ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
лингвистического анализа стихотворного текста
1. Внимательно и с выражением
прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую
структуру стихотворения:
1) сколько предложений входит в него;
2) каковы их микротемы, как они соотносятся между
собой;
3) каковы их синтаксические особенности (наличие
инверсии, простые или сложные, союзные или
бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
3. Как соотносится синтаксическая
структура стихотворения с делением на строфы и
строки? (Это поможет понять смысловую структуру
стихотворения, увидеть смысловые акценты.)
4. Обратите внимание на особенности
пунктуации (употребление многоточий, тире,
вопросительных и восклицательных конструкций),
определите ее роль (как ритмико-интонационную,
так и смысловую).
5. Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют:
ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова,
создающие смысловые и эмоциональные акценты в
стихотворении:
1) в каких отношениях они находятся
(сопоставление, противопоставление, усиление
мысли или чувства, параллелизм и пр.);
2) к какому разряду лексики они принадлежат:
– по своему происхождению (устаревшие
слова – архаизмы или историзмы, неологизмы,
заимствованная лексика, старославянизмы,
галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная или
неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные
слова и пр.);
– по сфере употребления (общеупотребительные,
диалектизмы, просторечные слова);
3) какова их экспрессивная,
эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую
работу во всем стихотворном тексте:
1) выявите устаревшие слова или
неологизмы, заимствованные слова, объясните их
(при объяснениях используйте синонимию,
морфемный и словообразовательный анализ и т.д.),
определите их роль в данном тексте;
2) найдите слова, употребляющиеся в переносном
смысле: какие из них создают метафорические
образы, какие используются для создания таких
разновидностей метафоры, как метонимия,
синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая
роль этих тропов;
3) какое чувство или настроение передают
эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся
слова;
4) определите морфологическую принадлежность
повторяющихся слов, какая часть речи наиболее
употребительна в стихотворении или той или иной
его части, почему;
5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы,
омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование
других средств точности и выразительности речи:
сравнительных оборотов, двойного отрицания,
обращения, морфологических средств
(повелительного или условного наклонения
глагола, уменьшительных суффиксов
существительного, кратких прилагательных и пр.),
определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец
стихотворения: часто они представляют собой
лексико-грамматическую и смысловую
соотнесенность.
10. Сделайте вывод об
эмоционально-содержательном смысле
стихотворения (интерпретируйте стихотворение).
Кратко запишите свое понимание основного
содержания стихотворения.
Чтобы показать, как на практике
используются эти приемы, обратимся к занятиям
лингвистическим анализом конкретных
поэтических произведений в 9-м и 10-м классах.
А.Пушкин. «На холмах Грузии...»
В 9-м классе при изучении лирики А.С.
Пушкина наибольшие сложности у учеников
вызывает восприятие стихотворений о любви и о
природе. Нередко школьники самостоятельно могут
сказать только, что это произведение посвящено
теме любви, и добавить к этому два-три расхожих
утверждения, вроде следующих: «Автор
по-настоящему сильно любит ту, которой он
посвящает это стихотворение»; «В стихотворении
выражено очень глубокое чувство»;
«Стихотворение пронизано грустью и глубокой
любовью». Именно поэтому для анализа нами было
выбрано небольшое и чрезвычайно трудное для
истолкования стихотворение А.Пушкина «На холмах
Грузии...».
Предварительные домашние задания
1. Прочитайте стихотворение
несколько раз. Подготовьтесь к выразительному
чтению.
2. Выпишите, когда, при каких
обстоятельствах написано это стихотворение,
кому оно посвящено. Что вы можете сказать об
адресате этого стихотворения?
Стихотворение «На холмах Грузии...»
написано в 1829 году, во время путешествия в Арзрум
(15 мая), когда поэт оказался в местах,
напомнивших ему дни его южной ссылки, поездку по
побережью Черного моря вместе с Раевским.
Произведение посвящено Марии Раевской, в которую
Пушкин был влюблен тогда, в годы юности. Позже она
вышла замуж за декабриста С.Волконского, а в 1829
году находилась вместе с мужем в Сибири, на
каторге.
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
|
Задания по тексту
1. Сколько предложений в этом
стихотворном тексте? Определите, о чем они. Как
соотносятся их микротемы?
В этом стихотворении 3 предложения:
– первое – это описание места, где
находится поэт;
– второе – нахлынувшие воспоминания о
возлюбленной;
– третье – поэт вновь переживает чувство любви.
Можно сказать, что созерцание мест, в
которых оказался поэт, вызывает в нем
воспоминания о возлюбленной, и он вновь
переживает любовь.
2. Выпишите эти предложения.
Определите их грамматические основы, отметьте
скобками части предложений, отметьте средства
связи между частями (зеленым обводите
сочинительные союзы, синим – подчинительные).
Составьте схему 3-го предложения.
3. Почему сначала поэт использует
бессоюзные сложные предложения, а затем –
сложносочиненное с подчинением? Обратите
внимание на
распространенность–нераспространенность
частей бессоюзных предложений.
Первое бессоюзное сложное предложение
простой и ясной структуры в самом начале
стихотворения точно передает общие приметы, как
бы опознавательные знаки пейзажа. Это даже не
описание природы в полном смысле слова, а именно
предельно обобщенное обозначение мест, которые
наблюдает поэт, а также указание на время суток: холмы
Грузии, Арагва, ночная мгла. Присутствие самого
Пушкина кратко обозначено словами: Шумит
Арагва предо мною.
Второе бессоюзное сложное предложение состоит
из трех частей: две первые почти не
распространены, потому что в них грамматические
основы передают настроение поэта, уточняют
характер его состояния, а второстепенные члены
(дополнение мне и определение моя) лишь
указывают на того, кто испытывает это состояние.
Последняя часть распространена дополнением,
которое трижды повторяется: ...тобою, тобой,
одной тобой...
Бессоюзные сложные предложения позволяют кратко
и очень четко и выразительно передать
возникновение и развитие чувств автора: от
внешних впечатлений к настроению и к
воспоминаниям.
Последнее предложение (сложносочиненное с
подчинением) передает и характер чувства поэта, и
его попытку разобраться в этом чувстве, осознать
и проанализировать его, поэтому краткость,
отрывистость конструкций сменяется более
плавной, раздумчивой интонацией.
4. Обратите внимание на знаки
препинания. Какую эмоциональную и смысловую роль
они играют?
Точки с запятой в начале стихотворения
подчеркивают отдельность, фрагментарность
впечатлений и настроений поэта. Каждая часть
бессоюзных предложений здесь произносится на
одном дыхании, благодаря этому создаются
интонация и ритм, которые будто передают дыхание
самого автора.
Затем эти знаки сменяются запятыми при повторе (тобою,
тобой, одной тобой), что создает замедление
интонации, передавая сосредоточенность поэта на
образе возлюбленной. Особенно выразительно
здесь многоточие, которое показывает, что на
поэта нахлынули воспоминания, но он о них
умалчивает. Эту паузу тайных воспоминаний и
выражает многоточие. Тире в конце третьего
предложения отделяет описание чувств от той
части, где осмысливается их причина,
осмысливается как бы внезапно, по какому-то
вдохновению.
5. Найдите в стихотворении
повторы:
– синтаксический параллелизм
(повторение синтаксических структур);
– лексические повторы.
Какую роль они играют?
Синтаксически параллельные части
первого предложения (инверсия: сказуемое –
подлежащее) создают определенную ритмичность,
напевность, ощущение спокойствия.
Синтаксический параллелизм во втором
предложении усиливается еще и лексическим
повтором: печаль моя светла; печаль моя
полна тобою. Это заостряет внимание на
внутреннем состоянии поэта: его печаль – это
определяющее чувство в тот момент, но это печаль
легкая и светлая, так как она связана с
прекрасными воспоминаниями о возлюбленной.
Лексический повтор тобою, тобой, одной тобой
является эмоциональным и смысловым центром
стихотворения, недаром этот повтор соединяет
первое и второе четверостишия.
В конце чувство автора обретает конкретность,
также выраженную лексическим повтором любит –
любить.
6. Обратите внимание на
рифмующиеся слова в первом четверостишии. Каково
их смысловое соотношение?
Рифмы мгла – светла построены на
отношениях антонимии: природа погружается в
состояние покоя и сна, во мрак, в темноту – в душе
поэта пробуждаются воспоминания, светлая грусть.
Рифмы мною – тобою представляют как бы
смысловой стержень стихотворения, связывая
автора и незримую возлюбленную.
7. В третьей строке Пушкин
употребляет слова с противоположной
эмоциональной окраской: грустно – легко,
печаль – светла. Как называется такой прием
(сочетание несочетаемого)? Какую роль он здесь
играет?
Этот прием называется оксюморон. Здесь
при помощи него передается особенность чувства
грусти и печали – светлая, легкая грусть и
печаль.
8.
Вспомните стихотворение «К*» («Я помню чудное
мгновенье...», 1825). Там поэт тоже говорит о грусти.
Какой эпитет сопровождает там это слово?
Сравните с данным стихотворением и сделайте
вывод.
Ученики вспоминают строки:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Здесь грусть названа безнадежной.
Следовательно, грусть может быть совершенно
противоположной по оттенку: безнадежной,
тяжелой, гнетущей, наполняющей душу отчаянием и
унынием, – и, напротив, светлой, легкой,
окрыляющей душу надеждой.
9. С какой целью в стихотворении
используются синонимы? Выпишите их. Определите
их характер (лексические, контекстуальные).
Синонимы:
– грустно – печаль – унынье – это
лексические синонимы, которые передают основное
настроение поэта;
– легко – не мучит – не тревожит –
контекстуальные и лексические синонимы, которые
уточняют характер грусти и печали, подчеркивают,
что это настроение спокойное, светлое;
– горит – любит – контекстуальные синонимы,
которые выражают пробудившиеся чувства поэта.
10. Есть ли в последнем
предложении слова в переносном значении? Если
есть, то определите, с какой целью они
употреблены.
Слово горит употреблено в
переносном значении: сердце вновь горит –
это метафора, передающая пылкость чувств автора.
11. Найдите в стихотворении
двойное отрицание. Каково его значение? С какой
целью оно употреблено здесь?
Двойное отрицание не любить... не
может означает, что сердце обязательно должно
любить, без любви нет жизни, нет смысла
существования. Двойное отрицание усиливает
эмоциональность стихотворения.
12. Обратите внимание на
правописание отрицательного местоимения.
Расскажите о правописании отрицательных и
неопределенных местоимений.
Ничто – отрицательное
местоимение; пишется приставка ни-, так
как она безударная; местоимения с ни-
пишутся слитно, если между ни- и
местоимением нет предлога.
Сравните: нечто – неопределенное
местоимение с приставкой не- под
ударением.
Отрицательные местоимения употребляются в
предложениях с отрицанием при глаголе-сказуемом
для усиления этого отрицания: Унынья моего
ничто не мучит, не тревожит.
13. Произведите фонетический
разбор слов тревожит и может. Докажите,
что Пушкин употребил здесь полную фонетическую
рифму, несмотря на разницу в написании.
При фонетическом разборе ученики
обнаруживают одинаковый звуковой облик конца
рифмующихся слов:
[тр’ивожът] – [можът].
14. Коротко напишите, как вы
понимаете это стихотворение.
Приведем один из полученных ответов.
Это стихотворение о любви. Пушкин,
оказавшись в Грузии, вспоминает о своей давней
возлюбленной, с которой встретился на Кавказе в
годы южной ссылки. Глядя теперь на холмы в ночной
мгле, поэт постепенно погружается в
воспоминания. Они пробуждают в его душе грусть и
печаль о безвозвратно ушедшем чувстве, но
одновременно заставляют снова испытать любовь.
Поэтому его печаль... светла и сердце вновь
горит. Для Пушкина без любви нет жизни, и
поэтому он всегда благодарен возлюбленной за
пережитые минуты счастья и хранит воспоминания о
них.
(Света П., 9-й класс)
После этого ученики гораздо лучше
справляются с самостоятельным анализом других
стихотворений, а затем и с сочинением типа
«Стихотворение... Восприятие, истолкование,
оценка». |