Цель: Рассмотреть строение, свойства,
применение алюминия, используя современные
технологии обучения.
Задачи:
- Образовательная – выявление и оценка
степени овладения системой знаний и комплексом
навыков и умений об амфотерных элементах на
примере алюминия, готовности учащихся успешно
применять полученные знания на практике,
позволяющих обеспечить обратную связь и
оперативную корректировку учебного процесса.
- Развивающая – развитие критического
мышления, самостоятельности и способности к
рефлексии, обеспечение системности учения, а так
же развитие терминологического мышления; умения
ставить и разрешать проблемы, анализировать,
сравнивать, обобщать и систематизировать.
- Воспитательная – воспитание
положительной мотивации учения, правильной
самооценки, чувства ответственности,
уверенности и требовательности к себе.
Понятия: химический знак "Аl”,
химический элемент, простое вещество,
электронная оболочка, степень окисления,
переходный элемент.
Оборудование: алюминий, пробирки,
штатив пробирочный, спиртовка, спички,
пробиркодержатель, горячая вода в стакане.
Ход урока
1. Организационный момент. Побуждение к
изучению темы
Учитель: Мы продолжаем изучение
большой и важной темы: "Металлы”.
Великие законы мирозданья
В сущности, наивны и просты.
И порой Вам не хватает знанья
Для разгадки этой простоты.
2. Формирование интереса к изучаемой теме
– Сегодня нам предстоит познакомиться с
металлом хорошо знакомым нам с детства.
Прослушав историческую справку, попробуйте
определить о каком металле 3-й группы, сегодня
пойдет речь.
Историческая справка. "Однажды к
древнеримскому императору Тиберию правившему
Римом в 14–27 гг. н. э., пришёл ремесленник и принёс
чашу невиданной красоты, изготовленную из
серебристого и на удивление лёгкого металла. На
вопрос императора о названии чудесного металла
ремесленник ответил, что металл получен им из
…глины и пока не имеет названия. "Дальновидный”
император, испугавшись, что новый металл, который
можно получать из обыкновенной глины, обесценит
серебро и подорвёт могущество Рима, повелел: чашу
уничтожить, ремесленника обезглавить, а его
мастерскую сравнять с землёй!”
Теперь, по прошествии тысячелетий, мы не можем
сказать, сколько правды лежит в основе этой
легенды, рассказанной римским историком Плинием
Старшим в своей "Естественной истории”, но
значительная доля правды в ней кроется.
Как вы думаете, о каком металле идет речь? (Алюминий.)
Учитель: Таким образом, тема нашего
урока: "Алюминий и его свойства”. (Учащиеся
записывают в тетрадь число, тему урока.)
3. Актуализация знаний об особенностях
строения атома алюминия
Учитель: С чего мы начинаем изучение
химического элемента? (С характеристики его
положения в П.С. Д.И. Менделеева.)
Учитель: Сейчас вам предлагается
осуществить данную задачу, а именно дать
характеристику алюминия по его положению в П.С.
Д.И. Менделеева.
I. Характеристика химического элемента
(заголовок в тетрадь)
Учащимся предлагается самостоятельно
выполнить данное задание в тетрадях. Данное
задание может быть выполнено полностью
самостоятельно и оценено высоким баллом, либо с
использованием "помогалочки”.(см слайд)
- Порядковый номер13
- Атомная масса 27
- Период 3
- Группа 3(подгруппа А,)
- Строение атома (заряд ядра 13, число протонов13,
нейтронов14, электронов13, электронная формула.1S22S22P63S23P1)
Рефлексия этапа работы.
После выполнения задания в классе
разворачивается коллективное обсуждение по
следующим вопросам:
- Сколько электронов находится на внешнем уровне
атома алюминия? Ответ: три электрона.
- Какую степень окисления проявляет алюминий?
Ответ: +3
- Алюминий будет отдавать или принимать
электроны? Ответ: отдавать.
- Значит алюминий это… Ответ: металл.
- Какой же это металл: активный или неактивный?
Ответы могут быть разные: из своего
жизненного опыта ребята отвечают, что это
неактивный металл (алюминиевые провода не
реагируют с водой), другие делают предположение
об активности алюминия, так как он находится в
электрохимическом ряду напряжения металлов
сразу после активных металлов.
Учитель: Для решения вопроса об
активности алюминия, что мы должны рассмотреть?
Учащийся: Физические и химические
свойства алюминия, как простого вещества?
4. Формирование знаний о физических свойствах
алюминия – простого вещества
Учитель: Используя свои наблюдения,
выданные вам материалы, назовите физические
свойства алюминия.
II. Физические свойства алюминия. (Записываем
заголовок в тетрадь.)
Лабораторная работа по теме: "Физические
свойства алюминия”.
Работу выполняют в группах. Работают по
инструктивным карточкам. Для более чётких и
быстрых ответов используются таблицы
"Относительная твёрдость металлов”,
"Плотность металлов”, "Температура плавления
металлов”, "Относительная теплопроводность и
электрическая проводимость металлов”, которые
находятся на каждой парте.
(Самостоятельная работа учащихся с образцами
алюминия по инструктивной карточке.)
Рассмотрите алюминиевую пластинку, ответьте на
вопросы:
- Каково агрегатное состояние алюминия? (1 группа)
- Каков цвет алюминия? (2 группа)
- Имеется ли блеск? (3 группа)
- Какова плотность алюминия? Как рассчитали?
Каковы данные в таблице? (4 группа)
- Какова твердость алюминия? Как испытывали?
Каковы справочные данные? (1 группа)
- Обладает ли алюминий пластичностью? Лёгкий ли
это металл?( 2 группа)
- Прочный ли металл алюминий? (3 группа)
- Наблюдается ли растворение алюминия в воде? (4
группа)
- Обладает ли алюминий теплопроводностью? А
электропроводностью? Каким металлам уступает
алюминий? (1,3 группы)
- Обладает ли алюминий магнитными свойствами? (2
группа)
- По табличным данным, какова температура
плавления у алюминия? (4 группа)
Учитель (обобщает). Алюминий легкий
металл, серебристо – белого цвета, с
металлическим блеском. Плотность – 2,7г/см3,
твердость – 2,9, пластичный, обладает высокой
теплопроводностью и электропроводностью, не
обладает магнитными свойствами, t0пл =
6600С.
Хотя алюминий является активным металлом, в
воде он не растворяется, так как на его
поверхности образуется оксидная плёнка.
(просмотр слайда о физических свойствах
алюминия)
Благодаря чему алюминий обладает такими
свойствами? (Благодаря строению кристаллической
решетки)
? А какова кристаллическая решетка
алюминия (металлическая) ?
Какова химическая связь в металле?
(металлическая)
5. Формирование знаний о химических свойствах
алюминия.
Учитель: А теперь перейдем к изучению
химических свойств алюминия. Запишите в тетрадь
заголовок III. Химические свойства алюминия.
(записываем заголовок в тетрадь)
Учитель: Что особенного в химических
свойствах алюминия?
Обратимся к таблице: "Электрохимический
ряд напряжения металлов”
Алюминий расположен там сразу после щелочных и
щелочно – земельных металлов. А это значит, что
алюминий – очень активный металл. Алюминий
восстанавливает все атомы, находящиеся справа от
него в электрохимическом ряду напряжения
металлов, простые вещества – неметаллы. Из
сложных соединений алюминий восстанавливает
ионы водорода и ионы менее активных металлов.
Однако при комнатной температуре на воздухе
алюминий не изменяется. Почему? (Покрыт прочной
оксидной пленкой.)
Учитель: Поверхность Алюминия покрыта
защитной оксидной плёнкой, которая защищает
металл от воздействия компонентов воздуха и
воды.
С какими же веществами должен
взаимодействовать алюминий, если в химических
реакциях он выступает восстановителем? (Алюминий
может реагировать с простыми и сложными
веществами.)
Учитель: Рассмотрим химические свойства
алюминия. Предлагается видео демонстрация
опытов "Взаимодействие алюминия с простыми
веществами: йодом, бромом, серой и кислородом.
Лабораторная работа
1. Взаимодействие алюминия с простыми
веществами
Цель: выяснить отношение алюминия к
простым веществам – йоду, сере, кислороду, как
восстановителя
Опыт 1. Взаимодействие алюминия с бромом Опыт 2.
Взаимодействие алюминия с
кислородом Опыт 3.
Взаимодействие алюминия с йодом Опыт 4.
Взаимодействие алюминия с серой
После демонстрации опытов учащимся
предлагается выполнить задание по выяснению
отношения алюминия к простым веществам.
Задание (Групповая работа)
- Напишите уравнения реакций, происходящих между
алюминием и йодом, серой, бромом и кислородом.
- Укажите окислитель и восстановитель.
- Сделайте вывод о химической активности
алюминия по отношению к простым веществам.
- Проверьте друг у друга правильность записей по
образцу.
Образец выполнения задания Уравнения к данной работе учащиеся по очереди
записывают на доске, рассматривают как ОВР.
Учитель исполняет роль консультанта.
Учитель: При каких условиях алюминий
реагировал с простыми веществами?
Учащийся: При использовании
дополнительной энергии или катализатора (Н2О).
Учитель: При комнатной температуре на
воздухе алюминий не изменяется, поскольку его
поверхность покрыта очень прочной тонкой
оксидной плёнкой, которая и защищает металл от
внешних воздействий и воды.
2. Взаимодействие алюминия со сложными
веществами
Цель: Изучить отношение алюминия к воде,
кислотам, солям и щелочам с помощью
видеодемонстрации опытов.
Опыт 1. Взаимодействие алюминия со щелочью Опыт 2.
Взаимодействие алюминия с солью Опыт 3.
Взаимодействие алюминия с
кислотой Опыт 4.
Взаимодействие алюминия с водой
После демонстрации учащимся предлагается
выполнить задание по выяснению отношения
алюминия к сложным веществам.
Образец выполнения задания.
Опыт 1. Наблюдали: алюминий хорошо растворяется в
растворе соляной кислоты, выделяется газ
водород.
Вывод: Алюминий – активный металл.
Опыт 2. Наблюдали: алюминий взаимодействует с
раствором гидроксида натрия с выделением
водорода.
Вывод: Алюминий образует амфотерные
соединения.
Уравнения к данной работе учащиеся по очереди
записывают на доске, рассматривают как ОВР.
Учитель исполняет роль консультанта.
6.Формирование знаний о применении алюминия
Учитель: А теперь попросим ребят
получивших задание на прошлом уроке рассказать о
применении алюминия. Учащиеся приготовили
презентацию по теме: "Области применения
алюминия” Их задание было следующим: Используя
материалы презентации, указать на каких
свойствах алюминия, основана каждая область его
применения.
IV. Применение алюминия. (Запишем заголовок в тетрадь)
– в электротехнике
– для производства легких сплавов (дюралюмин,
силумин) в самолето– и автомобилестроении
– для покрытия чугунных и стальных изделий с
целью повышения их коррозионной стойкости
– для термической сварки
– для получения редких металлов в свободном виде
– в строительной промышленности
– для изготовления контейнеров, фольги и т.п.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Над какой темой мы сегодня работали?
2. Что нового вы узнали об алюминии?
3. Решили ли мы проблему об активности алюминия?
4. Какими путями решали эту проблему?
5. К каким выводам пришли?
6. Оцените свою работу на уроке:
– материал усвоен (на всех этапах урока "4”,
"5”) проголосуйте красным жетоном
– материал усвоен недостаточно (оценки "3”, "4”)
проголосуйте желтым жетоном
– материал не усвоен (оценки "2”, "3”)
проголосуйте синим жетоном
8. Закрепление знаний
В течении 5 минут ответьте на вопросы теста,
поменяйтесь ответами с учеником сидящим справа
от вас, проверьте работу вашего соседа и
выставьте ему оценку:
"5” – допустима 1 ошибка
"4” – 2 ошибки
"3” – 3 ошибки
"2” – более 3 ошибок
9. Домашнее задание
1) § 13, стр 68-71
2) вопросы 1,2,3(у.), 5 (п), стр.75.
|