Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 16:14:13
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" . Автор и его герой (по 1-й главе романа)
05.09.2011, 12:31:28

Цели урока

  • Обучающая - продолжить знакомство с главным героем романа; на основании 1 главы определить причины хандры Онегина; сопоставив героя с автором, выяснить, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.
  • Развивающая - развивать умение анализировать текст художественного произведения; грамотно и аргументированно строить свои высказывания; составлять сравнительную характеристику персонажей.
  • Воспитательная - воспитывать вдумчивого читателя, с уважением относящегося к поэтическому слову; воспитывать правильное понимание смысла жизни и назначения человека.

Ход урока

Проверка домашнего задания: на основе 1 главы романа описать один день из жизни Онегина и ответить на вопрос, почему только один день из его жизни в Петербурге подробно описан Пушкиным.

Объяснение нового материала. Попробуем выяснить отношение Онегина к событиям этого дня. Найдем ключевые слова, которые помогут нам понять, что переживает герой на протяжении дня (в результате в тетрадях делается следующая запись):

- Пробуждение Онегина - "всё равно".

- Онегин в театре - "недоволен", "в: рассеянье взглянул", "зевнул", "надоел".

- Онегин в своём кабинете - "боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант", "он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил" (попутно замечаем, что "боязнь ревнивых осуждений" приведёт героя к трагической ошибке: Онегин не посмеет отказаться от дуэли с Ленским именно по этой причине).

- Онегин на балу - "полусонный в постелю с бала едет он".

Вывод: герою "всё равно", как пройдёт его день, ему скучно в театре и на балу, только в кабинете он "три часа" занимается своей внешностью, видимо, это ещё не успело ему надоесть. Что же явилось результатом подобного образа жизни? В XXXVII и XXXVIII главах читаем (и записываем):

"...рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум:
Измены утомить успели,
Друзья и дружба надоели:"

"...разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец:"

"...к жизни вовсе охладел.
Ничто не трогало его,
Не замечал
он ничего".

Как автор называет это состояние Онегина? Это "русская хандра", иначе "тоскующая лень" (VIII строфа), "душевная пустота" (XLIVстрофа). В чём же причина "тоскующей лени", в результате чего образовалась "пустота" в душе героя? Ответ содержится в XXXVI строфе 1 главы. Выпишем следующие слова и понятия: "забав и роскоши дитя", "блистательные победы", "вседневные наслаждения" (поэтому и был так внимателен Онегин к своей внешности: ведя подобный образ жизни, необходимо безукоризненно выглядеть). Жизнь героя "однообразна и пуста", так как развлечения сменяют одно другое, но в ней нет ничего, кроме развлечений! Итак, хандра - закономерный результат жизни, потраченной на "забавы" и "наслаждения".

Однако Онегин не сдаётся, он пытается найти выход из состояния хандры, начинает с ней борьбу (в тетради делается запись):

- "Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся, хотел писать - но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его".

- "Читал, читал, а всё без толку", "как женщин, он оставил книги".

- "Два дня ему казались новы
Уединенные поля:
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом уже увидел он,
Что и в деревне скука та же:".

Мы видим, что все попытки Онегина обречены на провал. Что бы он ни делал, "хандра ждала его на страже". Почему так, ответим чуть позже, а сейчас обратимся ко второму действующему лицу 1 главы - автору. Он называет Онегина своим добрым приятелем, и у них, действительно, много общего (находим все вместе): общий возраст, воспитание, общие друзья, черты характера, образ жизни. Но автор подчёркивает: "Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной". В чём же эта разница? Сопоставим отношение Онегина и автора к жизненным событиям и явлениям (в тетрадях делается запись):

  Автор Онегин
Театр "Волшебный край!"

"Мои богини!"

"Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел".
Бал "Я был от балов без ума"

"Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость"

"Полусонный в постелю с бала едет он"
Деревня "Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой"

"Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины"

"Роща, холм и поле
Его не занимали боле"

"В деревне скука та же"

Любовь "Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил"
"Но я, любя, был глуп и нем"
"Как рано мог он лицемерить"

":рано чувства в нем остыли"

Творчество "И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу"
"Онегин: за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его"

Вот и ответ на вопрос, почему бесплодными оказались попытки Онегина избавиться от хандры. У автора есть труд, творчество, и это наполняет его жизнь смыслом, придает ему оптимизма, является лекарством от всех болезней:

"Прошла любовь, явилась муза:
Пишу, и сердце не тоскует
:" (LIX строфа)

Автору тоже знакомо разочарование, хандра, но он сумел преодолеть эту болезнь. С ним всегда рядом природа, друзья, любовь, творчество. Онегин, жизнь которого составлена из удовольствий и развлечений, не приучен к труду, не знает, что такое творчество (но это пока, через несколько лет он напишет письмо Татьяне, не уступающее по силе чувств и совершенству формы любовной лирике самого Пушкина). Но сейчас "неподражательная странность" Онегина, "мечтам невольная преданность" и "резкий, охлаждённый ум" находят себе применение лишь в "язвительных спорах", в "шутках, с желчью пополам", и в "злости мрачных эпиграмм".

Вспомним, к кому из героев русской литературы можно отнести подобную характеристику. (К Чацкому).

Домашнее задание.

Чацкий, Молчалин, Онегин - люди примерно одного возраста. Онегин и Чацкий - дворяне, они вполне могли встретиться на одном из балов, приёмов. Молчалин, как секретарь московского "туза", тоже мог бы оказаться там. Подумайте, какую позицию по отношению к Чацкому и Молчалину занял бы Онегин, как могли бы сложиться его взаимоотношения с тем и другим. Аргументируйте его точку зрения.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint
Просмотров: 1485 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0