Цели урока: научить детей определять части слова; развивать внимание, речь, наблюдательность; воспитывать интерес к процессу познания. Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.
I. Чистописание. На какие соединения надо обратить внимание? слакс отлапь ёсво дотлса зёбера кьвромо
II. Повторение словарных слов.
1) В чистописании мы писали не просто набор букв, а слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите "спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока. класс пальто овёс солдат береза морковь
В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)
Почему? (нельзя проверить написание какой-либо буквы)
III. Актуализация. 1) Найдите, спрятавшееся слово. (Состав) Что можете сказать о слове "состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений) Какие значения имеет слово "состав”? (состав вещества, офицерский состав, состав поезда) Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое) Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (состав слова) Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока. 2) Что такое окончание? (Изменяемая часть слова) Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня) Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем) Что называют корнем слова? (Главная часть основы) Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, которая остается если отделить окончание) 3) Подберите однокоренное слово к одному из словарных слов, обозначающее название грибов. подберезовики Попробуйте найти знакомые части слова в слове "подберезовике” и "поделка” (Графически дети записывают свои ответы)
Физминутка.
Мы показывали части слова графически, а теперь попробуем показать части слова вами. Поделитесь на пары. Я называю слово и его часть, а вы должны показать, как обозначается эта часть. Повозка - воз, переделать - пере, корзинка - а, солнышко - ышк, деревянный — дерев, зимний — н.
IV. Постановка проблемы. Почему вы решили, что –под- в слове "подберезовики и поделка” - это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка) Так с чего же все-таки нужно начинать находить части слова? Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.
V. Открытие нового знания. 1) Для этого поделимся на 3 команды. Каждая команда получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу. Затем, выбираете 1 человека от команды, он на доске записывает свое слово и объясняет порядок разбора слова. Почему разбирать слово нужно именно так, а не иначе? Остальные слушают объяснение, согласны вы или нет, почему? 1 команда - подснежники, 2 команда - подсолнухи, 3 команда – посадка. Почему сначала находим окончание? (Оно служит только для связи слов в предложении, смысл слова заключен в основе, а главное в основе — корень) 2) Посмотрим, какой алгоритм разбора слова по составу, записан в учебнике на с. 41. Прочтите, похоже на наш алгоритм. Докажите. Разбор слова по составу.
1.Измени слово и выдели в нем окончание. 2. Вы дел и основу слова. 3.Подбери однокоренные слова и выдели корень. 4.Выдели приставку. 5. Вы дел и суффикс. 3) Можно запомнить этот алгоритм, составив рифмовку: Слово по составу верно разбирай: Первым, окончание всегда выделяй, На основу внимательно смотри, Корень, поскорее, ты у нее найди, Приставку и суффикс в конце определи.
Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах. 4) Вернемся к нашим словам "подберезовики и поделка”, и уже соблюдая порядок разбора слова по составу, выделите в нем все его части. С чего начнем? Как найдем окончание? (изменим слово) Что осталось? (основа) Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов) Приставка - перед корнем, суффикс - после корня.
VI. Самостоятельная работа. 1) Шарады Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик, Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик) Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали. Вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка) Запишем и найдем в слове его части. 2) Отгадаем загадки и разберем отгадки по составу. Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов, (подсолнух). Еду - еду следу нету: режу - режу крови нету, (лодка). У конька, у горбунка деревянные бока. У него из - под копыт стружка белая бежит, (рубанок). - Вот по кругу друг за дружкой ходят дружно две подружки; не толкаясь, не мешая, быстро движется большая, (стрелки). - Два брюшка, четыре ушка. Что это? (подушка). - В брюхе - баня, в носу — решето, на голове — пуговица, одна рука — и та на спине, (чайник). Весь день ползу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Спешить домой я не спешу. Зачем спешить мне по- пустому? Свой дом я при себе ношу, и потому всегда я дома, (улитка) - Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке, (снежинка) 3) Учебник с. ... упр. ... . (2 ученика у доски одновременно по вариантам) Задания выполняется по вариантам. Мысленно проведите ось симметрии. Левую сторону выполняет I вариант, правую - II. Списать слова, разобрать их по составу. Задание выполняется самостоятельно, затем проверим. покупки окраска коровушка засада моряк пересадка побег лисонька грибники забег VII. Итог урока. Что мы открыли на уроке? Какое открытие сделали? (Алгоритм разбора состава слова) С помощью стихотворения вспомним порядок разбора слова по составу.
Слово по составу верно разбирай: Первым, окончание всегда выделяй, На основу внимательно смотри, Корень, поскорее, ты у нее найди, Приставку и суффикс в конце определи.
VIII. Самооценка. 1) Возьмите листочки, где находится вертикальная линия. Поставьте на ней крестик: - на самом верху, если вы все поняли и можете самостоятельно разбирать слова по составу; - посередине, если поняли, но сомневаетесь в своих силах; - внизу, если не поняли, как разобрать слово по составу.
IX. Оценки. X. Домашнее задание.
|