Анализ на слух как одна из форм работы на уроках сольфеджио
14.11.2010, 14:20:49
Эта форма работы в курсе сольфеджио
чрезвычайна важна. В ней объединяются все знания и умения учащихся, получаемых
на уроках. Но самое главное состоит в том, что в анализе на слух полнее всего
осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и
связи между ними. Специфику метода работы над анализом на слух можно определить
так: «слуховая наглядность». Осознание слышимого зависит, прежде всего, от
умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к
запоминанию, к узнаванию различных явлений, развивает музыкальное мышление,
учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную
сущность музыки. Работа над анализом на слух имеет большое практическое
значение для занятий по специальности, для чтения с листа, и особенно для
записи диктантов. Таким образом, основные задачи этой формы работы следующие:
1.Воспитывать целенаправленное восприятие.
2.Служить основным средством знакомства с новыми
музыкальными явлениями («слуховая наглядность»)
3.Развивать музыкальное мышление учащихся, т.е.
способность осознавать слышимое, проводить сравнение, синтезировать и
дифференцировать явления.
4.Помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего
слуха.
Анализом на слух занимаются на всех
ступенях музыкального обучения – в школах, училищах, вузах, при прохождении
каждой темы или каждого раздела программы.
Педагог сольфеджио должен твердо
помнить, что на уроке усвоение теоретических понятий и формирование навыков
начинается с показа их взвучании.Всякое осознание при работе над развитием
слуха начинается с восприятия музыки. И нельзя забывать, что эти первые впечатления
от слышимого – в основном эмоциональны и лишь затем, при повторении, они
переходят в сознательные, мыслительные; чем ярче и красочнее будет показ, тем
острее будет и впечатление отуслышанного.
Сухие теоретические объяснения, тренировка на одних упражнениях приводят к
выхолащиванию музыки на уроках, к догматизму, и отрыву знаний и навыков по
сольфеджио от практической музыкально-исполнительской деятельности учащихся, а
лишь «натаскивают» их на выполнение никому не нужных заданий.
В
практике преподавания применяются два вида анализа на слух:
1)анализ и усвоение элементов музыкальной речи.
2)анализ «целостный» т.е. анализ различных элементов
музыкального
произведения в их взаимосвязи.
Анализ элементов музыкального языка.
В
качестве материала для анализа на слух отдельных элементов музыкального языка
могут быть использованы :
1)звукоряды, гаммы, отдельные ступени лада.
2)интервалы – мелодические и гармонические, в ладу и от
отдельных
3)звуков, в разных октавах, интервалы отдельно взятые и
«цепочки» из 3х-4х ; исполненные на фортепиано или же голосом, или на другом
инструменте.
4)аккорды – исполняемые мелодически в тесном
расположении, в ладу, от отдельных
звуков.
5)гармонические последовательности от 2х-4х аккордов до
периода 5? модуляции. Даже, если в начале учащийся не может определить, в какую
тональность была сделана модуляция, очень важно научить услышать момент сдвига,
смены тональности.
Проводя работу по анализу на слух,
следует разнообразить и ее организацию. Начинать анализ лучше всего всей
группой с помощью педагога. Затем можно использовать форму коллективного
анализа, который делается самими учащимися, с взаимной проверкой. Лишь через
некоторое время можно переходить к индивидуальному опросу с целью контроля.
Проверка
может проводиться устно (словесно), письменно (цифровкой). Многое зависит от
манеры игры примеров для анализа. Игра педагога должна быть мягкой,
музыкальной, красивой. Нельзя «стучать», «выколачивать», интервалы и аккорды,
нельзя диссонирующие интервалы играть громче, «напористее», тем самым как бы
подсказывая ученику.
При
анализе интервалов для более яркого впечатления следует использовать контрастные
сочетания: секунда, октава, терция, септима и т. п.
То
же и с аккордами: мажор-минор, функции: Т-Д.
Желательно тренировать слух учащихся
и по восприятию тембра (можно привлечь баян, домру, голос.) В примерах для
анализа ритм обычно используется простой, нейтральный. Но это не значит, что
метроритм совсем не влияет на восприятие. Так, для определения ряда созвучий
(«цепочек», последовательностей) аккорд или интервал на сильной доле
воспринимается ярче и определяется легче, а на слабой доле (или мелких
длительностях) – труднее.
Все это надо учитывать педагогу,обдумывая примеры для анализа и вопросы к
ним. Если анализируется «цепочка» интервалов или последовательность, то играть
ее лучше сразу 2-3 раза подряд, а затем спрашивать. После ответа ученика и
нужных исправлений обязательно повторить ее для проверки, для уяснения ошибок.
Целостный
анализ
Здесь встает новая задача – уметь
схватить целое, осознать течение музыки. При этом, очень важны устойчивость и
продолжительность целенаправленного внимания, эмоциональная яркость впечатлений при восприятии. Отсюда одна из
главных задач такого вида анализа – научить слушать музыкальное произведение.
Уже с первого класса задача педагога
состоит в том, чтобы пробудить творческую инициативу. Желание высказаться в той
или другой форме всегда есть признак эмоциональной реакции на музыку. Поскольку
при целостном анализе путь освоения идет от общего к частному, не следует
бояться использовать сложные по фактуре или по жанру музыкальные произведения.
Важно, чтобы они были художественно – выразительны, логичны и ярки в образном
отношении.
В ДМШ целостный анализ нужно проводить,
начиная с 5 класса. Материалом может служить мелодия, одноголосная песня,
детские пьесы. Очень хорошо использовать при этом звучание разных инструментов,
голоса. Конечно, объем должен быть большой. Количество проигрываний зависит от уровня
подготовленности учеников и от продолжительности примера.
Задать вопросы:
1.Композитор или эпоха.
2.Название произведения и его форма.
3.Лад, тональный план.
4.Гармонические средства, ритмические и мелодические
особенности.