Цели урока:
- Содействовать формированию интеллектуальной,
исследовательской культур учащихся (умению
анализировать, конкретизировать, творчески
мыслить, обобщать полученные знания, размышлять
и рассуждать).
- Развивать коммуникативные способности
учащихся (умение работать в группах, обучаться в
сотрудничестве, вести монолог и диалог).
- С помощью интересных форм работы повысить
активность учащихся на уроке, добиться
сознательного усвоения материала.
- Работать над повышением грамотности устной и
письменной речи учащихся.
Задачи урока:
- Систематизировать знания учащихся о свойствах
рациональных чисел.
- Через повторение изученного материала
перевести учащихся к нахождению значения
числового выражения, содержащего рациональные
числа и знаки " +" и "-".
- Мотивировать необходимость поиска
рационального выполнения заданий, содержащих
алгебраическую сумму.
Учебная задача: "Открытие" свойств действий
с рациональными числами (свойства сложения).
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Организационные формы общения:
индивидуальная, коллективная, самостоятельная.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Цель: проверка подготовки учащихся к уроку и
создание эмоционального настроя.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель: подготовка учащихся к изучению нового
материала.
а) индивидуальные задания учащимся.
Учитель предлагает выполнить на доске
следующие задания (задания написаны на
карточках).
Карточка №1
Найдите значение выражения наиболее удобным
способом:
а) 271 + 18 + 82 + 729; б) ; в) 3,4 + 0,9 + 8,6 + 0,1.
Ответить на вопросы: Какие числа используются в
выражении?
Какие свойства чисел применили при нахождении
значения этого выражения?
Карточка № 2.
Поставь вместо * такое число, чтобы получилось
верное равенство и прочитай его.
а) -(-5) = *;
б) 3 = - * ;
в) - * = 8;
г) -(+27) = * ;
д) - * = 10,3.
б) устная работа с классом (задания на слайде)
1. (Учащиеся исправляют ошибку и объясняют ее
причину).
-3 + 5 = -8
-2 -4 = -6
4 - 8 = -4
-4 -3 = -1
-6 + 6 = 0
2. Продолжи предложение:
Алгебраическая сумма - это выражение, которое
можно представить в виде суммы положительных и
отрицательных чисел.
Противоположные числа это числа, имеющие
одинаковые модули, но отличающиеся знаком.
Сумма противоположных чисел равна нулю.
в) Ответы учащихся, выполняющих задания у доски.
Карточка №1 В этих выражениях встречаются
натуральные числа, обыкновенные дроби,
десятичные дроби. Для нахождения значения этих
выражений использовали сочетательное и
переместительное свойства сложения.
Карточка №2 (проверка знаний изученных на
предыдущем уроке).
3. Изучение нового материала.
Цели: организовать деятельность учащихся на
совместное решение поставленной проблемы;
организовать деятельность учащихся по обобщению
и применению полученных ранее знаний;
содействовать умению общаться; развитию
монологической и диалогической речи,
организованности, дисциплине.
а) Обобщение знаний о свойствах сложения.
На этом уроке мы продолжим изучать свойства
сложения рациональных чисел. (Сформулировать
свойства).
Мы уже применяли свойства сложения при работе с
различными числами.
А для чего необходимо знание свойств
рациональных чисел? (выполнять вычисления лучше
и быстрее).
б) Постановка проблемы и ее решение.
Проблема: выполняются ли свойства сложения при
сложении отрицательных чисел и чисел с разными
знаками?
(задание на слайде)
1) устно
- 3 + (-5,6)= и -5,6 + (-3)=
и
- 1,2 + (-0,7) и - 0,7 + (-1,2)=
Вывод: переместительное свойство сложения
справедливо при сложении отрицательных чисел и
чисел с разными знаками.
2) работа по рядам (проверка сочетательного
свойства)
1 ряд 2 ряд
(a + b) + c a + (b + c)
Если 1) a = - 0,7, b = - 0,3, c - 1,2; 2) a = .
Вывод: сочетательное свойство сложения
справедливо при сложении отрицательных чисел и
чисел с разными знаками.
в) Применение полученных знаний: устно
выполнить №222(1 столбик)
4. Физкультминутка (музыка на слайде).
5. Закрепление (задание и музыка(симфония № 21
Моцарта) на слайде).
Цели: организовать деятельность учащихся на
закрепление изученного материала, создание
ситуации позволяющей ученикам принимать
самостоятельные решения, содействовать развитию
у детей умений анализировать поставленные перед
ними вопросы и делать правильный выбор;
применять полученные знания в жизненных
ситуациях.
а) Звучит прекрасная музыка. Имя композитора
вам, я думаю известно. Этот великий композитор
был не только гениальным музыкантом, но и имел
блестящие математические способности. А назвать
имя великого музыканта, который имел блестящие
математические знания, помогут нам примеры,
которые мы должны решить.
1 вариант № 230(а), № 234(а), № 238(а)
2 вариант № 231(а), № 233(а), № 238(б)
26 |
0 |
40 |
-150 |
-9,9 |
11,08 |
Ц |
Т |
А |
О |
Р |
М |
Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 г.- 5
декабря 1791г). - австрийский композитор 18 века,
один из величайших музыкальных гениев
человечества. Он очень увлекался математикой:
исписывал пол, стены, выполняя сложные
математические вычисления (на слайде).
После решения упражнений учащиеся формулируют
памятку для нахождения значений выражений,
содержащего знаки "+" и " - ".
б) Бизнес-задача (на слайде).
Цель: мотивация изучения свойств составленного
числового выражения, содержащего знаки "+" и " -
".
1) формулировка задачи.
Любой из нас может иметь собственное
прибыльное предприятие. Но для этого он должен
вложить деньги, математически грамотно вести
бухгалтерскую книгу и уметь подсчитать свою
прибыль. В таблице приведены доходы и расходы
предприятия за полугодие.
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
-15200 |
+4007 |
-1593 |
-4007 |
+5200 |
+7593 |
Определите доходно ли это предприятие.
Для того чтобы подсчитать прибыль, что надо
сделать? (Для этого надо составить выражение и
найти его значение.).
Назовите выражение.
-15200 + (+4037) + (-1593) + (-4007) + (+5200) + (+7593) =
2) поиск решения.
Как вы предлагаете найти значение этого
выражения?
(Учащиеся предлагают: прибыль сложить с
прибылью, а убытки с убытками, но перед этим
вычеркнуть противоположные слагаемые).
Учащиеся записывают в тетрадях
(+ 5200 + 7593) + (-15200 - 1593) =
Учащиеся находят значения выражения.
3) подведение итогов составленной задачи.
Что можно сказать о данном предприятии?
Прибыльное ли оно?
Учащиеся делают вывод, что предприятие
убыточное.
6. Итоги урока через ответы на вопросы и
выставление оценок.
Подведем итоги урока.
Что тебе показалось интересным на уроке?
Чему вы научились в ходе урока?
Что полезного надо запомнить?
7. Домашнее задание.
Параграф 38 № 236, №237;
Найдите сумму всех целых чисел от -599 до 601 (для
тех кто сможет). |