Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом
А всё надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
Анализ лирического произведения самая трудная
и вдумчивая работа. При изучении лирического
произведения идет мощное развитие читательских
качеств: воображения, эмоциональной сферы,
мышления, памяти. Лирическое произведение- это
исповедь поэта, его переживанием согрето все, о
чем он говорит читателю.
"Ребенок при чтении произведения должен
работать: думать, чувствовать, догадываться,
воображать” (С. Я. Маршак).
А для этого необходимо создать на уроке
атмосферу свободы, имитации, творчества,
простора для читательской интерпретации
текстов.
- организация эмоционального читательского
восприятия текста и сопереживание лирическому
герою;
- формирование умения воссоздавать картины,
нарисованные автором;
- формирование представлений о способах создания
образа – переживания в лирике, о средствах
художественной изобразительности и
выразительности, умения находить их в тексте и
воспроизводить в своей речи;
- обучение выразительному чтению как способу
передачи личного восприятия текста, своих
переживаний и представлений.
Из-за эмоционально-образной и смысловой
насыщенности лирического произведения А.А. Фета
самым оптимальным способом анализа его, не
разрушающим его природу, является медленное
чтение, с остановками на ключевых словах. Кроме
этого, применить, возможно, рисунок как
способ проявления зрительного образа,
формирующийся в сознании читателя.
С помощью способа медленное чтение, можно
анализировать тексты даже с маленькими
учениками- читателями. Так как при чтении
осмысливается каждое поэтическое слово,
выясняется, почему именно это слово подобрал
автор, что мы представляем себе, когда читаем его.
Обсуждение идет живое с большим интересом, это
настоящий творческий поиск.
Начинаем работу над произведением со способа
рисунок.
Прочитайте медленно, вдумчиво данное
произведение и нарисуйте ту картину, которую вы
увидите.
После первичного чтения и рисунка, проводим
анализ по вопросам, для более глубокого
восприятия произведения.
- Почему стихотворение начинается с восклицания
"Какая грусть!”
- Почему написано "с утра”, а не "утром исчез в
пыли”?
- Обратите внимание, идет повтор слова "опять,
опять”, что хотел показать этим автор, по вашему
мнению?
- Почему написано "серебряные змеи”, а не
"серебряные полосы”. В чем разница, что этим
подчеркивается?
- Вам встретилось слово лазурь. Кто знает его
значение? Это какой цвет? Автор говорит, что "на
небе ни клочка лазури”. Что он имеет в виду? А
если бы поэт написал "нет голубого неба” или
"не видно голубого неба”, что-то изменилось бы.
Что изменилось? Была другая картина?
- Как описывается буря во втором четверостишии?
Что хочет показать этим поэт? Символ бури -это
мятущаяся душа поэта.
- Что пишет о своей душе автор? Почему "на душе не
рассветает”?
- Поэт пишет: "В ней тот же холод, что кругом”. А
если бы автор написал "мне плохо, грустно”. Это
показало его чувства в той же степени или
по-другому мы восприняли эти строчки?
- С чем сравнивает свое душевное состояние А. А.
Фет?
- Почему именно "конец аллеи”, конец чего - жизни?
Может быть, лучше и проще написать "ничего не
хочу делать, я устал”.
- Мы видим усталого человека, который потерял
интерес к жизни, ему плохо, грустно, он готов
сдаться. И это настроение поддерживает и
окружающая природа.
- Есть ли надежда у поэта, в каких строчках это
видно? Что хотел показать автор "И на душе не
рассветает, в ней тот же холод, что кругом”. Он
надеется на изменения в своей жизни?
- Что доказывает, что автор не смирился, что он
борется с бурей-тоской? Какой образ появляется?
Конечно, он еще надеется на рассвет. Именно
поэтому описывает образ ворона.
- Что он пишет о вороне? Как ведет себя ворон?
- "Умирающий труд” разве так можно сказать, что
имеет в виду Фет, что хотел показать?
- Обратите внимание на четвертое четверостишие.
Что заметили? А какое настроение у поэта здесь?
Как оно изменилось? Что появилось?
- Значимое слово "надежда”. Почему написано
"надежда тлеет”, не проще было написать
"надежда есть”, или "надежда осталась”.
Чувство неуверенности, что поэт понял, что для
него важно.
- Что означает слово "невзначай”. Какое
лексическое значение имеет данное слово? Можно
его заменить? Что изменится, если все -таки это
сделать?
- Какая часть стихотворения имеет такие же
повторы "опять, опять”, как и вначале. Почему
важно "Опять родной увидит край”, вспомнить
молодость, вернуться на родину.
- Описание бури изменилось? Как она себя ведет?
Почему "пролетает мимо”? Что этим показывает
поэт? Можно ли сказать, что его надежда
укрепляется, превращается в уверенность?
- В чем это выражается?
- Как вы думаете, почему именно в родном краю
"бури пролетают мимо”?
- Обратите внимание на думу поэта, она изменилась
или осталась прежней?
- Вспомните, какой она была, а сейчас она какая?
"Ленивая, засыпающая”, "Страстная, чистая”
- Как вы понимаете слово "страстная”?
- Что помогло помолодеть душе поэта?
- И что он видит теперь, какие картины в его душе?
Что означает символ "Цветет весна и красота”?
- Как вы думаете, почему автор использует именно
образ зимнего дня, в начале стихотворения и образ
красавицы весны в конце?
- Что он хотел этим показать?
После анализа произведения необходимо вновь
вернуться к рисункам детей и проанализировать их
вновь. Рассмотрите ваши рисунки.
Чем интересен этот текст? Какая в нем есть
загадка? Верно, здесь можно нарисовать две
картины.
Первая картина, когда поэт грустит. Это зима,
снега, холодные и темные краски, передающие
уныние и тоску. Оживляет эту картину ворон,
который борется с бурей.
А вторая картина, когда переносится в свой
родной край. Там тепло, весна, красота. Здесь уже
можно использовать другие краски и другие цвета,
так как изменилось настроение поэта. Эта картина
показывает, что прошло время, изменилось
настроение автора, его восприятие мира.
Мы учим детей, видеть развитие лирического
сюжета. Оцениваем свои рисунки и приходим к
выводу, что необходимо нарисовать две картины,
так как поэт рисует картину в движении.
Кроме представленных способов работы
(медленное чтение и рисунок), при изучении
лирического произведения необходимо
проработать выразительное чтение (учителем и
учащимися).
- Какое настроение было у лирического героя в
начале произведения?
- В чем это выражалось?
- А каким стало настроение в конце стихотворения?
Почему? В чем это выразилось?
- Как надо, по-вашему, читать стихотворение
"громко”, "тихо”, "быстро”, "медленно”.
- Посмотрите, какие знаки препинания использует
автор. Зачем, что они показывают?
- Какие слова нужно выделить интонационно, чтобы
показать окружающий мир, чувства и переживания
поэта.
- Составьте партитуру стихотворения,
приготовьтесь выразительно читать.
- На материале этого текста покажите
выразительную силу различных частей речи.
- С помощью, каких частей речи (преимущественно)
изображается природа, чувства и переживания
поэта.
- Соедините рифмующиеся слова во всех строфах.
- Какую рифму использует поэт?
И как продолжение работы с рисунком можно
предложить составить картинный план и
соответствующая ему партитура чувств.
Рассматривая чередующиеся картины в
стихотворении, мы можем проследить, как меняется
настроение лирического героя и как оно
соответствует картине, изображенной поэтом.
- "Какая грусть! Коней аллеи...”
- "На небе ни клочка лазури…
Один лишь ворон против бури” - "И на душе не рассветет...”
- "А все надежда в сердце тлеет,
Что может быть хоть невзначай...” - "Где бури пролетают мимо...”
- "Цветет весна и красота”
- тоска, грусть,
- грусть, печаль
- усиление печали, безысходность, потеря надежды
- печаль, появление надежды
- надежда, легкая печаль
- уверенность, надежда
|