Цели и задачи урока:
- Актуализация навыков музицирования
- Развитие творческого и музыкального воображения
- Воспитание чувства любви к Родине
Оборудование урока: Флейты: курай, свирель, блок-флейта. Окарины. Флейта
Пана. Самостоятельная работа "Узнай инструмент" и игра "Угадай звук". Презентация к уроку:
http://poznayko.at.ua/load/klenovyj_domik_flejty/42-1-0-1798
Актуализация:
2 слайд. (Звучит флейта)
Название всей этой группы произошло от русского старинного слова ДУХ,
что значит воздух, и от глагола дуть.
Тростник, ветки дерева, раковины и рога животных - вот первые материалы, из
которых получались духовые инструменты.
3 слайд.
Вспомнить, что было на прошлом уроке. Что такое ОКАРИНА. Для чего нужны были
окарины, когда на них играли.
Просмотреть окарины, нарисованные дома, прикрепить лучшие к доске.
4 слайд.
Спеть закличку "Жаворонушки", сопровождая пение импровизационной игрой на
окаринах:
Жаво-ро-нуш-ки, приле-ти-те-ка, Весну кра-сну-ю прине-си-те-ка! Нам
зима-то надоела, Весь овес она поела.
Звучат окарины.
Хлеб да капустка - лучшая закуска! (говорком)
Убрать окарины.
5 слайд.
А теперь - Загадка.
"Д" на удочку попалась И никак не отцеплялась. Повисела пять минут
- И случилось чудо тут: Стала удочка короткой, Издавать вдруг стала
нотки. Ну, скажите мне на милость, Что же с удочкой
случилось?
(Удочка в Дудочку превратилась)
6 слайд. (Звучит флейта)
1.
Как сквознячок прохладным летом Свистит, пронизывая зданье, Так сквозь
кленовый домик флейты Летит живой души дыханье.
Дудки, дудочки, сопелки и свирели - вот не все разнообразие названий народных
инструментов этой группы. Все они объединяются одним словом - флейта. Это
греческое название инструмента, и произошло от слова "лейт", означающего то же
самое, что и русское "дуть".
Они легко вырезались из подручных материалов - камыша, тростника, ветки
дерева, и различаем мы их по окраске звука, т.е. тембру. Для тембра очень важно,
из какого именно материала сделан инструмент. Лучшие получались из клена или
березы.
Часто на древних фресках и амфорах изображали музыкантов, играющих на двойной
свирели - греческом авлосе, когда музыкант одновременно играл на двух флейтах, и
получалась у него двухголосная мелодия.
7 слайд. (Звучит курай)
В сухих башкирских степях растет трава курай. Нужно найти старый, сухой куст,
чтобы стебель был прямым и полым. Срезать стебель, вырезать маленькие
прямоугольные отверстия - и курай готов.
Жаворонок по-татарски Называется - тургай, Дудочка - курай, А
дедушка - бабай:
Запомнили?
Что ж, давайте,
Все за мною повторяйте:
На веселом курае играет бабай, Ему подпевает веселый
тургай. Прекрасно поется тургаю, Когда на курае
играют:
На картине, которую вы видите здесь, художник изобразил татарского поэта
Габдуллу Тукая в лесах Кырлая. Давайте и мы послушаем курай.
8 слайд.
В коллекции музея Габдуллы Тукая представлено много татарских народных
инструментов - в основном это роги и кураи.
Внимательно рассмотрим курай. Из какого материала его изготовили? Да, эти
кураи - из дерева, но современные инструменты делают и металлическими, и другие
материалы используют. попробуем на нем поиграть. Учитель - показывает способы
звукоизвлечения, дети - пробуют импровизировать мелодию.
9 слайд.
"Кап-кап-кап", - звеня, запели
Капли мартовской капели.
Песенка капели (Песня выучена на предыдущем уроке)
Кап-кап, кап-кап, кап-кап, синий апрель. Слушает солнце, как звенит
капель. Песня за окном целый день слышна. Это песенка о том, что
пришла весна. Кап-кап, кап-кап, кап-кап, синий апрель. Слушает солнце,
как звенит капель. Кап-кап!
(Песня поется a cappella, второй голос - на блок-флейте, играет или учитель,
или кто-нибудь из старших учеников)
10 слайд.
Еще один вариант флейты - "флейта Пана"
Это - многоствольная флейта.
В разных вариантах она бытует у многих народов.
На Руси такая флейта называлась кувиклы.
И играли на ней только девушки.
11 слайд.
"ПАН" М.Врубеля
Русский художник Михаил Врубель изобразил бога полей Пана с флейтой в
руках.
Он в тягостном раздумье, впервые увидевший свой облик в воде.
12 слайд. (Звучит волынка)
Волынка.
Мешок волынки сделан из козлиной или телячьей шкуры, снятой целиком.
Несколько вставленных трубок - и вот уже звучит целый ансамбль.
В Шотландии волынка и сейчас считается инструментом военного оркестра
13 слайд.
Самостоятельная работа в тетрадях:
- Узнай инструменты.
- Расскажи в тетради об одном.
(Блок-флейта, флейта Пана, окарина, волынка, курай)
14 слайд. (Звучит запись оркестра)
Оркестр русских народных инструментов п/у А.ШУТИКОВА
Михаил Клеофас Огиньский. "Полонез"
15 слайд.
Игра "Угадай звук"
Поочередно звучат народные инструменты:
Гармонь, треугольник, кастаньеты, волынка, флейта, балалайка, бас-гитара,
ударная установка, колокол.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке, в которой герои играют на
флейте, курае, свирели или дудочке ("Дудочка и кувшинчик", "Золотая антилопа",
"Царь - ослиные уши", другая). |