Информационные технологии позволяют создать
уникальную атмосферу научности, наглядности и в
тоже время простоты и доступности для изучения
как теоретических, так и практических вопросов
информатики. Изучение скучных, на первый взгляд,
теоретических тем базового курса информатики,
таких как "Информация. Свойства, виды, единицы
измерения информации", "Измерение информации -
алфавитный и содержательный подходы к измерению
информации", "Количество информации и
вероятность" можно превратить в
увлекательнейшее занятие, используя
мультимедийные презентации и программы,
установленные на компьютере.
Предлагаю вашему вниманию урок по информатике,
проведенный в 8-м и 9-м классах на тему
"Алфавитный подход к измерению информации".
Итак, Тема: "Алфавитный подход к измерению
информации"
Цели урока:
- Закрепить и обобщить понятие "информация",
полученное на предыдущем уроке.
- Уметь классифицировать различные виды
информации по способам представления, передачи и
восприятия не только человеком, но и технической
системой.
- Различать виды и свойства информации.
- Закрепить знание единиц измерения информации.
- Освоить количественный подход к измерению
информации.
- Освоить понятия "алфавит", "мощность
алфавита", "информационный вес символа",
"информационный объём сообщения"
- Научиться решать задачи на определение
информационного объёма сообщения, составленного
из символов некоторого алфавита
ТСО: проектор, интерактивная доска,
компьютеры учащихся и учителя
Программная поддержка: Microsoft Office PowerPoint
2003, Калькулятор
ХОД УРОКА (СЦЕНАРИЙ)
Организационный момент
Повторение и закрепление материала,
пройденного на прошлом уроке.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о
том, что мы живём в мире информации. Мы привыкли к
таким словам и фразам как, "информационный
процесс", "информационный кризис",
"информационное общество", "информационная
защита" и др. Мы попытались определить, что же
такое "информация"? Что есть "информация" для
человека, и что есть "информация" для
технической системы, в частности для компьютера.
Давайте коротко повторим-
- Каковы должны быть свойства информации,
представленной в форме сообщений, знаний?
- Каковы должны быть свойства информации,
распространяемой СМИ?
- Каковы должны быть свойства информации, которую
вы получаете на уроке?
- А какими свойствами должна обладать информация,
распространяемая через Интернет?
Опрос сопровождается показом слайдов 1-2-3-4-5 Презентации 1
(идёт повторение)
Молодцы, всё вспомнили и понесём эти знания
дальше.
Итак, информация измеряема. Каковы единицы
измерения информации?
Учащиеся - отвечают. Ответ подтверждается
показом слайдов 6,7 Презентации
1.
3. Новый материал
Учитель: А теперь давайте попробуем ответить
на вопросы - Как определить информационный
объём сообщения? От чего он зависит?
Нам известно, что одна и та же информация может
существовать в различных формах. И удобнее всего
использовать для представления информации знаковые
системы. Знаковая система состоит из
определенного набора знаков и правил работы с
ними. Более привычными для нас с вами
понятиями являются - ЯЗЫК и АЛФАВИТ.
Итак, рассмотрим АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД к
измерению информации.
Демонстрация слайдов Презентации
2.
Показ слайдов сопровождается краткими
комментариями учителя, содержание слайдов
кратко конспектируется учениками.
Слайд 1 |
Учитель: Самые известные знаковые
системы - это языки. Любой язык имеет свой
алфавит (набор знаков) и правила работы с ним.
Языки делятся на естественные (русский,
китайский и т.д.) и формальные (азбука Морзе, языки
программирования, язык математики, язык записи
музыки- ноты) |
Слайд 2 |
Учитель: Для техники - информация - это
последовательность некоторых сигналов,
доступных и понятных для приёма, передачи,
преобразования. И это - язык техники. |
Слайд 3 |
Учитель: Попробуем запомнить основные
понятия, которые в дальнейшем пригодятся нам для
решения различных задач. |
Слайд 4 |
Учитель: Приведём примеры из нашей
жизни. |
Слайд 5 |
Учитель: Вот теперь, когда мы назвали
вещи своими именами, попробуем усложниться и
перейти от простого к сложному. Запомните эту
формулу!!! |
Слайд 6 |
Учитель: Коль скоро это так, то можно
говорить об информационном объёме текста,
составленного из символов некоторого алфавита. Запомните
эту формулу!!! |
Слайд 7 |
Учитель: А теперь, как всегда - ЗАДАЧИ! Решим
СОВСЕМ ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ!
Ученики: решают, объясняя своё решение.
Учитель сверяет ответ с ответом слайда. |
Слайд 8 |
Учитель: Это тоже СОВСЕМ ПРОСТАЯ ЗАДАЧА! Ученики:
решают. |
Слайд 9 |
Учитель: А это уже НЕ СОВСЕМ ПРОСТАЯ
ЗАДАЧА!!! На самом деле она тоже простая, только
требует вашей внимательности при чтении
условия!!! Ученики решают. |
Слайд 10 |
Учитель: И эта задача тоже простая! |
Слайд 11 |
Если осталось время, то эти задачи можно
решить прямо на уроке, используя, Калькулятор. Учитель:
А вот на дом я задам вам СОВСЕМ НЕПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ.
Решить эти задачи вам поможет программа
Калькулятор. Мы много раз ею пользовались.
Вперёд! |
Слайд 12 |
Проверяем ход решения и ответ |
Слайд 13 |
Учитель: Жду ваших ответов и надеюсь -
они будут верными! До следующего урока! |
В работе использованы материалы базового
курса информатики из учебника под редакцией
И.Семакина, а также задачи из задачника -
практикума к этому же учебнику. |