Цель урока:
- Применяя технологию развития критического
мышления, подготовить учащихся к написанию
сочинения по тексту.
- Формировать умение работать с текстом,
анализировать, вычленять главную информацию,
развивать навык устного выступления,
активизировать творческие способности.
- Воспитывать положительное отношение к
предмету, нравственные нормы.
Оборудование: мультимедийный проектор,
распечатки текстов, таблицы.
Ход урока
1. Огранизационное начало урока.
2. Сообщение темы и цели урока.
Лучше гор могут быть только горы, на
которых ещё не бывал…..
В.Высоцкий.
I. Стадия "вызова”. (Активизируем работу,
"подталкиваем” учеников к анализу текста)
Беседа с учащимися.
– Вам нравятся горы?
– Вы когда-нибудь бывали в горах?
– А почему так манят человека горы?
– Какие качества нужны человеку в горах?
– А чем опасны горы?
– Почему, испытывая холод, голод, зной, люди всё
равно идут в горы?
Занесём наши мысли в левую часть таблицы.
(Работа индивидуально и в парах)
– Зачитайте, что записали в этой части таблицы?
II. Стадия "осмысления”.
– Давайте прочитаем текст. (Распечатки у
каждого на парте) Автор текста – Ю.Визбор.
– Что вам известно об авторе текста?
– Когда будете читать текст, ставьте на полях
значки:
+ – согласен – – не согласен
! – это главное
Зачем мы ходим в горы? На высоте 4800 метров мы
лежим с моим другом Аркадием, засунув головы под
нависающий камень, чтобы хоть мозги защитить от
этого мексиканского ультрафиолета. Юго-Западный
Памир. В каменистом безветренном ущелье, формой
напоминающем ложку, а содержанием – сковородку,
нам предстоит пролежать весь день, пока не
подойдут остальные участники, вышедшие позже
нас… Несусветное пекло. Апатия и равнодушие.
Первый подъём на высоту всегда тяжёл. Спина моей
рубашки, калящаяся на солнце, хрустит как
фанерная. Рядом стоят рюкзаки, всё ещё дымящиеся
от нашего пота.
Зачем мы ходим в горы? Почему спортивное
действие, совершенное наедине с самим собой, без
свидетелей, если не считать товарищей по
маршруту, звёзд, солнца и облаков, нам милее и
дороже успеха, достигнутого в присутствии
стотысячной толпы? Любимые спортивные игры,
сколь прекрасны они бы ни были, всего лишь
площадка, где демонстрируются сила, быстрота
реакции, крепость нервов… Альпинист же –
партнёр природы. Он состязается с величинами, не
знающими ни правил игры, ни отступления, ни
пощады. Эти величины – снег, скалы, лёд, отвесы,
ветер, холод, гипоксия. И победа в горах щедра
потому, что никакая спортивная радость не может
сравниться с ней.
Меняется ли человек в горах? Да. Слесарь и
администратор, художник и конструктор, технолог
и учёный сообща занимаются любимым делом, и
зачастую их городские привычки, стереотипы,
нажитые за годы профессиональной деятельности,
здесь не имеют значения. Зато здесь на первый
план выходят фундаментальные качества души.
Я знаю многих товарищей-альпинистов, с которыми
я ходил в горах, и весьма смутно представляю, чем
они занимались "на равнине”. Может, они и
говорили мне, но как-то забывалось. А вот о том,
какие они люди, я знаю и помню прекрасно. В горах в
совместно преодолённых трудностях я получил о
них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую
информацию. Восхождение в этом смысле –
идеальный прибор, снимающий точную
электрокардиограмму душевных достоинств. Равно
как и недостатков. И вместе с тем это уникальный
точильный инструмент, способный вернуть
сабельный блеск мужеству, покрывающемуся
коррозией в вялой городской суете.
Снизу слышны негромкие голоса, постукивание
ледорубов о камни. Это подходят наши.
Зачем мы ходим в горы? Я хочу процитировать
французского альпиниста Роббера Параго: "Что
важно – это опыт, который человек один сам с
собой обретает для себя в этой школе истины:
оценка, которую он получает своей силе и своей
слабости, и возможность судить о себе…”
(По Ю. Визбору)
- О чём этот текст?
– Какова его тема?
– Что нового мы узнали по теме, прочитав текст?
– Запишите основные положения в правую часть
таблицы.
Что мне известно по теме |
Что нового я узнал из текста по теме |
|
|
– Зачитайте, что записали в этой части
таблицы?
– В чём вы согласились с автором, когда читали
текст?
-А что, может быть, вам показалось спорным?
– Какие проблемы поднимает автор в тексте?
– А какая проблема, на ваш взгляд, главная?
(Зачем человек ходит в горы? Что для него значит
поход в горы?)
– Запишем проблему в тетрадь.
– Как сам автор отвечает на вопрос, зачем мы
ходим в горы? Какова его позиция? Обратите
внимание на значки! (это главное). (В горах в
совместно преодолённых трудностях я получил о
них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую
информацию. Восхождение в этом смысле –
идеальный прибор, снимающий точную
электрокардиограмму душевных достоинств. Равно
как и недостатков. И вместе с тем это уникальный
точильный инструмент, способный вернуть
сабельный блеск мужеству, покрывающемуся
коррозией в вялой городской суете. Что важно –
это опыт, который человек один сам с собой
обретает для себя в этой школе истины: оценка,
которую он получает своей силе и своей слабости,
и возможность судить о себе.)
– Как доказывает Ю.Визбор свою мысль?
– Расположите ключевые предложения текста в их
логической последовательности, то есть
составьте логическую схему текста.
Данная схема поможет составить комментарий к
проблеме.
– Сформулируем собственный тезис по данной
проблеме.
Человек в горах приобретает опыт,
познаёт себя и других, получает возможность
оценить свою силу и слабость, судить о себе.
III. Стадия "рефлексии”.
Сформулируйте аргументы для доказательства
собственной точки зрения по отношению к поднятой
автором проблеме.
Далее учащиеся пишут фрагмент сочинения.
IV. Чтение учащимися по желанию своих
аргументов.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание. Закончить работу над
сочинением. |