Цели:
- сформировать новые понятия: алгоритм,
алгоритмический язык;
- познакомить с формами записи алгоритмов:
построчная, блок-схема;
- научить правильно составлять и выполнять
алгоритмы;
- привить интерес к предмету информатики.
Средства обучения: компьютер,
мультимедийный проектор, экран.
Средства активизации познавательной
деятельности учащихся: создание
мультимедийной презентации об алгоритме.
Подготовительный этап к уроку:
создание мультимедийной презентации.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя. Задачи, задачи, задачи
– наша учеба, работа и личные дела – это
каждодневное, ежечасное решение задач. Каждая
задача требует для своего решения выполнения
определенных действий. Многократно решая задачи,
мы замечаем, что необходимые действия должны
выполняться в определенном порядке. В таких
случаях мы начинаем говорить об алгоритмах
решения задач.
Слайды 1-3
– Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что же
такое алгоритм, какой язык называется
алгоритмическим, и какие существуют формы записи
алгоритма. Откройте тетради и запишите тему
урока: «Алгоритм».
Алгоритм не роскошь, а средство достижения
цели.
Слайд 4
Понятие алгоритма и алгоритмического
языка
Слайд 5
Правила изображения блок-схем
– В отличие от людей технические устройства
могут выполнять только определенные операции.
Поэтому алгоритмы, которые выполняются этими
устройствами, должны в свою очередь обладать
следующими свойствами:
Слайд 6
Свойства алгоритма
– Для решения сложных задач используют
специальные команды алгоритмического языка:
команды ветвления и команды цикла.
– Только ветвление поможет в сложных условиях
сделать выбор. Ветвления
– это такая форма
организации действий, при которой в зависимости
от выполнения или не выполнения некоторого
условия совершается либо одна, либо другая
последовательность действий.
Слайд 9
Любуясь луной, помните: и луна выполняет
циклический алгоритм.
Циклом называется такая форма
организации действий, при которой одна и та же
последовательность действий совершается
несколько раз до тех пор, пока выполняется
некоторое условие.
– Сейчас немножко отдохнем и примеры разберем.
2. Физминутка (учащиеся выполняют
упражнения для глаз)
3. Разберем несколько примеров
алгоритма:
Слайд 10 «Соберись в школу».
Слайд 11 «Вскипяти воду».
Слайд 12 «Разбери фасоль».
Слайд 13 «Попади на представление».
Слайд 14 «Реши пример: К = (А + Б)2».
«Большее из двух».
4. Самостоятельная работа
Опиши более подробно действия «Собери
портфель»
«Собери портфель»
Выполни задания по алгоритму
«Раскрась крышу дома»
Нарисуй стрелки на схеме алгоритма, впиши
пропущенные команды и слова «да» и «нет».
«Собери урожай»
5. Итог урока
– Вы спросите меня: «А для чего нам нужен
алгоритм?». Ответ простой: У информатики есть
свой подход к решению задач. Суть его – в
использовании ЭВМ.
ЭВМ можно применять для решения задач
практически из всех областей жизни. Но для того,
чтобы делать это эффективно, нужно уметь:
- четко формулировать задачу;
- составлять алгоритмы, т.е. организовывать
последовательность действий, приводящих к
требуемому результату;
- пользоваться специальными средствами,
которыми снабжают любую ЭВМ, чтобы облегчить
общение человека с машиной.
Овладев этими умениями, вы «приручите» ЭВМ, и
она станет вашим надежным другом.
6. Откройте дневники и запишите домашнее
задание:
– Опишите алгоритм перехода через дорогу
(соблюдая правила дорожного движения).
– Спасибо за урок. Сдайте пожалуйста свои
тетради. До свидания! |