Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:58:15
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

АНАЛИЗ РАССКАЗА В.АСТАФЬЕВА "ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ"
28.03.2012, 17:23:56

Опережающее домашнее задание:

1. Прочитать рассказ.

2. Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и ее лечение. Деревенская изба. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят.

3. Индивидуальное сообщение об авторе (карточка)

I. Вступительное слово.

1. Чтение эпиграфа

Если бы мне дано было повторить жизнь,
я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную
событиями, радостями, победами и поражениями,
восторгами и горестями утрат, которые, кстати,
помогают обостренней видеть мир и чувствовать доброту.
(В.П.Астафьев.)

- Эти слова правды принадлежат замечательному писателю ХХ века- Виктору Петровичу Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги для взрослых, начинал же он как детский писатель с рассказа, который вы читали в 5 классе.( "Васюткино озеро”).

2. Сообщение ученика об авторе (демонстрация слайдов с фотографиями писателя, его родных мест, книг)

- "Фотография, на которой меня нет” - глава из повести "Последний поклон”. Эта глава рисует жизнь и события далеких 30-х годов ХХ века.

3. Предварительная беседа, определение задач и направлений работы с текстом.

- Прочитайте последние 3 абзаца рассказа (со слов "Смотрю, иногда улыбаюсь, вспоминая…” до конца) и соотнесите с названием.

Чтение вслух текста. -Какие вопросы возникают?

(запись всех вопросов, которые назовут ученики, на доске. Например:

- Почему автору так дороги деревенские фотографии?

- Чем дороги деревенские фотографии?

- Почему автор называет деревенскую фотографию "настенной историей”, "своеобычной летописью”?

- Какую память хранит деревенская фотография?

Работа с текстом рассказа в группах и коллективно поможет нам ответить на вопросы и разобраться в прочитанном.

II. Групповая работа с текстом по плану и карточкам-заданиям.

Память о прошлом в рассказе.

План. Основной вопрос:
1. Приезд фотографа в село.

2. Лечение болезни. Бабушка Катерина Петровна.

3. Быт деревенской избы.

4. Школьные учителя

5. Старая деревенская школа

6. Практические знания деревенских ребят.

Как и какими деталями быта и человеческих отношений запечатлел писатель деревенскую жизнь 30-х годов в рассказе?

Задания группам

I

1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод "Приезд фотографа в село”.

2. Подготовьте краткий пересказ-анализ эпизода по вопросам:

- Как отнеслись к известию о приезде фотографа жители?

- Как принимали фотографа?

- Как школьники готовились к предстоящему событию- фотографированию?

II

1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает, как он простудился, а бабушка его лечила.

2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам:

- Почему и как герой простудился?

- Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?

- Что и как говорила бабушка (какой была ее речь)?

III

1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает избу, в которой он жил, и соседние избы.

2. Подготовьте пересказ-анализ по вопросам:

- Какими были окна в доме бабушки?

- Какие цветы росли у бабушки в доме, как она за ними ухаживала?

- Какими запомнились герою окна соседних домов?

IV

1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает первых деревенских учителей.

2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам:

- Какими вспоминаются первые учителя: как выглядели, кем были на селе?

- Как относились деревенские жители к учителям?

- Как бабушка принимала учителя у себя дома?

- С какими чувствами вспоминает писатель школьных учителей?

V

1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод "Старая деревенская школа”

2. Подготовьте пересказ-анализ по вопросам:

- Какой была школа? Как в ней учились?

- Как появились учебники у ребят?

- С каким чувством вспоминает автор старую школу?

VI

1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых вспоминается жизнь деревенских ребятишек: их занятия, умения, случаи из школьной жизни.

2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам:

- Как были одеты деревенские ребятишки?

- Что знали и умели "по-своему, по-деревенски” сельские ребята?

- Как в случае со змеей раскрываются ребята и учитель?

III. Представление ответов группами. Коллективные выводы.

Краткие примеры ответов ребят.

I

Известие о приезде фотографа "взбудоражило” школу: занятия в школе были прерваны, учителя стали думать, где разместить фотографа. Неподходяще было оставить его у себя, решили в заезжий дом определить, но тетка Авдотья отговорила, так как там ямщиков полный дом, пить будут и некультурно себя вести. Пристроили на ночь фотографа у уважаемого всеми человека Ильи Ивановича Чехова: "там его и разговором умным займут, и угостят, и книжку почитать дадут”. В селе все переживали и хотели угодить фотографу. Ученики весь вечер гужом ходили гадали и распределяли, кто где сядет, во что оденется. Было решено, что прилежные ученики сядут впереди, средние- в середине,

Плохие – назад.

- Т.о., приезд фотографа в село описан Астафьевым как очень значительное, "неслыханно важное” событие для деревни в 30-е годы.

II

Герой рассказа с другом Санькой тоже хотели занять достойное место на снимке, но решение вопроса о месте вышло не в их пользу. Несмотря даже на драку, которой они хотели доказать, что "люди не пропащие”, ребята их прогнали. Тогда мальчики, ругаясь, с остервенением пошли кататься на увал с крутого обрыва на санках и начерпали полные валенки снегу. Ночью нестерпимо заболели ноги. Бабушка называла эту болезнь "рематизм”. Она сначала по-своему, по-деревенски, ворчала, даже передразнивала ответы внука (примеры). Но делала это как-то заботливо и ласково (примеры). Стала натирать ноги спиртом, бормотала молитву, заплакала и заставила деда топить баню. Утром унесла в баню, растирала ноги березовым веником, грела над паром от каленых камней, дома дала ложку настойки водки на борце, брусники и молока, кипяченного с маковыми головками. А потом им с Санькой даже обещала свозить их к "самолучшему” фотографу в городе.

- Т.о., бабушка героя, с ее речью, богатой народными выражениями и словами, умениями, заботой и неиссякаемой любовью является олицетворением Семейного Лада.

III

Находясь больше недели дома, герой целыми днями глядел в окно на улицу. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая живет хозяйка, каков у нее характер и обиход в доме. У бабушки рамы вставлялись на зиму с толком и неброской красотой: в горнице клала между рам вату и на нее розетки рябины с листиками; в "середней” и в кути – мох вперемежку с брусничником, на мох- несколько березовых углей и ворохом рябину без листьев. Мох- от сырости, уголь- окнам замерзнуть не дает, а рябина – от угару. У дяди Левонтия промеж рам ничего не лежит, даже стекла не все целы. Тут изучать нечего. У тетки Авдотьи всего навалено: и ваты, и моху, и калины, главное украшение – цветы. Сама тетка Авдотья такая- всего в ней навалом: и легкомыслие ,и доброта, и сварливость.

У бабушки цветы тоже с толком. Листья мятного цветка она в чай заваривает, еще алой есть и два фикуса, которые она "стережет пуще глаза”. Бабушка ухаживает за цветами, зимой почти все горшки с геранями, сережками, розочкой, луковицами находятся в подполье, но как наступает весна, она их достает и ставит на теплое место, а потом наблюдает, как появляются цветы, "живунчики”, по-бабушкиному.

- Т.о., деревенская изба с ее бытом является олицетворением Дома.

IV

Лицо учителя было бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, прическа- волосы назад, добрые глаза. Лет 25, но герою казался очень солидным человеком. Ничего особенного: чуть виноватая улыбка, вежливый, застенчивый, всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников. Учителя были заводилами в сельском клубе, играм и танцам учили, ставили смешные пьесы, на свадьбах бывали почетными гостями. Жили они в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев. У жителей к учителям было всеобщее молчаливое уважение. Незаметно деревенские бабы приносили и оставляли молоко, сметану, творог, бруснику; помогали глядеть за ребенком, один раз даже незаметно отдали подшивать валенки сапожнику, а он денег не взял; воз дров привезли. Когда появился учитель в доме, бабушка сразу всполошилась, одежду убрала в горницу, пригласила проходить, поставила самовар. А потом вместе пили чай с вареньем, сушками, пряниками, молоком. Это было большой честью и радостью. После ухода учителя бабушка в тот день даже не ругалась и хвасталась всем, что заходил учитель. Только после прошествия многих лет писатель узнал имена учителей, но сохранил в памяти образ человека, связанный со словом "учитель”.

- Т.о, деревенский учитель становится олицетворением Учителя, человека, растворив- шегося в памяти людей.

V

Школа размещалась в старом деревенском доме с угарными печами. Не было парт, скамеек, учебников, тетрадей, карандашей. Один букварь и красный карандаш. Писали поочередно, счету учились на спичках и палочках. Потом собрали всем селом ненужные вещи, сдали в "Утильсырье”,и появились карандаши, тетради, краски. Учитель привез учебники: один на пятерых, один на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.

- Т.о., школа тех лет хранит память о трудной деревенской жизни.

VI

Деревенские ребята были одеты бедно, "шибко бедновато” ( в шубейках, телогрейках они на фотографии), кто с оторопелым лицом, кто смеется, кто губы поджал, кто рот открыл..

По-деревенски они знали лес, умели копать и есть корни саранок, жевать лиственничную серу, различать по голосам птичек, зверьков, как спастись от пожара и выйти из леса, если заблудишься. Во время похода на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора ребята увидели змею. Учитель начал отчаянно бить ее через плечо, пока та не перестала шевелиться. Ребята знали, что нельзя так бить змей: они могут вокруг палки обвиться, это они объясняли учителю и были удивлены, что он, не видя раньше никогда змей, так бесстрашно бросился оборонять их.

IV. Подведение итогов урока (Ответы на поставленные вопросы) Обобщение

Старая деревенская фотография – это не просто застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях память о прошлом. Эта память хранит приметы Дома, Семьи, Школы какого-то отрезка времени в истории жизни человека и народа.

V Домашнее задание. Презентация проекта (3 - 5мин)

Проект "Как много желтых снимков на Руси…”

Аннотация

После работы в группах по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет” проходит подведение итогов. (Ответы на поставленные вопросы) Обобщение:

-Старая деревенская фотография – это не просто застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях память о прошлом. Эта память хранит приметы Дома, Семьи, Школы какого- то отрезка времени в истории жизни человека и народа.

Домашнее задание. Презентация проекта для учащихся (3 - 5мин)

Краткое описание проекта

Цель: Способствовать присоединению учащихся к социокультурным ценностям категории "память о людях”

Задачи:

  1. Развивать познавательную самостоятельную поисковую деятельность, критическое и творческое мышление, коммуникативные навыки учащихся, навыки работы в группе.
  2. Учить учащихся использовать различные источники информации для восстановления событий прошлого, интерпретировать факты на основе фотографий, опроса, предъявлять результаты в различных формах.
  3. Воспитывать гражданскую позицию, гордость за место, где живешь и учишься, за людей, которые учились и работали в школе

Проект охватит несколько учебных тем по разным предметам:

Литература - Память о людях в произведениях писателей ХХ века. Связь поколений в русской литературе.

Развитие речи - Сочинение на основе личных впечатлений. Сочинение-рассуждение.

Речь и культура общения - Подготовка выступления. Публичное выступление.

Основополагающий вопрос: о чем рассказали старые фотографии?

Темы проекта

1. Древо семьи/школы в фотографиях.

2. История семьи/школы в фотографиях родителей/выпускников.

3. Жизнь школы в фотографиях учеников.

4. История одной старой школьной фотографии из семейного альбома.

Формы представления результатов (продукты деятельности) по выбору учащихся:

  1. Сообщение-доклад с мультимедийным сопровождением
  2. Мини - альбом. Альбом
  3. Книжка-малышка. Книжка - раскладка.
  4. Сочинение-открытка
  5. Буклет/плакат

Этапы и сроки:

1. Презентация проекта. Выбор темы. (Д/З на уроке литературы)

2. Составление плана работы. (Внеурочное время в день дачи Д/З)

3. Самостоятельная работа над проектом (В течение недели - трех)

4. Подготовка презентации. Самооценка. (Урок риторики)

5. Защита проекта. (Урок литературы)

Критерии оценивания разрабатываются в зависимости от выбранных учащимися форм.

Общие требования

К содержанию: К оформлению:
- наличие и мотивация выбора темы, целей

- отражение хода и результатов работы

- выводы

- эстетичность, грамотность

- структурирование материала

- использование иллюстративного материала (фотографий)

- культура речи

Информационные источники: семейные и музейные альбомы, архивы; беседы и интервью с родителями, учителями, учениками.

Проверка домашнего задания (защита проекта) через 1 - 3недели.

Рефлексия:

Самооценка

Продолжи предложения

1. На занятии для меня было важно

2. Занятие помогло задуматься о
___________________________________________

____________________________________________
3. Я научился

_____________________________________________
4. У меня возникли трудности

5. К моим достижениям можно отнести

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Олівець | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint
Просмотров: 10844 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 146
Гостей: 146
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0