Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем говорить о
стихотворении Н.А. Некрасова "Перед дождем”.
Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве
которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь
уметь ощущать красоту природы, видеть ее
неповторимую прелесть в постоянно меняющихся
картинах, по-моему, является принадлежностью
поэтически одаренного человека.
Каждый художник по-своему видит одни и те же
пейзажи, заставляя нас почувствовать
ослепительную красоту морозного утра,
насладиться роскошными красками осеннего леса,
увидеть могучее весеннее обновление природу.
В лирике Некрасова есть много замечательных
пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой
и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у
Некрасова не существует отдельно от человека,
она постоянно связана с его чувствами и
переживаниями, то есть она всегда сопутствует
человеку.
Почему у Некрасова почти нет стихотворений,
полностью посвященных природе? Какова же роль
пейзажа в произведениях поэта? Чтобы ответить на
этот вопрос обратимся к стихотворению "Перед
дождем”, которое было написано поэтом в 1846 году.
В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж
всегда мрачен и печален. Этому состоянию грусти и
тоски больше всего соответствуют осенние
картины, которые чаще всего встречаются в
пейзажной лирике поэта. Обратимся к тексту
стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения
подготовленным учеником.
– Как называется стихотворение?
– Стихотворение называется "Перед дождем”.
(Обращаем внимание учеников на предлог перед , дождь
еще не начался, только преддверие ненастья.)
– Какое время года описывает поэт?
– Осень.
– Осень – самое удивительное время года, самое
изменчивое. Осень может быть светлой, радостной,
а может быть ненастной, слякотной, а может быть
морозной и бодрящей. И настроение осенью может
меняться вместе с погодой. Каким настроением
проникнуто это стихотворение?
– Настроением грусти, печали.
– Работа с Толковым словарем ( Редакция В.И.
Даля). Объяснение непонятных слов.
- "Заунывный”– тоскливый, наводящий уныние.
- "Надломленная”- сломанная, но не до конца.
- "Тарантас”– дорожная крытая повозка на
длинных дрогах.
- "Нагайка”– Короткая ременная плеть.
- "Жандарм”– человек, служащий в особых
политических войсках для политической охраны и
сыска, для борьбы с освободительным движением.
- "Ямщик”– возница.
– Теперь нам понятны все слова в этом
стихотворении, и мы можем приступить к его
анализу. Составляет ли стихотворение единое
целое или разбито на части?
– Стихотворение разбито на 4 строфы.
– Одинаков ли образный ряд во всех строках?
– Нет, четвертая строфа выделяется из всего
стихотворения. В ней говорится о Жандарме,
который кричит на ямщика и погоняет его нагайкой.
– Какой пейзаж рисует поэт?
– Пейзаж мрачный и печальный. Картины
соответствуют состоянию грусти, печали.
– Некрасов рисует мрачную картину.
Безнадежность, страхом и смирением веет от этого
описания. Картина осени написана широкими
мазками, и вы совершенно правильно заметили, что
только последняя часть стихотворения нарушает
его целостность.
– Одинаково ли количество строк в каждой
строфе?
– Да, в каждой строфе по 4 строки. Ритм
стихотворения везде одинаковый.
– Давайте, определим, какие строки рифмуются
друг с другом?
– 1– с 3-й, 2 – с 4-й строкой.
– Такая рифма называется – перекрестная. (abab).
– Какие слова создают мрачное, унылое
стихотворение?
– "Заунывный ветер, надломленная, стонет,
полумрак, стая галок и ворон, привстав с
нагайкой”.
– Какие приемы звукописи вы можете найти в
стихотворении?
Некрасов использует долгий звук (о) "гонит,
надломленная, стонет, рябой, листок”.
– Такой прием звукописи называется – ассонанс.
Обратим внимание, в некоторым предметам
неживого мира Некрасов приписывает качества
живых. Найдите такие примеры. – "Ветер гонит,
ель стонет, лес шепчет, холодок набегает”.
– Такой прием называется – олицетворение, и
очень часто используется поэтами. Как вы думаете,
зачем это нужно поэтам?
– Сама природа одухотворенна, она чувствует
приближение осени, и это состояние подобно
состоянию человека, который чувствует
приближение беды.
– Слов, какой части речи больше всего в
стихотворении и почему?
– Больше всего в стихотворении глаголов. Они
передают движение, действие стихии.
– Теперь обратимся к последней строфе
стихотворения. Какую роль она здесь играет, зачем
нужна? Во многих стихотворениях Некрасов
обращается к нуждам простого народа, надеется,
что народ будет свободен. Давайте вспомним эти
стихотворения.
– "На Волге”, отрывок из стихотворения "Мороз
Красный нос”.
– Правильно, но сейчас закрытая таратайка под
присмотром жандарма везет в ссылку того, кто
участвовал в освободительном движении. Поэту
грустно осознавать, что до полного освобождения
русского народа еще очень далеко. Может поэтому,
Некрасов завершил свое, на первый взгляд,
пейзажное произведение зарисовкой о перевозке
политзаключенного. Здесь состояние природы
совпало с состоянием души и с мыслями поэта.
Домашнее задание
Напишите, какое впечатление произвело на вас
стихотворение Н.А. Некрасова, о чем заставило
задуматься.
|