Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 18:17:05
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Анализ стихотворения "Во глубине сибирских руд"
15.02.2011, 13:05:12

1. Слово учителя.

А.С. Пушкин говорил: "Самостоянье человека – залог величия его”.

Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия, которые относятся к человеку: дружба, братство, любовь, свобода.

Лирика А.С. Пушкина отличается вольнолюбивым характером. Вспомните стихотворение "Узник”, изученное нами в 6 классе.

Проблема свободы и несвободы – одна из основных в творчестве А.С. Пушкина.

Наиболее ярко эта тема проявляется в стихотворениях, созданных в период восстания декабристов.

2. Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика о восстании декабристов с использованием мультимедийной презентации.

1. Предпосылки восстания декабристов. Слайд 1,2.

2. Особенности декабристского восстания. Слайд 3.

3.  Декабристские организации. Слайд 4–7.

  • "Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 человек.
  • "Союз благоденствия” (1818-1821 гг.) Москва – 200 человек.
  • "Южное общество” (1821-1825 гг.) г. Тульчин, Украина. Руководитель – П.И. Пестель.
  • "Северное общество” (1822-1825 гг.) Петербург. Руководители –
    С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин, К. Рылеев.

4. План восстания.

Выступление намечалось на лето 1826 года. Однако 19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойного – Константину, т.к. у Александра не было наследников.

Южное и Северное общества вели переговоры о координации действий и установили контакты с Польским патриотическим обществом и Обществом объединенных славян. Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели.

Но еще в 1823 году Константин тайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшенству брату – Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого из-за его личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр.) не любили в гвардии.

В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью гвардии к престолонаследнику. Учитывалось и то, что некоторые высшие сановники заняли выжидательную позицию по отношению к Николаю и были готовы поддержать активные действия, направленные против него.

Кроме того, стало известно, что в Зимнем дворце знали о заговоре и вскоре могли начаться аресты членов тайного общества, которое фактически перестало быть тайным.

Декабристы планировали в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрть их на Сенатской площади и заставить Сенат "добром" или под угрозой оружия издать "Манифест к русскому народу", в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Верховного правительства, политические свободы и пр. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью, планировалось захватить и Петропавловскую крепость. Кроме того, П.Г. Каховский взял на себя задачу перед началом выступления убить царя, но так и не решился ее выполнить.

Руководителем восстания ("диктатором") был избран князь С.П. Трубецкой.

5. Ход восстания. Слайд 8–9.

С раннего утра 14 декабря офицеры – члены "Северного общества" вели агитацию среди солдат и матросов, убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина и "его жену "Конституцию"".

 Им удалось вывести часть Московского, Гренадерского полков и Гвардейский морской экипаж на Сенатскую площадь. Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой, наблюдая за выполнением всех частей плана, увидел, что он полностью срывается и, убедившись в обреченности военного выступления, не явился на площадь. Это в свою очередь вызвало замешательство и медлительность действий. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче оружия, был смертельно ранен Каховским.

 После этого в дело была введена артиллерия. Выступление было подавлено, а вечером начались массовые аресты.

6. Итоги восстания. Слайд 10–11.

3. Пушкин и декабристы.

А.С. Пушкина с декабристами связывали очень теплые, дружеские отношения. Среди декабристов были И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер, друзья А.С. Пушкина по Лицею, не забывавшие поэта и в период его Южной ссылки. Слайд 1

– Помните, как произошла встреча А.С. Пушкина и И.И. Пущина в 1824 году в Михайловском?

Слайд 2, 3.

Из воспоминаний И.И. Пущина "Записки о Пушкине”:

"… Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается…”

По свидетельству очевидцев, во время восстания декабристов И.И. Пущин воодушевлял солдат. На допросах он не выдал ни одного из своих товарищей, а когда нельзя было уклониться от ответа, называл либо вымышленные имена, либо имена умерших:

"Заходила речь и о Пушкине:

Николай: "Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?”

Пущин: "Я не родственник нашего великого национального поэта Пушкина, а товарищ его по Царскосельскому лицею… Общеизвестно, что Пушкин, автор "Руслана и Людмилы”, был всегда противником тайных обществ и заговоров”.

Здесь все характерно: и категорическое утверждение, что Пушкин был противником тайных обществ, и характеристика его как "великого национального поэта”, который, как гордость России, требует к себе бережного и уважительного отношения, и упоминание о наиболее безобидном в политическом смысле произведении – поэме "Руслан и Людмила”.

Верховный суд отнес Пущина к первому разряду государственных преступников и приговорил к смертной казни отсечением головы. Затем "по царской милости” казнь была заменена двадцатью годами каторги.

Вот как И.И. Пущин вспоминает об этом (Из воспоминаний И.И. Пущина "Записки о Пушкине”):

"… Сцена переменилась.

Я осужден: 1828 года, 5-го генваря, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читы призывает меня к частоколу А.Г. Муравьева (Слайд 4) и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукою написано было:

Чтение стихотворения "Мой первый друг, мой друг бесценный” наизусть специально подготовленным учеником.

Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнании. Увы, я не мог даже пожать руку той женщины, которая так радостно спешила утешить меня воспоминанием друга; но она поняла мое чувство без всякого внешнего проявления, нужного, может быть, другим людям и при других обстоятельствах; а Пушкину, верно, тогда не раз икнулось”.

– Послушайте несколько отрывков из писем Пушкина и воспоминаний декабристов и расскажите об отношении Пушкина к декабристам.

  1. "Ты ни в чем не замешан – это правда. Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством” (В.А. Жуковский – А.С. Пушкину, 12 апреля 1826 г.)
  2. "В то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика в армии, который не знал бы наизусть революционных стихов Пушкина” (И.Д. Якушкин. Из воспоминаний.)
  3. "Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем…” (А.С. Пушкин – В.А. Вяземскому, 10 июля 1826 г.)
  4. "Повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна” (А.С. Пушкин – П.А. Вяземскому, 14 августа 1826 г.)

4. Чтение и анализ стихотворения "Во глубине сибирских руд”.

Вместе с посланием И.И. Пущину с А.Г. Муравьевой, уехавшей в Сибирь к сосланному мужу Н.М. Муравьеву, А.С. Пушкин передал декабристам стихотворение "Во глубине сибирских руд”.

Чтение стихотворения учителем.

В своих документах царское правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен "горсткой извергов”. Великий русский писатель-революционер А.И. Герцен вспоминал, что после подавления восстания аристократы отвернулись от арестованных. "Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, явились дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже – бескорыстно”.

– Как на фоне этих фактов общественной жизни можно оценить послание Пушкина декабристам?

Возможный ответ: Нужно было обладать верность, преданностью друзьям и редкой смелостью, чтобы в этих условия написать такое стихотворение.

– Каков центральный поэтический образ стихотворения "Во глубине сибирских руд”? (Образ надежды.)

– Как стихотворение дополняет ваши знания о личности поэта? (Верный товарищ и друг, свободолюбивый человек.)

– Что такое эпитет?

– Что, по-вашему, имел в виду поэт, говоря о скорбном труде декабристов? Почему их терпение назвал гордым, "стремленье дум” – высоким, а свой голос – свободным?

– Почему поэт так уверен: "Не пропадет ваш скорбный труд…”?

– Почему, по-вашему, Пушкин вместо слова "шпага” употребляет слово "меч” (ср. выражение "карающий меч”)?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

5. Ответ декабристов.

Ссыльный поэт-декабрист А.И. Одоевский написал ответ на послание А.С. Пушкина.

Слайд 5.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И – лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святой знамя.

Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.

– Как поняли послание А.С. Пушкина те, кому оно было адресовано?

– Что общего в стихотворении А.С. Пушкина и А.И. Одоевского? (Вера в будущее, в правоту своего дела, надежда на справедливое возмездие.)

6. Подведение итогов урока.

– Как вы понимаете слова А.И. Герцена:

"После 1825 г. только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылал свой голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”.

Домашнее задание. Выучит наизусть стихотворение "Во глубине сибирских руд”.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, грамотност, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 4196 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0