Цели:
- образовательные – сформировать понятия
алгоритма, исполнителя, изучить свойства и
способы описания алгоритмов; продолжить
знакомство с программой PowerPoint;
- развивающие – развивать логическое
мышление, память, внимание, умение сравнивать и
анализировать, умение выполнять алгоритм по
известным шагам;
- воспитательные – воспитывать трудолюбие,
культуру речи и общения, самостоятельность.
Тип урока:
комбинированный урок с презентацией http://poznayko.at.ua /load/algoritmy_i_ispolniteli_znakomstvo_s_algoritmami/36-1-0-2147
1. Организационный момент.(5 мин)
1.1. Приветствие учителя и учеников
1.2. Представление гостей
1.3. Проверка присутствующих.
2. Объявление темы и целей урока. Слайды 1-2 (5 мин)
2.1. Тема
2.2. Цель
2.3. Порядок работы на уроке
3. Изучение нового материала.(10 мин)
3.1. Понятие алгоритма. Слайд 3
3.2. Свойства алгоритма. Слайд 4
3.3. Способы описания алгоритма. Слайд 5
4. Закрепление. (10 мин)
4.1. Исполнение алгоритма "Рисование ёлки” 1-й
группой
4.2. Исполнение алгоритма "Кроссворд
"Компьютер” 2-й группой
4.3. Исполнение алгоритма "Рисование ёлки” 2-й
группой
4.4. Исполнение алгоритма "Кроссворд
"Компьютер” 1-й группой
5. Физкультминутка: упражнения для глаз под
музыкально-звуковое сопровождение (3 мин).
Группы меняются местами и заданиями.
6. Итоги занятия.(5 мин)
6.1. Выставление оценок
6.2. Заполнение дневника урока
7. Домашнее задание.(2 мин)
8. Завершение урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие учителя и учеников. "Здравствуйте,
дети. Надеюсь, вы хорошо отдохнули за выходные и
готовы изучать новую тему”
Представление гостей. "У нас сегодня открытый
урок и у нас в гостях - …”
Проверка присутствующих.
2. Объявление темы и целей урока. Слайд
1.
2.1. Учитель. Сегодня мы начинаем изучать
следующий, один из главных разделов информатики
– "Алгоритмы и их исполнители”; образно говоря,
продолжим плавание на корабле "Информатика”
под флагом "Алгоритмы”. Сегодняшняя тема –
"Знакомство с алгоритмами”.
2.2. Цель нашего урока – узнать, что означает
термин "Алгоритм”; построить фигуры в программе
PowerPoint; повторить тему "Устройство компьютера”.
2.3. В начале урока изучим новый материал,
запишем основные определения в тетрадях. Затем
закрепим его, выполнив рисунок и кроссворд в
индивидуально-групповом порядке, используя
имеющиеся знания по информатике. В завершение
урока заполним "Дневник урока” и запишем д/з.
3. Изучение нового материала. (10 мин)
3.1.Понятие алгоритма.
Учитель.
Алгоритмы встречаются нам на каждом шагу и мы
ежедневно их исполняем в повседневной жизни:
перейти дорогу, сходить в магазин, сварить суп,
решить задачу, подготовить д/з и т.д.
Как вы понимаете этот термин? Алгоритм – это …
(Порядок действий, последовательность действий,
план и т.д.)
Слайд 2. Рассмотрим рисунок "Режим дня
ученика”. Какие последовательные шаги ученик
выполняет каждый день? Можно ли переставить
местами эти действия?
Слайд 3. Определение алгоритма. (Записываем в
своих тетрадях) "Алгоритм – это порядок
действий”. Что делает бабочка? (Выполняет
алгоритм полета).
3.2. Свойства алгоритма. Слайд 4. (Записываем в
своих тетрадях)
Свойства алгоритмов.
Дискретность – разрывность, отделённость
одного действия от другого.
Однозначность - детерминированность,
определённость формулировок, не допускающая
разных толкований.
Конечность – каждое отдельное действие (и весь
алгоритм) должно быть выполнено (имеет предел).
Результативность – получение результата после
конечного числа шагов, предусматривающее все
возможные варианты.
Массовость – возможность решать множество
однотипных задач.
3.3. Способы описания алгоритма. Слайд 5.
(Записываем в своих тетрадях)
Учитель. Как мы представили алгоритм в
"Режиме дня ученика”? (Словами). А при решении
задач в математике или в физике? (Формулами с
пояснениями). А как записать алгоритм для
компьютера, чтобы ему это было понятно? (В виде
программы)
Записать в тетрадях: "Компьютер –
формальный исполнитель, он не понимает, что
делает, не думает, точно выполняет те действия,
которые ему задал человек”. Слайд 6
Способы записи алгоритмов.
Словесный или словесно-формульный – рассчитан
на исполнителя-человека.
Графический – с помощью геометрических фигур,
для исполнителя-человека, а также как
подготовительный для реализации на компьютере. Учитель.
Подробно графический способ записи рассмотрим
на следующем занятии.
Программный – для исполнителя-компьютера.
4. Закрепление. (10 мин)
Учитель. Давайте, ребята, вы выступите в
роли исполнителей алгоритмов. Класс делится на 2
группы. 1-ая группа выполняет алгоритм
"Рисование ёлки” в программе PowerPoint. 2-ая группа
выполняет алгоритм "Кроссворд "Компьютер” на
тему повторения пройденного материала
("Информация”, "Устройство компьютера”).
Побеждает та группа, в которой большее
количество выполненных до конца рисунков и
меньшее время разгадывания кроссворда. Следует
отметить, что упрощается моя проверка –
достаточно одного взгляда на рисунки елки и
кроссворда.
4.1. Исполнение алгоритма "Рисование ёлки” 1- ой
группой. Слайд 7.
Задание для первой группы. По локальной сети
(или на бумажной распечатке)ученикам передается
вариант инструкций для алгоритма рисования ёлки.
Алгоритм рисования ёлки
Выбрать в меню Рисование - Автофигуры - Основные
фигуры - ?
Пр.кн.мыши – Формат автофигуры – Заливка Линия
цвет – зеленый
Пр.кн.мыши – Копировать – Вставить –
Сформировать ёлку из 5 ?
Аналогично выбрать автофигуры для украшения
ёлки, копировать, вставить
Удерживая Ctrl выделить все фигуры ёлки -
Пр.кн.мыши – Группировать.
Теперь наша ёлка – один целый рисунок, его
можно двигать, менять размер.
Конец алгоритма
4.2 Исполнение алгоритма "Кроссворд
"Компьютер” 2-й группой. Слайд 8
Разгадайте кроссворд. (На задание отводится 5
мин, засекаю время начала и конца работы).
Кроссворд выдается на карточках вместе с
вопросами.
Вопросы:
- Устройство, при помощи которого человек вводит
информацию в компьютер. (Клавиатура).
- Набор условных обозначений для записи заранее
определенных символов. (Код).
- Устройство, при помощи которого люди считали с
XVII до XX века включительно. (Арифмометр).
- Устройство, позволяющее выводить информацию из
памяти компьютера на бумагу. (Принтер).
- Запоминающее устройство. (Память).
- Список, из которого можно выбрать команду. В
этой строке находятся слова: файл, правка, вид и
т.д. (Меню)
- Устройство, на которое выводится информация. (Монитор).
- Простейший вычислительный прибор, которым
пользовались на протяжении веков. (Счеты).
- Главное устройство, "мозг” компьютера, который
управляет всеми устройствами компьютера. (Процессор).
Если все отгадано верно, то в результате
получится слово "компьютер”.
5. Физкультминутка: упражнения для
глаз под музыкально-звуковое сопровождение (3
мин). Слайд 9.
Группы меняются местами и заданиями.
4.3. Исполнение алгоритма "Рисование ёлки” 2- ой
группой
4.4. Исполнение алгоритма "Кроссворд
"Компьютер” 1- ой группой
6. Итоги занятия. (5 мин) Слайд 10, 11.
5.1. Объявление оценок. Выставление 2-х оценок: за
рисунок ёлки и за разгадывание кроссворда – в
журнал идёт одна оценка - средний балл
5.2. Заполнение дневника урока. Слайд 12. Дежурный
раздает карточки "Дневник урока”
Дневник урока
Для того, чтобы получить знания в полном объеме,
важно зафиксировать, насколько успешно прошли
занятия. Этот дневник даст вам возможность
записывать каждую деталь вашей работы в течение
занятий при изучении модуля темы.
Если довольны, удовлетворены, разочарованы тем,
как проходят наши занятия, то отметьте ваше
отношение к элементам урока в соответствующей
клетке анкеты.
Элементы урока |
Довольны |
Удовлетворены |
Разочарованы |
Комментарии и замечания |
"5” |
"4” |
"3”, "2” |
|
Простота и доступность раздаточного
материала |
|
|
|
|
Понятны ли были задания |
|
|
|
|
Насколько комфортно вы себя
чувствовали во время занятия |
|
|
|
|
Интересен ли был данный урок |
|
|
|
|
Как вы оцениваете свою работу на
занятии |
|
|
|
|
ФИ, № класса
заполнившего____________________________________________________________
7. Домашнее задание: (2 мин).
1) выучить основные понятия и определения;
2) записать в тетради алгоритм рисования
снеговика.
Дежурный раздает карточки "Снеговик” Слайд 13.
8. Завершение урока.
"Урок окончен. Молодцы. Спасибо за внимание”.
Слайд 14. |