Цели урока
- Обучающая - продолжить знакомство с главным
героем романа; на основании 1 главы определить
причины хандры Онегина; сопоставив героя с
автором, выяснить, почему попытки героя бороться
с хандрой окончились неудачей.
- Развивающая - развивать умение
анализировать текст художественного
произведения; грамотно и аргументированно
строить свои высказывания; составлять
сравнительную характеристику персонажей.
- Воспитательная - воспитывать вдумчивого
читателя, с уважением относящегося к
поэтическому слову; воспитывать правильное
понимание смысла жизни и назначения человека.
Ход урока
Проверка домашнего задания: на основе 1 главы
романа описать один день из жизни Онегина и
ответить на вопрос, почему только один день из
его жизни в Петербурге подробно описан Пушкиным.
Объяснение нового материала. Попробуем
выяснить отношение Онегина к событиям этого дня.
Найдем ключевые слова, которые помогут нам
понять, что переживает герой на протяжении дня (в
результате в тетрадях делается следующая
запись):
- Пробуждение Онегина - "всё равно".
- Онегин в театре - "недоволен", "в:
рассеянье взглянул", "зевнул", "надоел".
- Онегин в своём кабинете - "боясь ревнивых
осуждений, в своей одежде был педант", "он три
часа по крайней мере пред зеркалами проводил"
(попутно замечаем, что "боязнь ревнивых
осуждений" приведёт героя к трагической ошибке:
Онегин не посмеет отказаться от дуэли с Ленским
именно по этой причине).
- Онегин на балу - "полусонный в постелю с бала
едет он".
Вывод: герою "всё равно", как пройдёт его день,
ему скучно в театре и на балу, только в кабинете
он "три часа" занимается своей внешностью,
видимо, это ещё не успело ему надоесть. Что же
явилось результатом подобного образа жизни? В
XXXVII и XXXVIII главах читаем (и записываем):
"...рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум:
Измены утомить успели,
Друзья и дружба надоели:"
"...разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец:"
"...к жизни вовсе охладел.
Ничто не трогало его, Не замечал
он ничего".
Как автор называет это состояние Онегина? Это
"русская хандра", иначе "тоскующая лень" (VIII
строфа), "душевная пустота" (XLIVстрофа). В чём же
причина "тоскующей лени", в результате чего
образовалась "пустота" в душе героя? Ответ
содержится в XXXVI строфе 1 главы. Выпишем следующие
слова и понятия: "забав и роскоши дитя",
"блистательные победы", "вседневные
наслаждения" (поэтому и был так внимателен
Онегин к своей внешности: ведя подобный образ
жизни, необходимо безукоризненно выглядеть).
Жизнь героя "однообразна и пуста", так как
развлечения сменяют одно другое, но в ней нет
ничего, кроме развлечений! Итак, хандра -
закономерный результат жизни, потраченной на
"забавы" и "наслаждения".
Однако Онегин не сдаётся, он пытается найти
выход из состояния хандры, начинает с ней борьбу
(в тетради делается запись):
- "Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся,
хотел писать - но труд упорный ему был тошен;
ничего не вышло из пера его".
- "Читал, читал, а всё без толку", "как женщин,
он оставил книги".
- "Два дня ему казались новы
Уединенные поля:
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом уже увидел он,
Что и в деревне скука та же:".
Мы видим, что все попытки Онегина обречены на
провал. Что бы он ни делал, "хандра ждала его на
страже". Почему так, ответим чуть позже, а сейчас
обратимся ко второму действующему лицу 1 главы -
автору. Он называет Онегина своим добрым
приятелем, и у них, действительно, много общего
(находим все вместе): общий возраст, воспитание,
общие друзья, черты характера, образ жизни. Но
автор подчёркивает: "Всегда я рад заметить
разность между Онегиным и мной". В чём же эта
разница? Сопоставим отношение Онегина и автора к
жизненным событиям и явлениям (в тетрадях
делается запись):
|
Автор |
Онегин |
Театр |
"Волшебный край!" "Мои богини!" |
"Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел". |
Бал |
"Я был от балов без ума" "Люблю я
бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость" |
"Полусонный в постелю с бала едет он" |
Деревня |
"Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой""Я был рожден для
жизни мирной, для деревенской тишины" |
"Роща, холм и поле
Его не занимали боле""В деревне скука та же" |
Любовь |
"Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил"
"Но я, любя, был глуп и нем" |
"Как рано мог он лицемерить" ":рано
чувства в нем остыли" |
Творчество |
"И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу" |
"Онегин: за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его" |
Вот и ответ на вопрос, почему бесплодными
оказались попытки Онегина избавиться от хандры.
У автора есть труд, творчество, и это наполняет
его жизнь смыслом, придает ему оптимизма,
является лекарством от всех болезней:
"Прошла любовь, явилась муза: Пишу, и сердце не тоскует
:" (LIX строфа)
Автору тоже знакомо разочарование, хандра, но
он сумел преодолеть эту болезнь. С ним всегда
рядом природа, друзья, любовь, творчество. Онегин,
жизнь которого составлена из удовольствий и
развлечений, не приучен к труду, не знает, что
такое творчество (но это пока, через несколько
лет он напишет письмо Татьяне, не уступающее по
силе чувств и совершенству формы любовной лирике
самого Пушкина). Но сейчас "неподражательная
странность" Онегина, "мечтам невольная
преданность" и "резкий, охлаждённый ум"
находят себе применение лишь в "язвительных
спорах", в "шутках, с желчью пополам", и в
"злости мрачных эпиграмм".
Вспомним, к кому из героев русской литературы
можно отнести подобную характеристику. (К
Чацкому).
Домашнее задание.
Чацкий, Молчалин, Онегин - люди примерно одного
возраста. Онегин и Чацкий - дворяне, они вполне
могли встретиться на одном из балов, приёмов.
Молчалин, как секретарь московского "туза",
тоже мог бы оказаться там. Подумайте, какую
позицию по отношению к Чацкому и Молчалину занял
бы Онегин, как могли бы сложиться его
взаимоотношения с тем и другим. Аргументируйте
его точку зрения.
|