, о чем речь. И возражает.
А еще в каком споре Павел Петрович терпит поражение? Не помните? Напомню: о религии. Павел Петрович говорит, что русский народ патриархальный, верующий. По мысли Павла Петровича, из этого следует, что всякий истинно русский должен быть верующим; А что говорит по этому поводу Базаров?
Ученик. "Что ж, если мужик думает, что гром - это Илья-пророк в колеснице едет, мне с ним соглашаться?" Другой ученик. Это не религия, а суеверие!
Учитель. Вы правы. Но Базаров говорит здесь не только о суеверии: он хочет сказать, что не нужно безоговорочно принимать все воззрения народа, в частности такие, которые вызваны его темнотой. В том числе и религиозность. И, заметьте, Павлу Петровичу возразить нечего. Вместо всяких разумных доводов он что говорит? Кто вспомнит?
Ученик. Он говорит Базарову: "Вы не русский".
Учитель. Верно. А теперь скажите: в каком споре неправым оказывается Базаров?
Ученик. В споре об искусстве.
Учитель. Пока об этом говорить не будем. Я говорю о другом споре: том, который прямо не ведется, но ведется косвенно.
Ученица. О любви?
Учитель. Да. Какой у Базарова взгляд на любовь?
Ученица. Он отрицает любовь.
Учитель. Доказательства?
Ученик. Он говорит: мы-то, физиологи, знаем, что это за отношения между мужчиной и женщиной.
Ученица. Еще он Аркадию сказал: "Нравится тебе женщина - добивайся толку, а не вышло - свет не клином сошелся".
Ученик. "Свободно мыслят между женщинами только уроды!" Учитель. Почему вы так смело об этом заявляете? Это что, в самом деле ваше искреннее убеждение?
(В классе смех.)
Ученик. Нет, это не я говорю, это Базаров! Учитель. Так нужно было это сказать.
Ученик. Вообще он про всякие чувства говорил: "гниль", "рассиропиться".
Учитель. А Павел Петрович?
Ученик. Для Павла Петровича любовь - это все, весь смысл жизни для него в любви. Базаров об этом высказался презрительно. Это когда Аркадий ему рассказал про Павла Петровича.
Учитель. А Базаров был последователен в своем отрицании любви?
Ученик. Нет, потому что полюбил Одинцову.
Учитель. Докажите, что полюбил.
Ученик. Ну, он даже не мог работать.
Ученица. Тургенев говорит, что Базаров в себе самом почувствовал тот самый романтизм, над которым он смеялся.
Ученик. Но ведь он говорит: "Нельзя позволить женщине завладеть хотя бы кончиком мизинца". Какая же это любовь?
Учитель. А вы вспомните, когда он это говорит. И подудите, почему говорит. Кто хочет сказать?
Ученица. Он это говорит, когда ему тяжело. Как раз из-за того, что Одинцова завладела не только что кончиком мизинца, а всем его существом.
Учитель. Конечно. И говорит с досады на самого себя. А как вы считаете, Базаров понимает, что он по-настоящему полюбил?
Ученик. Понимает. Он перед смертью говорит Одинцовой: "Я любил вас".
Учитель. А сейчас скажите: тот факт, что Базаров оказывается неправым в споре о любви, роняет его в наших глазах или возвышает?
Ученик. Возвышает!
Учитель. Итак, мы выяснили, что Базаров показан Тургеневым как человек, который в споре берет верх над своим противником - аристократом. Базаров и умнее его (потому что ум проявляется и в умении вести спор), и образованнее, и лучше знает жизнь. Даже тот факт, что Базаров в одном из споров (о любви) называется неправым, только возвышает его в наших глазах. Похоже все это на карикатуру?
Ученики. Нет!
Учитель. К следующему уроку подумайте над таким вопросом: как доказать, что, с точки зрения Тургенева, Базаров терпит сражение в споре об искусстве, о прекрасном? Только не с вашей точки зрения, а именно с точки зрения Тургенева. Или, короче: как оказывает Тургенев поражение Базарова в этом споре?

Второй урок

Учитель. Итак, поговорим об отношении Базарова к искусству. Что скажете по этому поводу вы?
Ученица. Базаров отрицал искусство. Он говорил: "Рафаэль гроша медного не стоит".
Учитель. Еще какие доказательства можете привести?
Ученик. На вопрос об искусстве он отвечает: "Искусство наживать деньги!"
Ученица. А еще в самом начале романа, когда они ехали в имение, Николай Петрович стал читать Пушкина, а Базаров нарочно его перебил.
Ученик. Он говорит: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта".
Другой ученик. Когда Николай Петрович играл на виолончели, Базаров над ним смеялся. Вроде бы человеку серьезному и в таком возрасте не годится заниматься пустяками.
Ученица. И еще Базаров про Николая Петровича сказал, что он, мальчик что ли Пушкина читать. Учитель. Вы помните, как возмущает Павла Петровича взгляд Базарова на искусство? Скажите, как показывает Тургенев, что в споре об искусстве, о красоте Базаров терпит поражение?
Ученик. Потому что Базаров полюбил, а влюбленные не могут без поэзии. Они даже стихи пишут.
Другой ученик. Мало ли что! Базаров-то стихов не писал!
Ученица. Перед смертью, когда к нему Одинцова пришла, Базаров заговорил даже поэтично. Вот, я прочту: "Вы... такая красивая... в этой гадкой комнате...", "Дуньте на свечу, и она погаснет..."
Учитель. Верно. Еще какие соображения?
Ученица. Базаров смеется, что Николай Петрович играет на виолончели, а Тургенев пишет про эту музыку - "и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия".
Учитель. Хорошо! Здесь Тургенев прямо противопоставляет свое отношение базаровскому.
Ученица. Базаров говорит, что красота - это глупости, а Тургенев дает такое описание прекрасного летнего вечера, что слова Базарова как-то тускнеют. (Читает отрывок.)
Учитель. Хорошо!
Теперь вот какой вопрос: такое отношение к искусству и красоте Тургенев выдумал или оно действительно имелось у какой-то части революционно-демократической молодежи?
Ученик. Действительно имелось. Вы рассказывали о Писареве и его последователях.
Учитель. Совершенно верно. Мы с вами об этом уже говорили. Вы знаете, что Добролюбов, Чернышевский, их ближайшие соратники придавали искусству большое значение, высоко ценили его. А вот Писарев в статье "Реалисты", как вы помните, писал: `Наших реалистов упрекают в том, что они не понимают и не уважают искусства. Упрек в непонимании несправедлив, а что они не уважают искусства - это верно`. И критик защищает эту точку зрения. О причинах ее мы уже с вами тоже говорили. Сейчас я хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что позиция Писарева отражала точку зрения некоторой части передовой молодежи, считавшей искусство бесполезным и даже помехой для серьезной деятельности, Теперь скажите: тот факт, что Тургенев изобразил революционного демократа такого склада, дает нам основания говорить о клевете на передовую молодежь?
Ученики. Нет!
Учитель. Конечно, нет. Ведь это было в жизни. Теперь ответьте на главный вопрос: с нашей современной точки зрения Базаров карикатура или нет?
Ребята. Нет!
Учитель. Докажите!
Ученица. Базаров показан как человек умный, образованный. Он знает жизнь. В спорах с Павлом Петровичем он побеждает.
Учитель. Еще какие доказательства можете привести?
Ученица. Он человек целеустремленный, предан своему делу, науке. Очень много работает.
Другая ученица. Он сумел по-настоящему полюбить. Он благороден. Например, его поведение на дуэли. Ученик. У него большая воля. Он умирает без жалоб. Он говорит: "Хвостом вилять не стану".
Другой ученик. Но ведь Тургенев был либералом, он не соглашался с революционерами. Значит, он не мог правильно изобразить революционного демократа.
Учитель. Вот тут вы допускаете очень большую и очень серьезную ошибку. Настоящий писатель всегда изображает правду, даже если она противоречит его убеждениям. Так было, вы знаете, с Гоголем. Ведь Гоголь придерживался реакционных политических убеждений, а создал, совсем не желая этого, вещи антикрепостнические, антисамодержавные. Потому что художник-реалист оказался в нем сильнее реакционера. Да иначе и быть не может, если речь идет о настоящем художнике. Подлинно художественное произведение всегда правдиво. Если автор пишет неправду, его вещь будет неубедительной, а значит, слабой, нехудожественной.
Вот Гончаров в "Обрыве" изобразил в самом деле карикатурно революционера. Так, у него этот Марк Волохов - фигура совершенно нежизненная. Читаешь и чувствуешь, что это все придумано. А Базаров - образ живой, убедительный.
Но тут, ребята, есть другой вопрос - вопрос о том, почему все-таки в среде революционных демократов раздавались голоса о карикатурности Базарова. Как вы думаете?
Ученица. Потому что была борьба. В пылу споров так и получилось.
Учитель. Ну хорошо, но почему именно Базаров был принят так, а не другой какой-нибудь герой? Видимо, какие-то основания для этого все-таки были?
Голоса. Были!
Учитель. Какие же? Что в образе Базарова могло послужить поводом для такого взгляда?
Ученица. Мне кажется, его такая грубость, что ли. Известный даже цинизм.
Учитель. Что вы имеете в виду?
Ученица. Ну, хотя бы, как он о женщинах говорил... "Первый сорт", "бабенка" и все в таком роде. И потом, как он смеялся над Николаем Петровичем...
Другая ученица. И потом он с родителями как-то сухо обращается, хотя и любит их.
Учитель. Ну, грубость и цинизм-то ведь у него только внешние. И не от грубости натуры, а от его теории, что чувства мешают делу, да еще от полемического задора. Тут дело не в грубости, а в чрезмерном рационализме Базарова. Чрезмерный рационализм в том, что он совершенно не учитывает человеческие чувства, думает, что можно с ними не считаться, подчинить их голой логике, а если нельзя - значит, они вредны, мешают, расслабляют.

Видите ли, Базаров, конечно, не клевета. Но то, что на самом деле было свойственно некоторой части передовой молодежи - чрезмерный рационализм, который проявлялся подчас и в отрицании искусства, любви, и в нарочитой грубости, это Тургеневым очень обострено. Так что известные основания считать, что роман льет воду не на ту мельницу, были. Но и для того времени общественное значение романа, несмотря на все сказанное, было велико.

Тургенев первый в русской литературе изобразил революционного демократа. И не случайно сделал это именно Тургенев. Важнейшей особенностью его таланта было умение увидеть и запечатлеть новое явление общественной жизни в тот самый момент, как оно возникло. Это необычайно острое восприятие всего нового в русской действительности обращало на себя внимание современников писателя. Именно злободневность тургеневских романов вызывала полемику. И хотя порой горячие дискуссии уходили в сторону от истины, все-таки в конечном итоге полемика помогла найти эту истину, ибо она, как известно, познается в споре.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, урок русской литературы в школе, грамотнос, русская литература, для учителя
Просмотров: 950 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0