Общие особенности реализации ФГОС
Основная образовательная программа начального общего образования (далее
– ООП) ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского и французского
языков № 1358 г. Москвы
(далее – ГБОУ "СОШ № 1358”) определяет содержание и организацию
образовательного процесса на ступени начального общего образования и
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся в
соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС),
утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования" (далее – приказ Минобрнауки
России № 373).
Начальная школа является составной частью системы непрерывного
образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к
творчеству, воспитывать в каждом
ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и
самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения
проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить,
вступать в дискуссию, коммуникацию.
Согласно п. 8 ФГОС основными результатами образования в начальной школе являются:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в
учебном процессе (т. е. индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития – эмоциональной, познавательной, сфере
саморегуляции);
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
В 2011/2012 уч. г. коллектив ГБОУ "СОШ № 1358” приступил к
реализации ФГОС в 1-х классах начальной школы. На обучение по ФГОС
перешли три первых класса, в которых обучается 90 человек.
В ГБОУ "СОШ № 1358" переход на ФГОС осуществлен через:
- изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС;
- составление ООП;
- внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации ООП;
- анализ соответствия кадровых, финансовых,
материально-технических и иных условий реализации ООП в ГБОУ "СОШ №
1358” требованиям ФГОС;
- информирование родителей школьников всех ступеней обучения о
подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные
стандарты начального и основного общего образования.
По итогам учебного года подготовлен анализ работы по реализации ФГОС в начальной школе.
Цель анализа работы по реализации ФГОС: определить эффективность
введения ФГОС в 1-х классах, выявить проблемы и наметить пути их
решения.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС
В ГБОУ "СОШ № 1358" создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ:
федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС:
– Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"*; ( * Документ
утрачивает силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"; в соответствии со ст. 111
данный документ вступает в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением ч.
6 ст. 108, вступившей в силу со дня официального опубликования, и ряда
других положений, вступающих в силу в более поздние сроки. – Примеч.
ред. )
– ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России № 373;
– приказ Минобрнауки России № 373;
– письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стан дарта общего образования";
локальные акты ОУ по введению ФГОС:
– приказ об утверждении ООП;
– приказ об утверждении положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;
– приказ об утверждении учебного плана начальной школы.
Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС:
- внесены изменения в коллективный договор;
- разработана ООП в соответствии с требованиями ФГОС;
- разработаны и утверждены программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
- внесены изменения в локальные акты, которые регламентируют
стимулирующие и компенсационные выплаты педагогам в связи с переходом на
ФГОС;
- внесены изменения в должностные инструкции педагогов и заместителя директора по УВР в связи с переходом на ФГОС.
Выводы по итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС в ГБОУ "СОШ № 1358" в 2011/2012 уч. г.:
- педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая
переход ОУ на работу по ФГОС, разработаны необходимые для реализации
ФГОС локальные документы;
- в план внутришкольного контроля ОУ на 2011/2012 уч. г. были
включены мероприятия по контролю введения ФГОС и реализации ООП в
начальной школе;
- требуют доработки локальные акты по организации внеурочной деятельности в начальных классах.
Задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС в ГБОУ "СОШ № 1358" в 2012/2013 уч. г.:
- внести в план внутришкольного контроля ОУ в 2012/2013 уч. г.
мероприятия по контролю введения ФГОС во 2-х классах начальной школы;
- доработать локальные акты по организации внеурочной деятельности в 1-х и 2-х классах;
- внести коррективы в ООП с учетом результатов реализации ФГОС в 2011/2012 уч. г.
Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС
В 2011/2012 уч. г. в ГБОУ "СОШ № 1358” было организовано методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС:
осуществлена курсовая подготовка учителей начальной школы на базе ГАОУ ВПО "Московский институт открытого образования";
организована деятельность рабочей группы по созданию, доработке, реализации ООП;
проведен анализ модельных заданий, позволяющих оценить метапредметные и личностные результаты освоения обучающимися ООП;
разработаны задания уровневого характера, входного, промежуточного и
итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты
освоения ООП обучающимися начальной школы;
организована психолого-педагогическая диагностическая работа:
– определены методики диагностики готовности детей к обучению в школе;
– проведена входная и итоговая психолого-педагогическая диагностика в 1-х классах;
– проведен анализ по результатам психолого-педагогической диагностики обучающихся 1-х классов;
– педагогами начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников;
организовано психологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе:
– проведена индивидуальная работа по устранению психологических проблем обучаю-
щихся (педагогом-психологом на основе специально разработанной программы);
– педагогом-психологом осуществлены консультации педагогов с целью
повышения эффективности уроков посредством обеспечения психологической
грамотности учителей по темам: "Адаптация первоклассников к условиям
школьного обучения", "Формирование мотивации младших школьников к
обучению", "Методические рекомендации по развитию внимания, мышления,
памяти обучающихся";
организована работа микрогрупп педагогов по темам:
– "Организация накопительной системы оценки достижений обучающихся";
– "Организация работы по внедрению методик и технологий, направленных
на реализацию идеи целостного развития личности в образовательной
деятельности";
– "Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся универсальных учебных действий";
– "Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников";
проводился мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности.
Итоговые работы за 1-й класс выполнили все обучающиеся.
Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по
результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной
письменной работы) показали, что у 100% обучающихся 1-х классов
сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом,
выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении
учебного материала на следующем этапе обучения*. (* Подробное
описание результатов диагностики обучающихся целесообразно представить в
анализе внутришкольного контроля ОУ. – Примеч. авт.)
Выводы по итогам реализации методического сопровождения перехода ГБОУ "СОШ № 1358" на работу по ФГОС в 2011/2012 уч. г.:
- в течение года проводилась работа по формированию УУД у обучающихся 1-х классов;
- организована деятельность по мониторингу предметных,
метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками
ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания.
Задача совершенствования организации методического сопровождения
перехода ГБОУ "СОШ № 1358" на работу по ФГОС в 2012/2013 уч. г.: на
основе аналитической деятельности
скорректировать ООП для 2-х классов.
Кадровое обеспечение введения ФГОС в ОУ
Анализ кадрового обеспечения введения ФГОС в 2011/2012 уч. г. в ГБОУ "СОШ № 1358" показал:
- должностные инструкции работников ГБОУ "СОШ № 1358” приведены в
соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей
руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом
Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
работников"»;
- разработан план-график повышения квалификации педагогических и
руководящих работников школы в связи с введением и реализацией ФГОС.
Вывод по итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС в
ГБОУ "СОШ № 1358" в 2011/2012 уч. г.: в ОУ подготовлена необходимая
документальная база организации повышения квалификации педагогических
работников в 2012/2013 уч. г.
Задачи совершенствования кадрового обеспечения введения ФГОС в ГБОУ "СОШ № 1358" в 2012/2013 уч. г.:
- обеспечить повышение квалификации по темам организации
образовательного процесса в соответствии с ФГОС всех педагогических
работников начальной школы;
- обеспечить непрерывность профессионального развития педагогических работников ГБОУ "СОШ № 1358" .
Информационное обеспечение введения ФГОС в ОУ
В 2011/2012 уч. г. в ГБОУ "СОШ № 1358” проведены классные и
общешкольные родительские собрания, где родителям была дана информация о
переходе школы на ФГОС, представлена программа действий по реализации
стандарта.
Организовано информирование участников образовательного процесса и
изучение общественного мнения родителей (законных представителей)
обучающихся по вопросам введения ФГОС* (* К данному разделу анализа
работы ОУ можно приложить протоколы родительских собраний, заседаний
органа общественного управления, на которых происходило информирование
родителей обучающихся. – Примеч. авт.).
В публичном докладе общеобразовательного учреждения за 2011/2012
уч. г. имеется раздел, содержащий информацию о ходе введения ФГОС.
Информация о ходе введения ФГОС размещена на сайте школы.
Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в
ГБОУ "СОШ № 1358" в 2011/2012 уч. г.: в ОУ в полной мере организовано
ознакомление педагогов и родителей обучающихся с особенностями
организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с
ФГОС.
Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС в ГБОУ "СОШ № 1358" в 2012/2013 уч. г.:
- продолжить осуществлять информационную поддержку участников
образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС,
осуществлять взаимодействие между участниками образовательного
процесса, в т. ч. дистанционное посредством Интернета.
- обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС, опубликованной на сайте ГБОУ "СОШ № 1358" .
- фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения
обучающимися ООП в цифровой форме средствами
информационно-образовательной среды ОУ.
Материально-техническое обеспечение перехода ОУ на ФГОС
В 2011/2012 уч. г. в ГБОУ "СОШ № 1358” за счет городского
финансирования улучшено материально-техническое обеспечение реализации
образовательного процесса в начальной школе.
Администрацией ОУ было принято решение создать единое образовательное
пространство для учащихся начальной школы за счет внутренних
возможностей учреждения.
В кабинетах 1-х классов был сделан ремонт. Согласно требованиям
СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189, в классах начальной школы была произведена замена
ученической мебели на регулируемую, одноместную.
Расширен библиотечный фонд начальной школы (художественная, справочная
литература, цифровые образовательные ресурсы); получены ноутбуки для
учащихся, подключены к локальной сети и сети Интернет.
При организации обучения в начальных классах используются следующие УМК:
- "Школа 2100" (гуманитарный цикл);
- "Перспектива" (естественно-математический цикл).
Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.
Электронные образовательные ресурсы приобретены за счет средств школы
(электронная поддержка уроков окружающего мира, литературного чтения).
В школе организован доступ к Интернету, все кабинеты подключены к локальной школьной сети. Доступ к небезопасным сайтам ограничен фильтром безопасности.
Вывод по итогам анализа материально-технического обеспечения перехода
ГБОУ "СОШ № 1358" на работу по ФГОС в 2011/2012 уч. г.:
материально-техническая база ОУ соответствует требованиям ФГОС к
материально-техническому обеспечению образовательного процесса в
начальной школе.
Задача совершенствования материально-технического обеспечения перехода
ГБОУ "СОШ № 1358" на работу по ФГОС в 2012/2013 уч. г.: продолжить
совершенствовать материально-техническую базу ОУ для успешного введения
ФГОС во 2-х классах.
Контроль выполнения плана перехода ОУ на ФГОС
В 2011/2012 уч. г. в ГБОУ "СОШ № 1358" была подготовлена в полном
объеме вся необходимая документация, обеспечивающая переход ОУ на ФГОС.
Создан план по внедрению и реализации ФГОС, в соответствии с которым:
были проведены круглые столы по темам:
– "Система оценки результатов образования в условиях внедрения ФГОС";
– "ФГОС общего образования: структура, содержание";
проведены родительские собрания и консультации с родителями будущих первоклассников по проблемам введения ФГОС;
шесть педагогов начальных классов прошли курсы повышения квалификации по теме "ИКТ-компетентность учителя начальных классов".
На методическом объединении учителей начальных классов решались следующие учебно-методические задачи:
- все педагоги приняли участие в практико-ориентированной
мастерской "Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования: что должен знать, уметь и понимать
педагог";
- непрерывное совершенствование уровня педагогического
мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в профессиональной
сфере в условиях реализации ФГОС;
- использование наиболее эффективных технологий преподавания
учебных предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой
деятельности обучающихся.
Вывод по итогам анализа контроля выполнения плана перехода ГБОУ
"СОШ № 1358" на работу по ФГОС в 2011/2012 уч. г.: первые результаты
внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу
обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС, востребованы
педагогами ОУ.
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:
- положительная динамика использования учителями начальных
классов в образовательной практике учебно-методических разработок и
материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические
материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
- использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
- ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
- осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;
- возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;
- положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить:
- недостаточная психологическая и профессиональная готовность учителей начальных классов к реализации ООП;
- необходимость коррекции всех разделов ООП.
Следует наметить пути решения выявленных проблем в 2012/2013 уч. г. Для этого всем педагогам ГБОУ "СОШ № 1358" необходимо:
- активно включиться в процесс реализации ФГОС;
- создать рабочие группы по доработке разделов ООП (особое
внимание уделить системе оценивания результатов освоения обучающимися
ООП);
- проанализировать структуры рабочих программ курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;
- подготовить рабочие программы курсов учебных предметов и
курсов внеурочной деятельности не только учителям начальных классов, но и
учителям-предметникам, работающим в классах, реализующих ФГОС (учителя
изобразительного искусства, музыки, физической культуры, иностранного
языка).
Учителям, предполагающим работать по ФГОС, необходимо обеспечить прохождение курсов повышения квалификации.
|