Цели:
- создать условия для знакомства с особенностями
поэтического мира раннего творчества Ахматовой,
обучения анализировать созданные автором
образы,
- развивать умения культурологического анализа
поэтического текста;
- воспитание гуманистического отношения к
культурному наследию человечества.
Оборудование:
- стихи А.А. Ахматовой - р/м у каждого уч-ся;
- Презентация "А.А.Ахматова. Художественный мир
поэтессы (раннее творчество)”.
Ход урока
Слайд 1. Организационный момент.
Постановка задач: выразительное чтение
стихотворений, показать умение видеть образ
лирической героини и рассказать о нём, самое
серьёзное внимание - анализу поэтического
текста, повторить размеры русского
стихосложения, определить размер ахматовских
строк, проверить умения самостоятельно
определять языковые особенности текста.
Вступительное слово. Комментарии к слайдам 2-4.
Слайд 2.
Первые русские поэты ХХ столетия (по 27 лет).
- Кого в поэзии можно поставить рядом с ними?
- Некого.
Поэзия А. восходит к ещё одному интересному
образу в истории культуры человечества.
Слайд 3
Прошу обратить внимание на следующий вид -
Развалины древнего Парфенона.
В связи с чем возникает на нашем уроке образ
Древней Греции?
Слайд 4 "Сапфо”. Информация, комментарии.
Чтение наизусть уч-ся. Стихотворение "Мне ни
к чему одические рати...”
- Что сказала о своей позиции в поэзии А.
Ахматова?
Слайд 5
- Прошу обратить внимание на ленту времени. 6-7 в.
до н.э…..20 век н.э.
Прошли десятки веков, прежде чем в культуре
мира, на этот раз – в русской культуре - появилась
"вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо
- Анна Ахматова
Это стало ясно уже после выхода первого
сборника "Вечер”.
Слайд 6
I. Лирическая героиня Ахматовой.
Чтение стихотворений.
Рассуждения учащихся о характерных
особенностях личности героини стихотворения:
"Высоко в небе облачко серело…”.
"Столько просьб у любимой всегда!”
"Сероглазый король”
"А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…”
"Высокие своды костела...”
"Меня покинул в новолунье...”
Вывод: Л.г. А. предстаёт в её стихах не
отражением персональной её судьбы, а всеми проявлениями
женской доли и женского голоса.
Слайд 7
II. Одна из особенностей художественного
мира А. – особая значимость художественной
детали. Приём говорящей детали (знак
глубокого обострения чувств, достигает
потрясающей психологической убедительности).
- Выделите такие детали в стихотворении "Песня
последней встречи”. (Перчатка; много ступеней,
хотя их только три; равнодушно-жёлтые огни
свечей)
- Попробуйте выделить афоризмы,
общепринятые формулы в известных стихотворениях
Ахматовой.
Я на правую руку надела перчатку с левой руки…
Сколько просьб у любимой всегда,
У разлюбленной просьб не бывает...
Как много камней брошено в меня...
III. Культурологический анализ стихотворения.
Выступление учащегося.
Слайд 8. "Песенка”.
1) Чтение наизусть учащимся.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой
2) Образ лирической героини в стихотворении.
Слайд 9. Художественные средства создания
образа.
Фольклорно-песенные традиции - характерный
приём народной поэзии.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
На первый взгляд, это простая крестьянка. К
народной поэтике восходит и сама заданная
ситуация – пение во время работы.
Слайд 10. Смысловой параллелизм-контраст
про любовь пою – лебеду полю. Слайд 11. Как теме, мысли, чувствам автора
подчинён размер стиха?
3) Слайды 12-14. Беседа "Размеры русского
стихосложения”.
а) Комментарии слайдов учащимися:
"Двусложные размеры стихосложения. Ямб.
Хорей”
"Трёхсложные размеры стихосложения. Дактиль.
Амфибрахий. Анапест”
"Дольник”
Дольник - вид стихосложения, когда строки совпадают
по количеству ударений, число безударных
слогов относительно свободно, сочетания ударных
и безударных слогов образуют не "стопы”, а
"доли”, "такты”.
- Как организована поэтическая речь Ахматовой.
б) Давайте определим стихотворный размер
произведения.
в) Сопоставление метрической системы Ахматовой
и Сапфо. Работа у доски и в тетрадях.
Каким стихотворным размером написана Песенка?
Почему? (Дольник - излюбленный размер в
фольклоре)
Вывод. Из глубины веков тянется к нам ниточка
культурного наследия человечества...
Слайды 15-17
4) Динамика внутреннего состояния лирической
героини.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Первые 2 стиха – обещают радость, но 3 и 4 строки
– картины тяжёлого труда, и мажорная интонация,
увы, снимается.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.
Образ лебеды в фольклорных песнях обычно
символизирует тяжёлую, жизнь, голод, бедствия
народа, несчастья даже. У А. запах лебеды
становится знаком тревожного душевного
состояния.
Сравнительная степень прилагательного
усиливает нарастание напряжения, динамику
внутреннего состояния л. г.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Последние стихи оставляют лирическую героиню
наедине с мирозданием – в поэзии это символ
идеального мира, это (на была глубоко религиозной
поэтессой) ещё и мир Божий.
Ключевой образ последней строфы – "камень
вместо хлеба”. Это её "награда злая”. Эта участь
предуготована ей (обращаем внимание на глагол в
форме будущего времени будет. Не за
прополку же огорода! Конечно, это уже другая тема
- тема женщины-поэта, крестного пути поэта.
Слайд 18
5) Символика звукового фона произведения.
Вначале мы слышим голос крестьянки, она
поёт, и в стихотворение входит её голос.
Затем звучит голос плачущей девочки (плачет
– глагол довольно нейтральный, можно
предположить юношеские переживания,
разочарования – то, через что проходит каждый;
страшно другое - вопли голоса беды, страшен
мотив запаха смерти – этот мотив оттенён резким
эпитетом мёртвая по отношению к лебеде.
Так голос поэтессы обретает вселенское звучание.
И наконец Голос твой - на ты она может
обращаться в возлюбленному, и к Музе своей, и к
Господу. Конкретный источник отсутствует, и это
позволяет увидеть нам
надындивидуальный голос судьбы,
голос доли - муки и в национальном, и в мировом
масштабе.
Выводы. "Песенка” – программное
стихотворение, поэтесса раскрывает суть своей
лирической героини, своих творческих
устремлений – быть национальным и
одновременно всемирным голосом женской доли
– муки.
Слайд 19
IV. Как представлен образ женщины –
поэта в творчестве Ахматовой?
Самостоятельная работа с учебником.
Слушание ответа.
За всю историю культуры человечества Ахматова
первая, кто открыл мировой поэзии образ женщины
– поэта, её трагической судьбы, несовместимости
женского счастья и судьбы творца.
Чтение наизусть стихотворения "Уединение” (1914).
Как развивается в стихотворении уже знакомый
по "Песенке” (1911) мотив камня?
(Пушкин: хвалу и клевету приемли равнодушно...)
Слайд 20. "Мини-тестовое задание”.
...А не дописанную мной страницу –
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
Божественный дар лирической героини Ахматовой
позволяет видеть мир с высоты.
Возникает образ Музы, созданный с помощью:
а) парцелляции;
б) сравнительного оборота;
в) литоты;
г) синекдохи.
Слайд 21
Выводы. Обратите внимание! Лирическая
героиня не жалуется, не ропщет, достойно,
мужественно принимает возложенную на неё миссию.
Поэтический дар - для неё это Горний свет,
величайшая Божья милость, и величайшее Божье
испытание, аналог крестного пути Господа.
Слайд 22. Рефлексия.
Вот такой величественной, великой, поэтом,
вровень с А. Блоком, первым русским поэтом, стала
Ахматова сразу же, без поры ученичества.
Стихи, о которых мы говорили сегодня, относятся
к 1911-1914 годам, т.е. ей, уже первой, уже великой,
всего – то 22 года, 25 лет.
Но чёрные дни не миновали страну. Всю эту жизнь,
этот такой хрупкий мир перечеркнула война. 19 июля
1914 года началась I мировая война.
Война накладывает отпечаток на всё её
творчество, изменяет суть ахматовской Музы:
теперь это голос общенациональной скорби, голос
вдов, сирот, матерей.
Символами её поэзии теперь уже навсегда станут
ворон и крест.
Оценки.
Домашнее задание.
Стихотворения А.Ахматовой 1917-1960-х лет, поэма
"Реквием” - чтение, комментарии; стр.342-347 -
изучение материалов; инд. зад.: выучить наизусть
стихотворения: "Мужество”, "Родная земля”.
|