Цель урока – привлечение учащихся к
проектной деятельности через активизацию
программного материала; закрепление навыка
построения диаграмм и его применение в
нестандартных ситуациях.
Задачи урока:
образовательные – закрепление, обобщение
и систематизация знаний учащихся по теме
«Деловая графика в Excel», в том числе через
использование нестандартных заданий;
воспитательные – способствовать
воспитанию у учащихся творческой активности и
самостоятельности; повышение мотивации учащихся
путем использования нестандартных задач.
Оформление доски:
Название урока «Альтернативная энергетика –
миф или реальность»
Девиз урока
«Если у вас постоянно дует ветер –
используйте энергию ветра! Если круглый год солнечные дни – используйте
энергию Солнца! Если рядом гейзеры – необходимо использовать
энергию Земли. Если Вы живете на берегу реки – воспользуйтесь
достижениями гидроэнергетики. Если же из вашего окна видно море или океан –
можно использовать энергию волн, прибоя,
приливов-отливов!»
Таблица с выводом. Таблица будет заполняться по
мере ответов учащихся после построения круговых
диаграмм (то есть при оформлении ее на доске не
надо вписывать страны).
Таблица 1. Страны – лидеры по видам
альтернативной энергетики
Вид альтернативной энергетики
I место
II место
III место
Ветроэнергетика
Германия
США
Индия
Геотермальная энергетика
США
Япония
Россия
Биоэнергетика
США
Китай, Дания
Германия
Энергия Солнца
Германия
Япония
США
Микро-ГЭС
Китай
Япония
США
Необходимое оборудование: минимум
шесть компьютеров, соединенных локальной сетью,
мультимедийный проектор, экран, программное
обеспечение – Microsoft Office 2007.
Урок ведется на фоне презентации.
ХОД УРОКА
Этап
Содержание
Время, мин.
1. Вводный
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о
видах энергетики.
С экрана телевизора мы часть слышим слова:
«Повысить качество жизни». А что входит в это
понятие – качество жизни? Те удобства,
достижения цивилизации, к которым мы привыкли. И
большинство этих благ связано с энергетикой
(свет, тепло, горячая вода, телевидение и т.п.).
Без электроэнергии невозможно представить жизнь
современного человека.
Вот послушайте следующие слова:
Если у вас постоянно дует ветер –
используйте энергию ветра! Если круглый год солнечные дни – используйте
энергию Солнца! Если рядом гейзеры – необходимо использовать
энергию Земли. Если Вы живете на берегу реки – воспользуйтесь
достижениями гидроэнергетики. Если же из вашего окна видно море или океан –
можно использовать энергию волн, прибоя,
приливов-отливов!
0,5
2. Постановка проблемы
Учитель: Автор говорит об
энергии ветра, солнца, земли, воды, волн, приливов
и отливов. А мы в жизни чаще для получения
энергии используем природные ресурсы и полезные
ископаемые. Это традиционные (или
невозобновляемые) источники энергии. Почему их
так называют? Ученик: Полезные ископаемые могут
исчерпаться. Учитель: Какие виды традиционных
электростанций вы можете назвать? Ученик: Гидроэлектростанции, атомные
электростанции и тепловые электростанции.
Учитель: Что они используют для своей
работы? Ученик: Вода, уголь, нефть, природный
газ. Учитель: То есть те самые,
невозобновляемые, источники энергии. Это минус
или плюс традиционной энергетики? Ученик: Минус. Учитель: Есть ли еще минусы у
традиционной энергетики? Давайте посмотрим эти
кадры.
Чернобыль,
г. Припять,
экологические катастрофы (увеличивается
уровень мирового океана вследствие парникового
эффекта),
загрязнение атмосферы выбросами,
мировые войны из-за нефти (США – Ирак).
Учитель: А что делать? Как жить если не
нам, то нашим детям, внукам? Откуда брать энергию? Ученик (или Учитель):
Использовать энергию, которую дает природа. Учитель: Что в природе дает нам энергию? Ученик: Солнце, ветер, вода, земля,
растительный мир. Учитель: Правильно! Эта энергия
называется альтернативной (допускающей выбор).
Как можно использовать эту энергию? Об этом мы
поговорим дальше. Итак, тема нашего урока:
«Альтернативная энергетика – миф или
реальность». Учитель: Давайте посмотри, каким
образом можно использовать энергию природы.
Солнечная энергетика – преобразование энергии
Солнца в электрическую:
«солнечный» дом. Вы это видели где-нибудь?
(теплица);
вакуумные солнечные водонагреватели;
солнечные печи;
солнечные электростанции;
фотоэлементы.
Ветроэнергетика – преобразование кинетической
энергии воздушных масс в электрическую.
Биоэнергетика – специально выращиваемые
растения (кукуруза, сахарный тростник);
использование биологических отходов животных
(ферма).
Геотермальная энергетика – Камчатка, Курилы,
Кавказ (вулканы, источники).
Гидроэнергетика:
Волновая энергетика – используется для работы
маяков, но в Португалии (г.Агусадор) уже есть одна
волновая электростанция.
Приливная энергетика – использует разницу в
уровнях воды (на реках, на берегу моря, океана –
приливы-отливы).
Микро-ГЭС – можно производить электроэнергию с
небольшими затратами в любых изолированных
населенных пунктах, где есть горы и небольшие
реки.
Учитель: Итак, ответьте мне:
альтернативная энергетика – миф или реальность? Ученик: Реальность. Учитель: А насколько широко она
используется в мире? В каком объеме? Какие страны
применяют ее более эффективно? Как обстоит это
дело в России?
10
3. Решение проблемы
Учитель: Для того, чтобы
ответить на эти вопросы, нам надо будет построить
диаграммы с помощью электронных таблиц, т.к.
диаграммы позволяют наглядно представить
информацию.
Вы разделены на 5 групп:
1. Энергия ветра;
2. Энергия земли;
3. Биоэнергетика;
4. Энергия Солнца;
5. Энергия воды.
Вычислить коэффициент использования вашего
вида альтернативной энергетики. Для этого
смотрим Инструкцию № 1.
Полученные значения записать в листок с
Заданием.
Построить диаграмму, которая сравнит
установленные мощности альтернативных
электростанций в семи странах (Инструкция № 2).
Используя диаграмму, сделать вывод об участии
каждой страны в вашем виде альтернативной
энергетики: а) выделить три страны-лидера; б)
определить место России в этой группе. Записать
вывод в таблицу 2 на листке с Заданием.
Сохранить изменения в файле. Закрыть файл.
Рассчитанные вами данные внести в сводную
таблицу «Альтернативная энергетика», которая
находится на компьютере учителя.
3
4. Выполне-ние практической
части
Класс делится на 5 групп (по 2
человека за компьютер).
В папке, доступной по локальной сети,
находятся 5 файлов: Энергия ветра.xls; Энергия
земли.xls; Биоэнергетика.xls; Энергия солнца.xls;
Энергия воды.xls
Один ученик садится за компьютер
учителя, где находится открытый файл
«Альтернативная энергетика.xls» и заносит данные.
10
5. Выводы по круговым
диаграммам
После выполнения практической
части каждая группа делает выводы. В итоге
формируется таблица (Таблица 1. «Страны-лидеры по
видам альтернативной энергетики»), которая ранее
была оформлена на доске.
Вывод: по мощностям
установленных альтернативных электростанций
лидируют США, Япония, Германия, Индия, Китай.
4
6. Общие выводы
Учитель: Вы
заполняли
сводную таблицу «Альтернативная энергетика», на
основании которой получилась гистограмма
(гистограмма строится автоматически в файле Альтернативная
энергетика.xls.
Она наглядно показывает, чему равен коэффициент
использования каждого вида альтернативной
энергетики в семи странах. Учитель: Назовите страны, в которых
коэффициент использования одного или нескольких
видов альтернативной энергетики больше 5%. Ученик: Дания, Германия, Китай. Учитель: Какие виды альтернативной
энергетики они используют более активно? Ученик: Ветроэнергетика, биоэнергетика,
микро-ГЭС. Учитель: А на каком месте Дания по
установленным мощностям ветроустановок? Ученик: На четвертом. Учитель: Однако посмотрите, по
коэффициенту использования они на 1 месте, почти
22%, т.е. в каждом четвертом городе страны идет
энергоснабжение за счет ветроустановок. Почему? Ученик: В Дании почти нет собственных
полезных ископаемых. Учитель: А как на этой диаграмме
выглядит Россия? Ученик: Почти не видна. Учитель: Почему? Ученик: У нас много собственных
полезных ископаемых. Учитель: Но думать о будущем надо!
Полезные ископаемые не бесконечны: запасов
российского природного газа хватит на 70 лет,
нефть в Садовской Аравии закончится через 35 лет.
Можно использовать альтернативную энергетику в
России?
Учитель: Среднегодовая
скорость ветра 5 – 10 м/с, зимой достигает 15 м/с.
Можно использовать ветроэнергетику? Ученик: Да. Учитель: Протяженность полярного дня –
62 дня. Число «солнечных» часов в году примерно 1100
ч (около 45 дней). Можно использовать энергию
Солнца? Ученик: Можно, в полярный день. Учитель: Количество рек – 21000. Общая
протяженность – 60000 км. Можно использовать
микро-ГЭС? Ученик: Да. Учитель: Высота уровня прилива
Баренцева моря от 3 до 7 м. Можно использовать
приливные электростанции? Ученик: Да. Учитель: Глубина Кольской
сверхглубокой скважины – 12,3 км, температура – 300 оС.
Можно использовать геотермальную энергетику?
(Честно говоря, на этот вопрос у меня нет
однозначного ответа – температура высокая,
ученые ожидали на такой глубине в наших
климатических условиях около 200 оС. Однако
глубина больше 12 км…) Учитель: Итак, какие виды
альтернативной энергетики можно применять у нас?
Ученик: Ветроустановки, солнечные
батареи в полярный день, малые ГЭС, приливные
электростанции. Учитель: Правильно, и в подтверждение
моей уверенности могу привести примеры:
В г. Мурманске уже установлена
ветроэлектростанция мощностью 0,2 МВт (у
гостиницы «Огни Мурманска»);
В Кислой губе в 1968 г. введена в эксплуатацию
первая в России приливная электростанция
(Кислогубская ПЭС) мощностью 400 кВт;
Компания ООО «Русский ветер» (г.Санкт-Петербург)
в 2008 году предложила проект об установке
ветропарка мощностью 100 МВт недалеко от п.
Лиинахамари (Печенгский район Мурманской
обл.).
5
7. Итоги урока
Учитель: Какие
итоги у
нашего урока?
Мы выяснили, что АЭ реально применять у нас, в
России, а в Мурманской области можно
использовать ветроустановки, гидростанции,
солнечные батареи, приливные электростанции.
Вы получили реальные результаты и увидели,
насколько в количественном плане развита
альтернативная энергетика в мире (это нам
наглядно продемонстрировали диаграммы).
Работали вы хорошо.
0,5
8. Рефлексия
Учитель: Мы с вами
прикоснулись к важной проблеме использования
альтернативной энергетики. Может показаться, что
это проблема взрослых людей. Но вы можете внести
свой вклад в решение этой проблемы.
Я с группой учеников своей школы занимаюсь
проблемой использования альтернативной
энергетики в России. В прошлом году мы
участвовали в конкурсе компании Сименс, где
разработали проект «Применение ветроустановок в
условиях Печенгского района Мурманской
области». Вошли в пятерку финалистов по
Северо-Западному федеральному округу, были на
защите своего проекта в г.Санкт-Петербурге, в
итоге заняли 4 место из 56. Компания Сименс
интересуется новыми техническими идеями и
поддерживает талантливую молодежь.
В этом учебном году они проводят конкурс «Чистая
планета для нашего будущего», где мы опять
принимаем участие.
Я предлагаю вам подумать – хотите ли вы подумать
о будущем Росси, внести посильный вклад, проявить
себя в этом конкурсе или каком-нибудь другом.
И не забудьте – если вы будете заниматься
исследованиями, то для наглядного отображения
собранных числовых данных лучше всего подходят
диаграммы, построенные с помощью электронных
таблиц.
И может быть благодаря и вашим стараниям наш край
заживет новой жизнью! И альтернативная
энергетика станет реальностью для нас!