ЦЕЛЬ: ввести уч-ся в мир
обитателей ночлежки Костылевых, выяснить социальный смысл пьесы, открыть ее обличительную
силу.
XОДУРОКА
1.Сообщение цели
и задач урока.
2.Проверка домашнего
задания.
3.Беседа с уч-ся
по вопросам:
а/Тема
людей "дна" раскрывалась Горьким во многих рассказах, созданных в ранний
период творчества. Что нового внес писатель в эту тему драмой "На дне"?
б/Почему
в пьесе "На дне" нет той романтизации босяков, которая была присуща ранним
рассказам Горького?
4.Слово учителя.
Пьесу
"На дне" Горький написал в 1902г. Она предназначалась для МХАТа.
Вначале
пьеса "На дне" была запрещена цензурой, и лишь после долгих хлопот ее
разрешили, да и то потому только, что цензура была убеждена в провале спектакля.
Пьеса
была поставлена. "Спектакль имел потрясающий успех, - вспоминал К.С.Станиславский.
- Вызывали без конца режиссеров, всех артистов...и, наконец, самого Горького".
Какими
причинами был обусловлен этот успех пьесы? Разумеется, немалое значение имело то,
что впервые на театральных подмостках зритель увидел незнакомый ему мир отверженных.
Зрителя подкупала потрясающая сила реализма, острота и яркость изображения жизни.
Такой
суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи,
страшном безысходном трагизме их судьбы мировая драматургия не знала.
Сак
Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его "почти двадцатилетних наблюдений
над миром "бывших людей".
5.Беседа по вопросам:
а/Как
встречают новый день в ночлежке Костылевых? Замечают ли первые признаки весны ее
обитатели?
б/Какой
смысл пьесы подчеркивается ее названием?
в/"Жить...
жить нельзя" - такие слова часто звучат в пьесе. Можно ли считать ее пессимистической?
6.Работа с текстом
художественного произведения.
Чтение
описания ночлежки в Iдействии и двора
в 3 действии. Они помогут уч-ся представить мрачный, гнетущий, беспросветный быт
ночлежников.
7.Слово учителя.
Пьеса
лишена динамической интриги, объединяющей персонажей, не выделен в ней и главный
конфликт как основа драматического действия. В пьесе, как и в пьесах Чехова, мы
видим повседневное будничное течение жизни. Нет характерной для классической литературы
единой интриги с завязкой, кульминацией, развязкой. Перед читателем разыгрывается
несколько самостоятельных драм. Каждая из них могла бы составить основу отдельной
пьесы: Костылев - Василиса, Пепел - Наташа, Клещ - Анна, Барон - Настя, Квашня
- Медведев. В пьесе нет единого действия, которое затрагивало бы интересы всех
персонажей. Для судьбы ночлежников не имеет значения, как сложатся отношения у
Пепле с Василисой и Наташек, выйдет ли Квашня замуж за Медведева, вернется ли к
труду Клещ, уйдет ли из ночлежки Настя и т.д.
Пьеса
"На дне" не бытовая, а социально-философская, в основе ее - спор о человеке,
его положении в обществе и отношении к нему. У Горького композиция пьесы основана
на "втором плане". Единство пьесы - идейное и композиционное - обнаруживается
в Философском подтексте. Так, в начале первого действия одновременно звучащие диалоги,
на первый взгляд не связаны между собой. Их объединяет, однако, различное отношение
к утешительным иллюзиям. Обитатели "дна" выражают разную степень веры
в возможность лучшей жизни.
8.Попробуйте дать
характеристику герой пьесы, который вам больше понравился.
ХАРАКТЕРИСТИКАГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.Что
вам известно о прошлой жизни героя?
2.Как
он относится к своему положению человека, выброшенного за борт жизни?
З.Что
вы открыли в характере героя: находите ли вы в нем какие-то положительные качества7
Какие поступки типичны для него? Чем объясняется его душевное состояние?
4.Как
повлияло на него пребывание Луки в ночлежке? Каково его состояние в 4-м акте?
9.Беседа по вопросам:
I.Обратимся к началу
4-ого действия. Как говорят о Луке? Оказывается по-разному: "Хороший был старичок!"
"Старик-шарлатан..." "Он жалостливый был..." Выскажите свое
мнение.
2.Является
ли драма. "На дне" произведением критического реализма? Сопоставьте эту
пьесу и комедию "Вишневый сад" Чехова: в чем разность гуманизма Чехова
и Горького? Одинаково ли ответили Чехов и Горький на вопрос о том, каким будет
человек, который изменит жизнь страны?
ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ
Выписать
в тетрадь афоризмы из речи действующих лиц пьесы "На дне".