1. ОРГМОМЕНТ
2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
-Дорогие ребята! Уважаемые гости!
Я рада приветствовать Вас на уроке
внеклассного чтения. Наше занятие
посвящено творчеству А.П.Чехова. Ребята
серьезно готовились к нашему занятию. Все
прочитали рассказы писателя, подготовили
иллюстрации, написали отзывы. Была
оформлена газета, в которой представлены
лучшие работы.
- На уроке мы поговорим о
рассказах Чехова, главными героями в
которых являются дети.
Эпиграфом к нашему занятию будут
слова Федора Михайловича Достоевского: «
Без зачатков положительного и прекрасного
нельзя входить человеку в жизнь из детства,
без зачатков положительного и прекрасного
нельзя пускать поколение в путь».
3. БЕСЕДА О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ
ЧЕХОВА.
- Антон Павлович Чехов входит в
наше сознание с детства. Ванька Жуков,
Каштанка как-то незаметно для нас
оказываются в пестрой толпе сказочных и
литературных персонажей - рядом с Красной
Шапочкой, Филиппком, Работником Балдой. Эти
герои пришли из книг, которые вначале вам
читали родители, а уже потом мы с вами
прочли эти рассказы на уроках литературы.
- Давайте вспомним, какие
рассказы Чехова нами уже прочитаны.
(ребята отвечают)
- На уроках литературы в 5 классе
мы с вами уже узнали, каким был Чехов
человеком, как стал писателем.
- Вспомните, некоторые моменты
биографии писателя:
Ответьте на мои вопросы:
- Где и когда родился Антон Павлович? (1860г.,
В г. Таганроге)
- Кем был отец писателя? (Павел Егорович
Чехов, был купцом)
- Как воспитывались дети в семье Чеховых? (Отец
был человеком «требовательным», иногда
провинившихся наказывал ремнем, но Павел
Егорович был очень талантливым; играл на
скрипке, организовал церковный хор,
рисовал красками; сыновей он тоже
заставлял петь в хоре; дети помогали
торговать в лавке, обучались ремеслам,
исполняли разные домашние обязанности и
одновременно учились).
- Какими талантами обладали братья и
сестра Антона Павловича?
- Сегодня на уроке мы с вами будем
говорить о рассказе, главными героями
которого являются мальчики-гимназисты? Как
он называется? ( «Мальчики»)
- О гимназических годах писателя
нам подготовила сообщение … (Выступление
ученицы).
4. БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «КАШТАНКА»
-Недавно в нашей школе прошла
декада русского языка и литературы,
посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова.
-Учащиеся нашего класса
принимали участие в конкурсе рассказчиков
произведений писателя.
- Семенова Александра
подготовила для вас отрывок из одного
произведения А.П. Чехова. Вы должны
догадаться, из какого рассказа? (Ученица
читает наизусть отрывок из рассказа «Каштанка»).
- Конечно это рассказ «Каштанка».
-Вспомните, какие приключения
произошли с маленькой рыжей собачкой?
- Как потерялась Каштанка?
- Что с ней произошло потом?
- У кого нашла приют собачка?
- Встретилась ли она еще с Федей и
его отцом.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
-Чехов не выдумал историю с
Каштанкой, такой случай действительно был.
Собачку нашел на улице знаменитый русский
клоун и дрессировщик Владимир Дуров. От
него писатель услышал эту историю и
рассказал ее людям.
-За свою жизнь Чехов написал
много ярких незабываемых рассказов, пьес,
повестей. Эти произведения читают и
взрослые и дети.
-Сегодня мы пригласили героев
рассказов Чехова к нам в гости.
5. ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА «МАЛЬЧИКИ»
Входят 2 мальчика.
Первый: Мы пришли со страниц
рассказа Антона Павловича Чехова. Я –
Володя Королев. Это, честь имею представить,
мой товарищ Чечевицын, ученик второго
класса… Я привез его с собой погостить у
нас…
Второй: Знаете кто я?
Учитель: Господин Чечевицын!
Второй: Нет! Я Монтигомо
Ястребиный Коготь: вождь непобедимых.
(Оба мальчика подходят к столу;
Володя садится с одной стороны на стул, они
внимательно рассматривают карту).
Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь,
Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом
в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на
лодках через Берингов пролив. (Опасливо
озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много
пушных зверей.
Володя: А Калифорния?
Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь
бы в Америку попасть, а Калифорния не за
горами. Добывать же себе пропитание можно
охотой и грабежом. (Внимательно
рассматривают карту).
Учитель: Ребята, давайте вспомним,
какими трудностями пугает Володю Чечевицын?
Что они встретят в Америке? (Пройти пешком
несколько километров , встретится с тиграми
и дикарями, добывать золото и слоновую
кость, убивать врагов, поступить в морские
разбойники, пить джин, жениться на
красавицах и обрабатывать плантации.)
-Что приготовили в дорогу наши
путешественники ? (Пистолеты, два ножа,
сухари, увеличительное стекло, компас и
четыре рубля денег).
Чечевицын : (сердито ) Так ты не
поедешь? Говори: не поедешь?
Володя: (плача ) Господи! Как же я
поеду? Мне маму жалко!
Чечевицын: Бледнолицый брат мой,
я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что
поедешь, сам меня сманивал, а как ехать, так
струсил.
Володя: Я…я не струсил, а мне…
мне маму жалко.
Чечевицын: Ты говори: поедешь или
нет?
Володя: Я поеду, только… только
погоди. Мне хочется дома пожить.
Чечевицын:(решительно) В таком
случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А
еще тоже хотел охотиться на тигров,
сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! (
Володя плача).
Так ты поедешь?
Володя: По…еду!
Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики
складывают карту и осторожно уходят).
6. ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
-Много непонятных слов
встретилось в этом рассказе. Наши девочки
подготовили специальный словарик трудных
слов. И я предоставляю им слово. (Ученицы
поясняют значение непонятных слов,
приводят цитаты из текста).
7. ИТОГОВАЯ БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «МАЛЬЧИКИ»
-Вспомните, добрались ли мальчики
до Америки? Где их задержали?
-В центре этого рассказа
романтическая затея – бегство в Америку.
Мальчики тщательно продумали маршрут
путешествия, все подготовили в дорогу. Но
как ни увлечен Володя планом побега, перед
самым уходом из родительского дома он
заплакал. Но не потому, что испугался
трудностей?
-Как вы думаете, почему Володя не
хочет уезжать? (Он очень любит свою маму, всю
семью и не хочет их огорчать).
-Рассказ юмористический. Какие
эпизоды, детали рассказа вызвали у вас
добродушный смех? (Смешные прозвища героев,
отец Володи путает фамилию Чечевицына;
мальчики, собираясь в Америку,
рассматривают карту Азии).
8. РАССКАЗ «ВАНЬКА».
ИНСЦЕНИРОВКА. БЕСЕДА.
-Нам пора двигаться дальше. И у
нас в гостях… А вот кто? Вы должны узнать
его по предмету. (Учитель показывает письмо).
-Кто же он? А что в этом письме? Об
этом нам лучше расскажет сам Ванька Жуков. (Ученик
читает монолог из рассказа «Ванька»).
-Почему письмо героя никогда не
дойдет до адресата?
-Жалко ли вам Ваньку ? В своих
отзывах вы очень хорошо ответили на этот
вопрос. (Чтение лучших работ; обсуждение).
-О чем просит сирота своего
дедушку?
-Какие трудности свалились на
плечи героя?
-Мальчик, измученный выволочками
хозяев, насмешками подмастерьев, обессилев
от недоедания, просит забрать его домой. Он
ни на минуту не забывает о своем дедушке.
Ванька заранее обдумывает, как сможет
помочь старику. Найдите строки в тексте,
подтверждающие мои слова. (Работа с текстом
рассказа).
-А что снится Ваньке? Найдите эти
строки.
9. ОБОБЩЕНИЕ. КРОССВОРД
-Давайте теперь проверим, все ли
вы внимательно прочитали рассказы. Перед
вами кроссворд, работаем в парах: отвечайте
на вопросы, а потом мы оформим большой
кроссворд на доске.
10. ИТОГИ УРОКА.
-Детство - счастливая пора, когда
все видится в добром свете. В рассказах
Чехова дети – самые активные защитники
справедливости, они вступаются за
обиженных и возмущаются дурными поступками
взрослых, они умеют быть благодарными за
доставленную им радость, умеют и сами
заботиться о тех, кто слаб и нуждается в
помощи.
Все мы, ребята, ваши учителя,
родители хотим, чтобы вы выросли добрыми,
честными, трудолюбивыми людьми. Но зачатки
этих положительных качеств должны
формироваться еще в детстве. Я еще раз
обращаюсь к эпиграфу нашего урока.
Прочитайте их и подумайте, каких качеств у
вас больше: положительных или
отрицательных. И что нужно сделать, чтобы
изменить себя в лучшую сторону. Эти слова
обращены и к нам, родители! Именно мы должны
выпустить поколение в жизнь. А какое оно
будет – зависит от нас!
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Оформить дневники читательских
наблюдений. |