Опережающее домашнее задание:
1. Прочитать рассказ.
2. Найти и выделить в тексте материал по темам:
Приезд фотографа в село. Простуда и ее лечение.
Деревенская изба. Школьный учитель. Старая
деревенская школа. Жизнь деревенских ребят.
3. Индивидуальное сообщение об авторе (карточка)
I. Вступительное слово.
1. Чтение эпиграфа
Если бы мне дано было повторить жизнь,
я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную
событиями, радостями, победами и поражениями,
восторгами и горестями утрат, которые, кстати,
помогают обостренней видеть мир и чувствовать
доброту. (В.П.Астафьев.)
- Эти слова правды принадлежат замечательному
писателю ХХ века- Виктору Петровичу Астафьеву.
Широкую известность принесли ему книги для
взрослых, начинал же он как детский писатель с
рассказа, который вы читали в 5 классе.(
"Васюткино озеро”).
2. Сообщение ученика об авторе (демонстрация
слайдов с фотографиями писателя, его родных мест,
книг)
- "Фотография, на которой меня нет” - глава из
повести "Последний поклон”. Эта глава рисует
жизнь и события далеких 30-х годов ХХ века.
3. Предварительная беседа, определение задач и
направлений работы с текстом.
- Прочитайте последние 3 абзаца рассказа (со
слов "Смотрю, иногда улыбаюсь, вспоминая…” до
конца) и соотнесите с названием.
Чтение вслух текста. -Какие вопросы возникают?
(запись всех вопросов, которые назовут ученики,
на доске. Например:
- Почему автору так дороги деревенские
фотографии?
- Чем дороги деревенские фотографии?
- Почему автор называет деревенскую фотографию
"настенной историей”, "своеобычной
летописью”?
- Какую память хранит деревенская фотография?
Работа с текстом рассказа в группах и
коллективно поможет нам ответить на вопросы и
разобраться в прочитанном.
II. Групповая работа с текстом по плану и
карточкам-заданиям.
Память о прошлом в рассказе.
План. |
Основной вопрос: |
1. Приезд фотографа в село. 2. Лечение
болезни. Бабушка Катерина Петровна.
3. Быт деревенской избы.
4. Школьные учителя
5. Старая деревенская школа
6. Практические знания деревенских ребят. |
Как и какими деталями быта и
человеческих отношений запечатлел писатель
деревенскую жизнь 30-х годов в рассказе? |
Задания группам
I
1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод
"Приезд фотографа в село”.
2. Подготовьте краткий пересказ-анализ эпизода
по вопросам:
- Как отнеслись к известию о приезде фотографа
жители?
- Как принимали фотографа?
- Как школьники готовились к предстоящему
событию- фотографированию?
II
1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в
которых герой вспоминает, как он простудился, а
бабушка его лечила.
2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по
вопросам:
- Почему и как герой простудился?
- Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?
- Что и как говорила бабушка (какой была ее речь)?
III
1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в
которых герой вспоминает избу, в которой он жил, и
соседние избы.
2. Подготовьте пересказ-анализ по вопросам:
- Какими были окна в доме бабушки?
- Какие цветы росли у бабушки в доме, как она за
ними ухаживала?
- Какими запомнились герою окна соседних домов?
IV
1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в
которых герой вспоминает первых деревенских
учителей.
2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по
вопросам:
- Какими вспоминаются первые учителя: как
выглядели, кем были на селе?
- Как относились деревенские жители к учителям?
- Как бабушка принимала учителя у себя дома?
- С какими чувствами вспоминает писатель
школьных учителей?
V
1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод
"Старая деревенская школа”
2. Подготовьте пересказ-анализ по вопросам:
- Какой была школа? Как в ней учились?
- Как появились учебники у ребят?
- С каким чувством вспоминает автор старую
школу?
VI
1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в
которых вспоминается жизнь деревенских
ребятишек: их занятия, умения, случаи из школьной
жизни.
2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по
вопросам:
- Как были одеты деревенские ребятишки?
- Что знали и умели "по-своему, по-деревенски”
сельские ребята?
- Как в случае со змеей раскрываются ребята и
учитель?
III. Представление ответов группами.
Коллективные выводы.
Краткие примеры ответов ребят.
I
Известие о приезде фотографа "взбудоражило”
школу: занятия в школе были прерваны, учителя
стали думать, где разместить фотографа.
Неподходяще было оставить его у себя, решили в
заезжий дом определить, но тетка Авдотья
отговорила, так как там ямщиков полный дом, пить
будут и некультурно себя вести. Пристроили на
ночь фотографа у уважаемого всеми человека Ильи
Ивановича Чехова: "там его и разговором умным
займут, и угостят, и книжку почитать дадут”. В
селе все переживали и хотели угодить фотографу.
Ученики весь вечер гужом ходили гадали и
распределяли, кто где сядет, во что оденется. Было
решено, что прилежные ученики сядут впереди,
средние- в середине,
Плохие – назад.
- Т.о., приезд фотографа в село описан Астафьевым
как очень значительное, "неслыханно важное”
событие для деревни в 30-е годы.
II
Герой рассказа с другом Санькой тоже хотели
занять достойное место на снимке, но решение
вопроса о месте вышло не в их пользу. Несмотря
даже на драку, которой они хотели доказать, что
"люди не пропащие”, ребята их прогнали. Тогда
мальчики, ругаясь, с остервенением пошли
кататься на увал с крутого обрыва на санках и
начерпали полные валенки снегу. Ночью нестерпимо
заболели ноги. Бабушка называла эту болезнь
"рематизм”. Она сначала по-своему,
по-деревенски, ворчала, даже передразнивала
ответы внука (примеры). Но делала это как-то
заботливо и ласково (примеры). Стала натирать
ноги спиртом, бормотала молитву, заплакала и
заставила деда топить баню. Утром унесла в баню,
растирала ноги березовым веником, грела над
паром от каленых камней, дома дала ложку настойки
водки на борце, брусники и молока, кипяченного с
маковыми головками. А потом им с Санькой даже
обещала свозить их к "самолучшему” фотографу в
городе.
- Т.о., бабушка героя, с ее речью, богатой
народными выражениями и словами, умениями,
заботой и неиссякаемой любовью является
олицетворением Семейного Лада.
III
Находясь больше недели дома, герой целыми днями
глядел в окно на улицу. По окну, еще не заходя в
дом, можно определить, какая живет хозяйка, каков
у нее характер и обиход в доме. У бабушки рамы
вставлялись на зиму с толком и неброской
красотой: в горнице клала между рам вату и на нее
розетки рябины с листиками; в "середней” и в
кути – мох вперемежку с брусничником, на мох-
несколько березовых углей и ворохом рябину без
листьев. Мох- от сырости, уголь- окнам замерзнуть
не дает, а рябина – от угару. У дяди Левонтия
промеж рам ничего не лежит, даже стекла не все
целы. Тут изучать нечего. У тетки Авдотьи всего
навалено: и ваты, и моху, и калины, главное
украшение – цветы. Сама тетка Авдотья такая-
всего в ней навалом: и легкомыслие ,и доброта, и
сварливость.
У бабушки цветы тоже с толком. Листья мятного
цветка она в чай заваривает, еще алой есть и два
фикуса, которые она "стережет пуще глаза”.
Бабушка ухаживает за цветами, зимой почти все
горшки с геранями, сережками, розочкой,
луковицами находятся в подполье, но как
наступает весна, она их достает и ставит на
теплое место, а потом наблюдает, как появляются
цветы, "живунчики”, по-бабушкиному.
- Т.о., деревенская изба с ее бытом является
олицетворением Дома.
IV
Лицо учителя было бледновато по сравнению с
деревенскими, каленными ветром, прическа- волосы
назад, добрые глаза. Лет 25, но герою казался очень
солидным человеком. Ничего особенного: чуть
виноватая улыбка, вежливый, застенчивый, всегда
готовый броситься вперед и оборонить своих
учеников. Учителя были заводилами в сельском
клубе, играм и танцам учили, ставили смешные
пьесы, на свадьбах бывали почетными гостями. Жили
они в одной половине дряхленького домишка,
оставшегося от выселенцев. У жителей к учителям
было всеобщее молчаливое уважение. Незаметно
деревенские бабы приносили и оставляли молоко,
сметану, творог, бруснику; помогали глядеть за
ребенком, один раз даже незаметно отдали
подшивать валенки сапожнику, а он денег не взял;
воз дров привезли. Когда появился учитель в доме,
бабушка сразу всполошилась, одежду убрала в
горницу, пригласила проходить, поставила
самовар. А потом вместе пили чай с вареньем,
сушками, пряниками, молоком. Это было большой
честью и радостью. После ухода учителя бабушка в
тот день даже не ругалась и хвасталась всем, что
заходил учитель. Только после прошествия многих
лет писатель узнал имена учителей, но сохранил в
памяти образ человека, связанный со словом
"учитель”.
- Т.о, деревенский учитель становится
олицетворением Учителя, человека, растворив-
шегося в памяти людей.
V
Школа размещалась в старом деревенском доме с
угарными печами. Не было парт, скамеек, учебников,
тетрадей, карандашей. Один букварь и красный
карандаш. Писали поочередно, счету учились на
спичках и палочках. Потом собрали всем селом
ненужные вещи, сдали в "Утильсырье”,и появились
карандаши, тетради, краски. Учитель привез
учебники: один на пятерых, один на двоих. Столы и
скамейки сделали деревенские мужики.
- Т.о., школа тех лет хранит память о трудной
деревенской жизни.
VI
Деревенские ребята были одеты бедно, "шибко
бедновато” ( в шубейках, телогрейках они на
фотографии), кто с оторопелым лицом, кто смеется,
кто губы поджал, кто рот открыл..
По-деревенски они знали лес, умели копать и есть
корни саранок, жевать лиственничную серу,
различать по голосам птичек, зверьков, как
спастись от пожара и выйти из леса, если
заблудишься. Во время похода на Лысую гору за
цветами и саженцами для школьного двора ребята
увидели змею. Учитель начал отчаянно бить ее
через плечо, пока та не перестала шевелиться.
Ребята знали, что нельзя так бить змей: они могут
вокруг палки обвиться, это они объясняли учителю
и были удивлены, что он, не видя раньше никогда
змей, так бесстрашно бросился оборонять их.
IV. Подведение итогов урока (Ответы на
поставленные вопросы) Обобщение
Старая деревенская фотография – это не просто
застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях
память о прошлом. Эта память хранит приметы Дома,
Семьи, Школы какого-то отрезка времени в истории
жизни человека и народа.
V Домашнее задание. Презентация
проекта (3 - 5мин)
Проект "Как много желтых снимков
на Руси…”
Аннотация
После работы в группах по рассказу
В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет”
проходит подведение итогов. (Ответы на
поставленные вопросы) Обобщение:
-Старая деревенская фотография – это не просто
застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях
память о прошлом. Эта память хранит приметы Дома,
Семьи, Школы какого- то отрезка времени в истории
жизни человека и народа.
Домашнее задание. Презентация проекта для
учащихся (3 - 5мин)
Краткое описание проекта
Цель: Способствовать присоединению
учащихся к социокультурным ценностям категории
"память о людях”
Задачи:
- Развивать познавательную самостоятельную
поисковую деятельность, критическое и
творческое мышление, коммуникативные навыки
учащихся, навыки работы в группе.
- Учить учащихся использовать различные
источники информации для восстановления событий
прошлого, интерпретировать факты на основе
фотографий, опроса, предъявлять результаты в
различных формах.
- Воспитывать гражданскую позицию, гордость за
место, где живешь и учишься, за людей, которые
учились и работали в школе
Проект охватит несколько учебных тем по разным
предметам:
Литература - Память о людях в
произведениях писателей ХХ века. Связь поколений
в русской литературе.
Развитие речи - Сочинение на основе
личных впечатлений. Сочинение-рассуждение.
Речь и культура общения - Подготовка
выступления. Публичное выступление.
Основополагающий вопрос: о чем рассказали
старые фотографии?
Темы проекта
1. Древо семьи/школы в фотографиях.
2. История семьи/школы в фотографиях
родителей/выпускников.
3. Жизнь школы в фотографиях учеников.
4. История одной старой школьной фотографии из
семейного альбома.
Формы представления результатов (продукты
деятельности) по выбору учащихся:
- Сообщение-доклад с мультимедийным
сопровождением
- Мини - альбом. Альбом
- Книжка-малышка. Книжка - раскладка.
- Сочинение-открытка
- Буклет/плакат
Этапы и сроки:
1. Презентация проекта. Выбор темы. (Д/З на уроке
литературы)
2. Составление плана работы. (Внеурочное время в
день дачи Д/З)
3. Самостоятельная работа над проектом (В
течение недели - трех)
4. Подготовка презентации. Самооценка. (Урок
риторики)
5. Защита проекта. (Урок литературы)
Критерии оценивания разрабатываются в
зависимости от выбранных учащимися форм.
Общие требования
К содержанию: |
К оформлению: |
- наличие и мотивация выбора темы, целей -
отражение хода и результатов работы
- выводы |
- эстетичность, грамотность -
структурирование материала
- использование иллюстративного материала
(фотографий)
- культура речи |
Информационные источники: семейные и музейные
альбомы, архивы; беседы и интервью с родителями,
учителями, учениками.
Проверка домашнего задания (защита проекта)
через 1 - 3недели.
Рефлексия:
Самооценка
Продолжи предложения
1. На занятии для меня было важно
2. Занятие помогло задуматься о
___________________________________________
____________________________________________
3. Я научился
_____________________________________________
4. У меня возникли трудности
5. К моим достижениям можно отнести
|