Предварительные домашние задания
1. Прочитайте следующие
стихотворения:
В.А. Жуковский. «Невыразимое» (1819);
Ф.И. Тютчев. «Silentium!» (1830);
А.А. Фет. «Кому венец: богине ль красоты...» (1865);
А.А. Фет. «Как богат я в безумных стихах!..» (1887).
2. Определите, что их объединяет.
Устно сформулируйте главную тему этих
произведений.
Все эти произведения написаны в русле
романтизма и посвящены одной главной теме,
которую можно сформулировать строкой
Жуковского: Невыразимое подвластно ль
выраженью? То есть в этих стихотворениях
решается вопрос о том, можно ли в поэтическом
слове достаточно адекватно выразить жизнь и ее
красоту – как внешнюю (красоту природы,
человека), так и внутреннюю (красоту человеческих
чувств и переживаний).
* * *
Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.
Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.
Но когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,
И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, –
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!
|
Задания по тексту
img src="27.gif" width="251" height="185"
align="right" hspace="10"><1. Прочитайте
выразительно стихотворение А.А. Фета «Как
богат я в безумных стихах!..». Сколько предложений
оно содержит? Как они соотносятся со
строфическим делением стихотворения?
В стихотворении всего 5 предложений:
первая строфа состоит из двух предложений,
вторая – также из двух предложений, а третья и
четвертая строфы представляют собой одно
предложение.
2. Постройте линейные схемы
предложений 1-й и 2-й строф в соответствии со
строками.
I строфа:
Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.
II строфа:
Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.
3. Как соотносится пунктуация 1-й и
2-й строф? Как она влияет на интонацию?
В первых двух строфах пунктуация
образует интонационную параллель: первая строка
в каждой из этих строф заканчивается
восклицанием, а вторая – двоеточием и паузой
перед пояснением.
4. Составьте линейную схему
последнего предложения. Сколько строф оно
занимает?
Последнее предложение занимает 3-ю и 4-ю
строфы:
Но
когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,
И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, –
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!
5. Как интонационно соотносится
последнее предложение с предыдущими? Как
интонационно и структурно делится стихотворение
на части?
В первых двух строфах интонация
бодрая, динамичная (отсутствие союзов),
уверенная, даже торжествующая. В последних двух
строфах она замедляется, становится более
плавной, неторопливой, потому что появляется
перечисление однородных придаточных с
повторяющимся союзом и.
Можно сказать, что интонационно стихотворение
делится на 2 части: первые две строфы,
интонационно параллельные друг другу, бодрые,
яркие, динамичные, – и последние две строфы –
плавные, напевные, интонационно стремящиеся к
двум последним строкам, заканчивающимся
восклицанием, но уже не с торжествующими нотами,
а с горечью бессилия.
6. Как это интонационное и
структурное деление соотносится с
лексико-смысловым? Чтобы ответить на этот вопрос,
подчеркните и выпишите ключевые слова первых
двух частей стихотворения.
По смыслу это стихотворение также
можно разделить на две части,
противопоставленные друг другу. Уверенное я
в первой части, ощущение своей силы как
поэта-чародея, которому подвластны красота
природы и красота стиха, торжество поэта –
создателя красоты противопоставляется беспомощному
«я» второй части. Сильнее поэта оказывается
живая, неуловимая красота его возлюбленной,
когда на ее лице играют и сменяются оттенки
любовного чувства. Антонимы богат – беден,
как бы обрамляющие это стихотворение, довершают
противопоставление.
7. Обратите внимание на союз,
которым начинается вторая часть стихотворения. К
какому разряду он относится? Какое значение это
имеет для смысла стихотворения?
Вторая часть стихотворения недаром
начинается с сочинительного противительного
союза но. Этим союзом автор сразу
определяет, подчеркивает отношения
противопоставления между первой и второй
частями стихотворения.
8. Найдите в 1-й части ряд
контекстуальных синонимов. Зачем они
употреблены? Какие из них здесь употреблены в
переносном значении?
Ряд контекстуальных синонимов в
первой части:
блеск – алмазы – жемчужины – звуки
– краски – красота.
Эти контекстуальные синонимы создают
впечатление богатства, которое есть у поэта. Поэт
творит новую, поэтическую действительность,
которая не только вбирает в себя внешнюю красоту
природы и ее блеск, но и сама полна красоты и
блеска слова. Именно поэтому автор чувствует
себя волшебником-чародеем, которому есть чем
заплатить за мгновение ласки. Слова блеск,
алмазы, жемчужины употреблены здесь в
переносном, метафорическом значении.
9. Как вы понимаете выражение сердечная
отрава? Какой литературный троп здесь
использован?
Слова сердечная отрава здесь
являются метафорой любовного чувства.
10. Что передают две последние
строфы – яркий блеск внешней красоты или красоту
внутреннюю? Каков характер этой внутренней
красоты? Как он отражается на внешних чертах?
В двух последних строфах поэт
стремится передать красоту изменчивого, живого,
текучего чувства. Здесь нет определенных и ярких
красок. Слова как в дымке, налет, чутьневыразимое.
показывают неуловимость нюансов красоты
возлюбленной, невозможность сколько-нибудь
точно передать отражение ее переживаний в
поэтическом слове. Она прекрасна, потому что в ее
душе разгорается любовь, но поэт бессилен
запечатлеть
11. Сопоставьте начало и конец
стихотворения. Когда богат и когда беден
поэт?
Поэт ощущает себя творцом, когда в
стихах создает новую красоту – красоту
поэтического слова. Ему подвластен внешний
блеск, будь то блеск ярких черт красоты природы
или облика человека. Тут он ощущает себя богачом,
всесильным чародеем.
Однако перед лицом тонкой внутренней красоты
чувства, живой красоты изменчивой человеческой
души, бросающей свой отсвет на черты внешности,
поэт бессилен и жалок и сознает себя бедняком.
При помощи подобной работы в 10–11-х
классах можно подготовить учеников не только к
сочинениям типа «Стихотворение... Восприятие,
интерпретация, оценка», но и к
проблемно-тематическим сочинениям, требующим
анализа и сопоставления нескольких поэтических
произведений. Например, на основании
приведенного выше анализа стихотворения А.А.
Фета «Как богат я в безумных стихах!..» и
сопоставления его с тремя другими
произведениями на эту тему (см. домашнее задание)
можно написать сочинение «Русская романтическая
лирика о проблеме отражения жизни в поэзии». |