Цели уроки:
- Обучающая: познакомить с историей создания
пьесы "Гроза”, её действующими лицами,
определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
- Развивающая: развивать навыки анализа
драматического произведения, умение определять
в произведении авторскую позицию.
- Воспитывающая: воспитать нравственную
читательскую позицию учащихся, интерес к русской
классической литературе, истории и культуре.
Оборудование: мультимедийный проектор,
экран, учебники, тетради, тексты пьесы,
презентация к уроку.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Знакомство с творческой историей драмы
"Гроза”. ( Презентация "История создания
драмы "Гроза”.)
3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:
Главная героиня пьесы – молодая купчиха
Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер,
причины её поступков, надо знать, среди каких
людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с
персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4
явление первого действия являются
экспозицией, а в пятом-девятом действиях
происходит собственно завязка действия драмы.
А) Вопросы и задания для анализа 1 действия
пьесы ( 1-4 явления):
– Где происходит действие? ( город Калинов,
который находится на реке Волге).
– Какая картина предстаёт перед зрителем,
когда открывается занавес? Зачем автор рисует
перед нами эту живописную картину? ( Красота
природы подчёркивает безобразие, трагизм
происходящего в мире людей). Островский ещё по
одной причине выбрал местом действия пьесы
общественный сад, а временем действия – после
службы в церкви – так легче и естественнее
познакомить с персонажами, путь которых лежит
через бульвар.
– Основной конфликт пьесы – между
Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых
появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение
имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления –
экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках,
царящих в городе Калинове, о самых влиятельных
его жителях, о любви Бориса к Катерине).
– О каких персонажах мы узнали из первых
четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец
Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис,
изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш ).
– Какую характеристику даёт Кулигин жизни
города?
Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия
пьесы ( 5-6 явления) В пятом явлении
происходит знакомство с главными героинями
пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем
это явление по ролям и ответим на вопросы:
– Какое впечатление осталось после знакомства
с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из
текста)? (её речь – смесь грубости, холодного
повелительного тона с притворным смирением и
ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к
домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре
и ненавидит Катерину.)
– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?
- Что значит в устах Кабанихи слово "порядок”?
– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о
характере Кабанихи, на оценку зачитать.
В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам
самостоятельно.
1 группа: а) Как мотивировано возникновение
откровенного разговора между Катериной и
Варварой?
б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь
героини раскрывает её внутренний мир?
2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в
доме родителей?
б) В чём она видит различие между жизнью в
родительском доме и у Кабанихи?
3 группа: а) Почему Катерина с ужасом
отвергает предложение Варвары?
б) Почему Варвара не поняла Катерину?
4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется
внутренняя борьба, происходящая в её душе?
б) Какое значение для понимания характера
Катерины имеет страх перед грозой? 4. Актуализация знаний: Составление
таблицы.
Тема пьесы "Гроза” |
Столкновение между новыми веяниями и
старыми традициями, между теми, кто притесняет и
теми, кого притесняют, между стремлением к
свободному проявлению своих чувств,
человеческих прав, духовных потребностей и
господствовавшими в предреформенной России
общественными и семейно-бытовыми порядками. |
Идея пьесы. |
Обличение социальных порядков.
Природа, в которой живут люди, прекрасна, но
общественные порядки безобразны. При этих
порядках большинство населения находится в
материальной и духовной зависимости у богатого
меньшинства. |
Конфликты: |
Основной – между старыми, уже
изжившими себя, авторитарными
социально-бытовыми принципами, которые
опираются на феодально-крепостнические
отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями
к равноправию, свободе человеческой личности.
Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов:
выявить эти конфликты и заполнить таблицу на
следующих уроках. |
Д/з: дочитать драму; какие конфликты,
отражающие основной конфликт пьесы, мы можем
выделить?
Спасибо за урок!
|