Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:43:12
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество)
05.09.2011, 11:28:57

Цели:

  • создать условия для знакомства с особенностями поэтического мира раннего творчества Ахматовой, обучения анализировать созданные автором образы,
  • развивать умения культурологического анализа поэтического текста;
  • воспитание гуманистического отношения к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • стихи А.А. Ахматовой - р/м у каждого уч-ся;
  • Презентация "А.А.Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество)”.

Ход урока

Слайд 1. Организационный момент.

Постановка задач: выразительное чтение стихотворений, показать умение видеть образ лирической героини и рассказать о нём, самое серьёзное внимание - анализу поэтического текста, повторить размеры русского стихосложения, определить размер ахматовских строк, проверить умения самостоятельно определять языковые особенности текста.

Вступительное слово. Комментарии к слайдам 2-4.

Слайд 2.

Первые русские поэты ХХ столетия (по 27 лет).

- Кого в поэзии можно поставить рядом с ними?

- Некого.

Поэзия А. восходит к ещё одному интересному образу в истории культуры человечества.

Слайд 3

Прошу обратить внимание на следующий вид - Развалины древнего Парфенона.

В связи с чем возникает на нашем уроке образ Древней Греции?

Слайд 4 "Сапфо”. Информация, комментарии.

Чтение наизусть уч-ся. Стихотворение "Мне ни к чему одические рати...”

- Что сказала о своей позиции в поэзии А. Ахматова?

Слайд 5

- Прошу обратить внимание на ленту времени. 6-7 в. до н.э…..20 век н.э.

Прошли десятки веков, прежде чем в культуре мира, на этот раз – в русской культуре - появилась "вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо - Анна Ахматова

Это стало ясно уже после выхода первого сборника "Вечер”.

Слайд 6

I. Лирическая героиня Ахматовой.

Чтение стихотворений.

Рассуждения учащихся о характерных особенностях личности героини стихотворения:

"Высоко в небе облачко серело…”.

"Столько просьб у любимой всегда!”

"Сероглазый король”

"А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…”

"Высокие своды костела...”

"Меня покинул в новолунье...”

Вывод: Л.г. А. предстаёт в её стихах не отражением персональной её судьбы, а всеми проявлениями женской доли и женского голоса.

Слайд 7

II. Одна из особенностей художественного мира А. – особая значимость художественной детали. Приём говорящей детали (знак глубокого обострения чувств, достигает потрясающей психологической убедительности).

- Выделите такие детали в стихотворении "Песня последней встречи”. (Перчатка; много ступеней, хотя их только три; равнодушно-жёлтые огни свечей)

- Попробуйте выделить афоризмы, общепринятые формулы в известных стихотворениях Ахматовой.

Я на правую руку надела перчатку с левой руки…
Сколько просьб у любимой всегда,
У разлюбленной просьб не бывает...
Как много камней брошено в меня...

III. Культурологический анализ стихотворения. Выступление учащегося.

Слайд 8. "Песенка”.

1) Чтение наизусть учащимся.

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой

2) Образ лирической героини в стихотворении.

Слайд 9. Художественные средства создания образа.

Фольклорно-песенные традиции - характерный приём народной поэзии.

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.

На первый взгляд, это простая крестьянка. К народной поэтике восходит и сама заданная ситуация – пение во время работы.

Слайд 10. Смысловой параллелизм-контраст про любовь пою – лебеду полю.

(Комментарии)

Слайд 11. Как теме, мысли, чувствам автора подчинён размер стиха?

3) Слайды 12-14. Беседа "Размеры русского стихосложения”.

а) Комментарии слайдов учащимися:

"Двусложные размеры стихосложения. Ямб. Хорей”

"Трёхсложные размеры стихосложения. Дактиль. Амфибрахий. Анапест”

"Дольник”

Дольник - вид стихосложения, когда строки совпадают по количеству ударений, число безударных слогов относительно свободно, сочетания ударных и безударных слогов образуют не "стопы”, а "доли”, "такты”.

- Как организована поэтическая речь Ахматовой.

б) Давайте определим стихотворный размер произведения.

в) Сопоставление метрической системы Ахматовой и Сапфо. Работа у доски и в тетрадях.

Каким стихотворным размером написана Песенка? Почему? (Дольник - излюбленный размер в фольклоре)

Вывод. Из глубины веков тянется к нам ниточка культурного наследия человечества...

Слайды 15-17

4) Динамика внутреннего состояния лирической героини.

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.

Первые 2 стиха – обещают радость, но 3 и 4 строки – картины тяжёлого труда, и мажорная интонация, увы, снимается.

Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.

Образ лебеды в фольклорных песнях обычно символизирует тяжёлую, жизнь, голод, бедствия народа, несчастья даже. У А. запах лебеды становится знаком тревожного душевного состояния.

Сравнительная степень прилагательного усиливает нарастание напряжения, динамику внутреннего состояния л. г.

Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.

Последние стихи оставляют лирическую героиню наедине с мирозданием – в поэзии это символ идеального мира, это (на была глубоко религиозной поэтессой) ещё и мир Божий.

Ключевой образ последней строфы – "камень вместо хлеба”. Это её "награда злая”. Эта участь предуготована ей (обращаем внимание на глагол в форме будущего времени будет. Не за прополку же огорода! Конечно, это уже другая тема - тема женщины-поэта, крестного пути поэта.

Слайд 18

5) Символика звукового фона произведения.

Вначале мы слышим голос крестьянки, она поёт, и в стихотворение входит её голос.

Затем звучит голос плачущей девочки (плачет – глагол довольно нейтральный, можно предположить юношеские переживания, разочарования – то, через что проходит каждый; страшно другое - вопли голоса беды, страшен мотив запаха смерти – этот мотив оттенён резким эпитетом мёртвая по отношению к лебеде. Так голос поэтессы обретает вселенское звучание.

И наконец Голос твой - на ты она может обращаться в возлюбленному, и к Музе своей, и к Господу. Конкретный источник отсутствует, и это позволяет увидеть нам

надындивидуальный голос судьбы,

голос доли - муки и в национальном, и в мировом масштабе.

Выводы. "Песенка” – программное стихотворение, поэтесса раскрывает суть своей лирической героини, своих творческих устремлений – быть национальным и одновременно всемирным голосом женской доли – муки.

Слайд 19

IV. Как представлен образ женщины – поэта в творчестве Ахматовой?

Самостоятельная работа с учебником.

Слушание ответа.

За всю историю культуры человечества Ахматова первая, кто открыл мировой поэзии образ женщины – поэта, её трагической судьбы, несовместимости женского счастья и судьбы творца.

Чтение наизусть стихотворения "Уединение” (1914).

Как развивается в стихотворении уже знакомый по "Песенке” (1911) мотив камня?

(Пушкин: хвалу и клевету приемли равнодушно...)

Слайд 20. "Мини-тестовое задание”.

...А не дописанную мной страницу –


Божественно спокойна и легка,


Допишет Музы смуглая рука.

Божественный дар лирической героини Ахматовой позволяет видеть мир с высоты.

Возникает образ Музы, созданный с помощью:

а) парцелляции;

б) сравнительного оборота;

в) литоты;

г) синекдохи.

Слайд 21

Выводы. Обратите внимание! Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, достойно, мужественно принимает возложенную на неё миссию. Поэтический дар - для неё это Горний свет, величайшая Божья милость, и величайшее Божье испытание, аналог крестного пути Господа.

Слайд 22. Рефлексия.

Вот такой величественной, великой, поэтом, вровень с А. Блоком, первым русским поэтом, стала Ахматова сразу же, без поры ученичества.

Стихи, о которых мы говорили сегодня, относятся к 1911-1914 годам, т.е. ей, уже первой, уже великой, всего – то 22 года, 25 лет.

Но чёрные дни не миновали страну. Всю эту жизнь, этот такой хрупкий мир перечеркнула война. 19 июля 1914 года началась I мировая война.

Война накладывает отпечаток на всё её творчество, изменяет суть ахматовской Музы: теперь это голос общенациональной скорби, голос вдов, сирот, матерей.

Символами её поэзии теперь уже навсегда станут ворон и крест.

Оценки.

Домашнее задание.

Стихотворения А.Ахматовой 1917-1960-х лет, поэма "Реквием” - чтение, комментарии; стр.342-347 - изучение материалов; инд. зад.: выучить наизусть стихотворения: "Мужество”, "Родная земля”.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint
Просмотров: 1044 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 34
Гостей: 34
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0