Тип: урок формирования знаний.
Вид: урок-исследование.
Цели урока:
- Подобрать ключ к произведению А. С. Пушкина и
помочь "войти” в него.
- Объяснить, что значит "гениальное
произведение”, показать, что это не пустые слова.
- Предостеречь от возможных упрощений текста
повести.
- Проследить по тексту этапы формирования
характера Петра Гринёва.
- Развивать образное мышление, творческие
способности, умения обобщать материал, быстро и
грамотно отвечать на вопросы, выражать своё
мнение.
- Способствовать воспитанию в учениках чувства
патриотизма, интереса к историческим корням
литературы.
Методические приёмы: аналитическая беседа,
сжатый пересказ эпизодов, сообщения учителя и
учащихся.
Материалы и оборудование: учебник;
портреты Пушкина художников Кипренского,
Тропинина; демонстрационный материал по
литературе для VII класса. М., 1971.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Беседа о материальности слова:
– Известно ли кому что-нибудь о материальности,
силе, действенности, вещественности слова? Как вы
понимаете "Вначале было слово” в Евангелии от
Иоанна?
(Рассуждения учащихся о "мистической”
литературе и современных фантастических
фильмах, где материальность слова и мысли – один
из наиболее распространённых мотивов).
– Итак, вы убедились, что ничего
сверхнеобычного и парадоксального в данном
вопросе нет. Художественный мир гениального
произведения абсолютно реален, он творится
словом, и в этот мир можно попасть, а можно и не
попасть в зависимости от установки и внутренних
возможностей. Слово в определённой ситуации
может убить, но может и спасти.
Читаю стихотворение Я. Козловского:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянуться словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
– Вещее слово автоматически вводит в
литературу философские проблемы веры, судьбы и
ответственности. Предлагаю вам отнестись к
тексту "Капитанской дочки” со вниманием и
осторожностью, как к вещему слову, которое при
определённом усилии может предсказать каждому
его судьбу.
III. Самостоятельная работа:
анализ 1-й главы
– Возможность попасть в иной, внеположный
пространственно-временной мир нужно заслужить и
по меньшей мере иметь билет на право прохода или
чтобы некто доверил вам ключ. Кто-то входит в
пространство литературы без труда: даже без
ключа. Таким анализ позволит больше знать, т.е.
лучше ориентироваться. Для остальных анализ
поможет найти ключ. Или – купить билет.
Вопросы для анализа:
- В чём смысл эпиграфа к 1-й главе?
- Как раскрывается смысл эпиграфа ко всему
произведению в 1-й главе?
- Какие слова-понятия являются ключевыми в плане
содержания 1-й главы?
- Какие слова чаще всего встречаются
(повторяются) в 1-й главе?
- Сколько сюжетных поворотов в 1-й главе и кто/что
ими движет?
Пушкин не любитель лабиринтов и головоломных
ходов. Ключ от первой двери он оставляет в замке:
– Был бы гвардии он завтра ж капитан.
– Того не надобно; пусть он в армии послужит.
– Изрядно сказано! Пускай его потужит…
Да кто его отец?
Эпиграф представляет собой квинтэссенцию
главы, её структуру. Отец (батюшка) и служба
(служить, служивый, слуга) – ключевые слова для
понимания главы, они же чаще всего встречаются.
Соответственно 19 (2 раза "отец” + 17 "батюшка”) и
17 раз. Но здесь, разумеется, важны не подсчёты, а
философия, которая делает эти повторы значимыми,
перемещает понятия из социального в
метафизический план.
"Капитанская дочка” начинается с ответа на
вопрос эпиграфа: "Отец мой Андрей Петрович
Гринёв…” Первое слово текста – ОТЕЦ. Оно
выделено тремя способами: 1) через эпиграф, 2)
через инверсию ("отец мой”, а не "мой отец” –
усиление религиозного подтекста), 3) через
актуализацию синонима (в дальнейшем уже не
"отец”, а "батюшка”) – усиление домашнего,
семейного. Батюшка, таким образом, как бы
реализуется в социальный план, в конкретность
текста, а отец остаётся за текстом и вначале.
Вопрос: Почему столь важна фигура отца? Каким он
предстаёт в первой главе?
Прежде всего – это строгий хозяин, господин. Он
распоряжается всем и всеми. Перед ним все
ответственны. В его руках судьбы тех, кто в доме. И
прежде всего судьба сына в руках отца. Все
повороты в сюжете 1-й главы происходят по воле. За
"трезвое поведение” жалуется в дядьки Савельич,
нанимается француз Бопре, а затем изгоняется;
рука батюшки, наконец, направляет сына в Оренбург
вместо положенного Петербурга. Психологические
характеристики (на которые Пушкин тоже был
мастер) несколько смягчают и заземляют,
очеловечивают этот образ, но структурно и
функционально он является грозным повелителем, и
выше его воли в этом сотворённом и упорядоченном
мире только воля государыни и воля случая.
Структурно и функционально отец представляет
собой силу, которая карает и наказывает,
направляет и наставляет. Эпиграф ко всему
произведению раскрывается в 1-й главе как
наставление отца: "Береги платье снову, а честь
смолоду”. Практикой бережения чести, как бы
технологией, охранительным ритуалом является
СЛУЖБА.
Следующими после слов "отец мой” и его имени
идут слова: "…в молодости своей СЛУЖИЛ”. В
молодости служить и означает смолоду беречь
честь, СЛУЖБА выступает главным событием наряду
с рождением, женитьбой и смертью.
Понятие "служба” в "Капитанской дочке”
иерархически выше и отца, и сына. Служба
связывает их с Государыней – истинной Госпожой
этого мира. После своего наставления отец
надолго становится невидимым, Петруша получает
долгожданную свободу. Отец выполняет свою
миссию, слово "батюшка”, столь частое вначале,
растворяется и всплывает только в конце 1-й главы,
причём звучит уже в адрес Петра Андреевича, когда
тот навязывает Савельичу свою волю. А понятие
службы проходит лейтмотивом чрез всю главу,
раскрываясь в самых разнообразных аспектах.
Задание: проследить по тексту первой главы
различные аспекты службы.
- Служба Государю (Государыне) как
предназначение и главное событие жизни (отец
служил, сын сразу, ещё до рождения, записан на
службу);
- верная служба Савельича – награда;
- уклонение от службы Бопре – расправа;
- представление о службе как о свободе и
удовольствии (Петруша);
- служба как испытание ("пусть в армии
послужит”);
- представление о службе как о тяжко несчастии
(Петруша);
- служба как непослушание, т.е. несвобода;
- служба как табу (нельзя отказываться от неё,
нельзя выслуживаться);
- служба как игра (встреча с Зуриным).
Обычно школьники с удовольствием работают с
текстом. Им нравится, что в процессе выполнения
самостоятельной работы они приходят к
одинаковым результатам ( "отец” и "служба” –
действительно ключевые слова, и никто не
успевает заметить, как оказывается внутри
пространства "Капитанской дочки”, за первой
дверью).
IV. Этапы формирования характера Петра
Гринёва.
Вопросы:
– Кратко расскажите о жизни Петра Гринёва в
родительском доме. В каких условиях воспитывался
Петруша? Что хорошего и что дурного вынес Гринёв
из детских и отроческих лет?
– Как вы считаете, когда начинается второй этап
формирования характера Гринёва?
– Можно ли считать, что Петруша полностью
усвоил взгляды отца на военную службу и строгие
представления о сыновнем долге?
– Кто (или что) движет сюжетом там, внутри?
Последний вопрос вызывает много споров. Звучат
разные варианты: "Сам Пушкин управляет
сюжетом”, "Отец, ведь в его руках судьба
Гринёва”, "Случай, т.к. представлена целая
цепочка случайностей”.
V. Подведение итогов урока.
Мы приступили к изучению повести А.С. Пушкина
"Капитанская дочка”, исследовали первую главу,
её сюжет и композицию. Анализ первой главы
показывает, что воля, свобода, которую проявляют
сначала отец, потом сын Гринёвы, управляется
случаем. А есть ли у кого-то власть над случаем? На
этой философской ноте заканчивается урок.
(Проанализировать работу учащихся, выставить
оценки).
VI. Домашнее задание:
- Чьей волей управляется сюжет внутри 2-й главы?
- Проследите дальнейший путь Гринёва в свете
поставленных нами проблем свободы, воли, долга и
чести.
- По-вашему, служба Отечеству – это проблема
временная или общечеловеческая? А как вы
относитесь к службе в армии? Напишите небольшое
сочинение-рассуждение на эту тему.
|