ЦЕЛИ:
- создать условия для усвоения знаний о механизмах
возникновения и формирования приспособлений под воздействием
естественного отбора;
- способствовать развитию умений использовать знания
теоретических закономерностей для объяснения явлений наблюдаемых в
живой природе;
- способствовать развитию умений делать выводы и обобщения.
МЕТОДЫ
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний (слайд № 1)
Объясните следующие явления:
- Почему водоплавающие птицы в бассейне ловят рыбу, которая не соответствует свету дна?
- У растений корни растут вниз, а в джунглях Венесуэлы есть 12 видов
деревьев, корни которых взбираются вверх. Почему это происходит?
3. Изучение нового материала.
Проблемные вопросы (слайд № 3)
- Что такое приспособленность?
- В чем она проявляется?
Адаптация - это совокупность тех особенностей строения, физиологии и
поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность
специфического образа жизни в определенных условиях среды. (слайд №4)
«Чтобы выжить, надо быстро изменяться (приспосабливаться).» Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье» (слайд № 5)
С появлением эволюционной теории Ч.Дарвина адаптация организмов
стали рассматривать как результат действия естественного отбора в
определенных условиях внешней среды.
Все живые организмы оптимально приспособлены к своим условиям
обитания. Приспособленность повышает шансы организмов на выживание и
оставление потомства. Эволюционный процесс в любой популяции протекает в
2 этапа:
- Сначала возникает генетическое разнообразие проявляющееся в фенотипических признаках;
- сохраняются те признаки и свойства, которые обеспечивают особям приспособленность к условиям среды.
Приспособлениия затрагивают внешние и внутренние признаки и свойства
организмов, особенности размножения и поведения, а это приводит к
различным формам приспособленности организмов к окружающей среде.
Черты приспособленности:
1. морфологические
Эти адаптации связаны с особенностями строения тела. Они бывают 2-х видов:
- общие - затрагивают крупные таксоны (отряды, классы, типы)
- специальные - связаны с более узкими условиями существования (виды)
У Дарвина любимым примером является дятел. Он писал : «Можно ли
привести более разительный пример приспособления, чем дятел, лазающий по
стволам деревьев и вылавливающий насекомых в трещинах коры?» (слайд №
6)
Торпедообразная форма тела у акул. (слайд № 7)
2. покровительственная окраска
Такая окраска служит прекрасным способом защиты от врагов. Благодаря ей животные становятся менее заметны.
Слайд № 8 . Самки птиц, гнездящихся на земле, практически сливаются с
общим фоном местности. Так же незаметны и птенцы у этих видов птиц.
Слайд № 9 . В районах Крайнего Севера среди животных очень
распространена белая окраска, делающая их незаметными на снежной
поверхности.
Слайд № 10 . У некоторых животных существует характерная яркая
окраска , образованная чередованием светлых и темных полос или пятен.
Такая окраска имитирует чередование света и тени.
3. предостерегающая окраска (слайд № 11)
Такая окраска свойственна жалящим или имеющим ядовитые железы
насекомым. Птица, отведавшая ядовитую божью коровку или ярко-полосатого
шмеля. вряд ли будет пытаться сделать это еще раз.
4. маскировка (слайд № 12 - 13)
Маскировка- это соответствие формы тела объектам неживой природы.
Сходство с предметами окружающей среды позволяет многим животным
избегать нападения хищников.
5. мимикрия (слайд 15)
Это явление подражания беззащитного вида хорошо защищенным и имеющим предостерегающую окраску неродственным видам.
6. биохимические адаптации
Многие животные и растения способны образовывать различные вещества,
которые служат им для защиты от врагов и для нападения на другие
организмы.
7. физиологические адаптации
Эти адаптации связаны с перестройкой обмена веществ. Без них
невозможно поддержание гомеостаза в постоянно меняющихся условиях
внешней среды.
8. поведенческие адаптации
Это особый тип поведения в тех или иных условиях, который имеет
очень большое значение для выживания в борьбе за существование. (слайды №
16-17 )
Все живые организмы оптимально приспособлены к условиям своего
обитания. При изменении этих условий адаптации могут потерять свою
приспособительную ценность и даже принести вред их обладателю, т.е.
адаптации имеют относительную целесообразность. (слайды № 18-19).
Выполнение лабораторной работы (слайды № 20 – 21)
«Изучение адаптаций организмов к среде обитания»
ЦЕЛИ:
- создать условия для формирования понятия адаптации организмов к среде обитания;
- способствовать закреплению умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите выданный вам объект; обнаружьте наиболее
очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает
данный организм; опишите эти конкретные приспособления.
- Выясните относительный характер приспособленности; докажите почему приспособления носят относительный характер.
- Ответы оформите в виде таблицы «Возникновение приспособленности и ее относительный характер»
вид |
Среда обитания |
Черты приспособленности |
Относительный характер приспособленности |
|
|
|
|
4. РЕФЛЕКСИЯ: (слайд № 22)
Выбери один из четырех ответов:
1. Заяц-беляк периодически линяет, изменяя окраску шерсти. Эта приспособленность
- А) заложена творцом
- Б) сформировалась исторически
- В) не обусловлена генетически
- Г) унаследована от древних млекопитающих.
2. Пример покровительственной окраски:
- А) зеленая окраска у кузнечика
- Б) зеленая окраска листьев
- В) ярко- красная окраска у божьей коровки
- Г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы
3. Пример мимикрии:
- А) зеленая окраска у кузнечика
- Б) сходство в окраске юрюшка у мухи-журчалки и осы
- В) яркая окраска у божьей коровки
- Г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки пяденицы с сучком
ВЫВОД (на основе вопросов поставленных в начале урока)
- приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом естественного отбора ;
- приспособленность носит относительный характер.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : (слайд № 24)
П. 4.10 ответить на вопросы параграфа.
|