Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 12:42:50
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
05.09.2011, 14:25:40

Оборудование: рисунки учащихся, портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к поэме.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Учитель:

Мы познакомились с героями поэмы М.Ю.Лермонтова, увидели мир купеческой Москвы 16 века, перенеслись в суровые времена правления царя Ивана Васильевича. По прозвищу Грозного, увидели, какие могучие богатыри жили в те далёкие времена.

– Какими же вы увидели главных героев? Зачитать.
– Автор с любовью описывает их нам. Но отношения между ними не сложились. Почему? –
– Между героями возникает борьба, конфликт. Что такое конфликт?
– Как мы можем определить его? (Борьба добра со злом.)

2. Учитель:

И сегодня мы посмотрим, как же этот конфликт разрешается М.Ю.Лермонтовым.

Выразительное чтение 3 части (7 минут) .

Вопросы по содержанию:

– Как бы вы озаглавили главу?
– С чего начинается повествование о поединке?
– Прочитайте. Что нам описывает автор? С помощью каких средств?

(Олицетворения, сравнения, эпитеты делают зарю живой, красивой. Передаётся радость от утра.)

– Как автор относится к пейзажу? О чём говорит этот вопрос?

(Предчувствие кровавых событий. Контраст.)

Учитель:

И вот начинаются эти события. Перескажите.
Зачем на Москве-реке собрался народ?

(Праздник, потешиться, кулачные бои посмотреть, себя показать.)

– Что значит кулачный бой? Кто их провозглашает?

(Рассказ учащихся о кулачных боях на Руси. Об условиях боя. Правилах поведения.)

Учитель:

И вот выходит первый боец. Кто он? Зачитать.

– Почему он первый? (Чувствует уверенность.)
– Каким показывает его автор? Зачитать. (Удалой, могучий, но и хвастливый, высокомерный, самоуверенный.)
– Почему же не выходит никто? (Могучий боец, опричник царя.)
– Однозначна ли оценка авторская? Зачитать. (М.Ю.Лермонтов показывает и отрицательные характеристики Кирибеевича.)
– Нашёлся ли ему противник? Кто он? Зачитать.
– Достойный противник?
– В чём разница героев? Как это подчёркивается автором? (Поклоны: Кирибеевич кланяется только царю, сказывает ему только уважение, а Калашников – царю, народу, церквям.)
– Как это характеризует героев?

Учитель:

Противники готовы к бою. Сразу ли он начинается? Почему?

(Кирибеевич уверен в победе, ему нравится потешаться над другими. Это устрашит Калашников согласен с ним. Что один умрёт. Называя себя, он обвиняет опричника в преступлении перед божьими законами. Он готов к смерти, защищая честь семьи.)

– А что Кирибеевич? Зачитать.
– Как автор описывает состояние опричника? (Как осенний снег, бойки очи затуманились, пробежал мороз.)
– Что изменилось в поведении Кирибеевича? (Виноват. Душевное состояние опричника поменялось, он понял, что Калашников пойдёт на смерть, защищая честь жены, рода.)

Учитель: Калашников уже победил. Это возмездие за вседозволенность.

3. Учитель:

Поединок. Как автор называет бой? (Богатырский.)
Вышли могучие бойцы, удалые молодцы. Как в былине – поединщики.
М.Ю Лермонтов любуется ими, и мы тоже.
Ход боя. Кирибеевич бьёт первым.

– Почему удар приходится именно по кресту? (Опричник попрал Божьи законы по отношению к священным узам брака, недаром Калашников называет его басурманским сыном. Крест на груди у купца – это символ защиты Бога того, кто стоит за правду.)

– Удар сильный? Где автор показывает это? (Крест погнулся, грудь затрещала, кровь, как роса, закапала на снег, окропив его в алый цвет. Как алая заря.)

Удар Калашникова. Зачитать.

– Есть ли сомнения у купца? (Нет, он готов до последнего идти за правду.)
– Смерть Кирибеевича. Зачитать.
– На чьей стороне мы? Автор?
– Где автор сожалеет о гибели? (Автору жаль такого красивого, молодого бойца.)
– Какими художественными средствами он это передаёт? (Сравнения – будто сосенка, повторы.)
– С каким деревом сравнивает? (Сосна – могучее, красивое, стройное дерево. Ему бы жить да жить. Но....)

Автор показывает нам, читателям, что вседозволенность сгубила такого молодца.

4. Учитель:

В.Г. Белинский о смерти Кирибеевича сказал так в своём "Стихотворении о Лермонтове”:

"Не правда ли: вам жаль удалого, хотя и преступного бойца? С невыразимой тоской повторите вы за поэтом жалобную мелодию, которою выразил он его падением. А между тем вы же сами желали победы благородному купцу и гибели его преступному оскорбителю”

– Согласны ли вы с этим?

5. Исход боя. Что следует из условий, которые провозгласил царь? (Победителю – награда.)

– Как награждён Калашников? (Казнить!)
– Почему?
– Давайте рассмотрим поведение героев. О чём спрашивает царь? (По доброй ли воле убил слугу. По правилам боя. Если убил в бою, то казнить нельзя.)
– Что отвечает Калашников? (Убил волей вольною.)
– Как это характеризует купца? (Он знал исход, шёл к нему целенаправленно, поэтому принимает смиренно приговор, но уповает не на царский суд, не людской суд. Ведь это всё происходит на глазах у народа. "Скажу только Богу единому”. То есть Калашников признаёт только суд Божий, так как он истинный христианин. Жил по законам Господним.)

6. Справедливо ли решение царя? (Да)

Ведь Калашников – убийца.

– А нам жаль купца?. Почему же он не оправдывается? (О своём позоре нельзя говорить.)
– Был ли другой выход у Степана Парамоновича? (Рассказ о быте и нравах того времени, у Калашникова не было иного выхода, как превратить потешный бой в своеобразный суд чести. Он мстит обидчику, осознавая грех. Но поступить по-другому нельзя. В лице Кирибеевича он обидел и царя, а значит и власть.)
– Как царь спрашивает у купца о поединке?
– Кто сделал Кирибеевича таким самоуверенным? (Власть царя.)
– Как же относится к приговору царя Калашников? (Зачитать.)
– Что обещает царь купцу?

7. Как теперь изменилось настроение в "Песне..”? Зачитать. (" И казнили Степана Калашникова.....)

– Почему смерть купца лютая, позорная? (Страшная казнь, позорная для Калашникова, так как он стал убийцей. Может быть, поэтому он наказывает братьям не говорить детушкам о нём. Помолиться в церкви за душу его грешную.)
– Калашников – преступник? Где могила его?

8. Учитель:

Сюжет закончен. Что осталось? Своё слово автор передаёт гуслярам. Как представителям народа. Они высказывают свою точку зрения. И они это говорят. Зачитать. (" И проходят мимо люди добрые...”)

Согласен с ними автор?

Как же получается: Калашников – убийца. А народ его прославляет? (Народ оценил подвиг Калашникова. Не считает его преступником, так как стоял Степан Парамонович на защите человеческого достоинства. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет на свете ничего выше человеческого достоинства. Что борьба за правду не обходится без жертв. Но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестьем. Поэтому и живёт среди людей память о герое и его подвиге. Гусляры, рассказывая о могиле. Утверждают, что подвиг не только делает бессмертным человека в памяти людей, но и рождает новых героев.)

Зачитать заключительные строки поэмы.

9. Учитель:

Подведём итоги. Произведение прочитано, осознано, каждый из вас, надеюсь, открыл героев М.Ю.Лермонтова ещё раз. Стали понятнее проблемы, поднятые автором.
Какие?

Домашнее задание:

  1. Письменно охарактеризуйте одного из героев. Отметьте средства создания характера.
  2. Сравните Калашникова и Кирибеевича.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint
Просмотров: 3080 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0