Противников сказки оказалось больше, чем
её сторонников. Из их ответов стало ясно: сказка не нравится из-за
того, что многое в ней кажется непонятным или неправдоподобным. Не
бывает такого, чтобы девочка полюбила мальчика так сильно, что пошла
искать его на край света; дети — имелась в виду Маленькая разбойница —
не могут повелевать взрослыми; не понятно, какая связь между историей о
Тролле и историей о Снежной королеве; почему Кай сначала ненавидит
Снежную королеву, а потом восхищается ей — и так далее.
Признаюсь, услышав эти рассуждения, я улыбнулась и порадовалась:
подобные вопросы, только "взрослым” языком, задаю ученикам и я. Значит,
говорить мы сможем об одном и том же: почему Герда смогла преодолеть
трудности и спасти Кая, какая сила на свете сильнее "силы двенадцати
богатырей”, кто такая Снежная королева, почему она забирает именно Кая, а
не Герду, синонимичны ли понятия "злое сердце” и "ледяное сердце”, что
такое память, о чём помнят и что забывают герои сказки, чего никогда не
должен забывать человек в своей жизни.
Огорчил меня только вывод, которым пятиклассники подытожили свои
выступления: мы не понимаем — значит, сказка плоха, неинтересна, не
требует чтения и размышления. Конечно, подобное отношение к конкретной
сказке и к литературе вообще меня не устраивало, поэтому в оставшееся до
звонка время на нескольких примерах из истории и жизни постаралась
показать пятиклассникам, к чему приводят нежелание понять и принять
чужую позицию, отрицание иного, отличного от твоего взгляда на
окружающее. Решили, что будем учиться этому нелёгкому умению — слышать и
понимать чужое слово. Договорились, что все вместе — и сторонники, и
противники сказки — внимательно прочитаем «Снежную королеву» и
попытаемся понять, что в ней сказано, и только после этого вынесем
оценку.
Следующий урок мне нужно было направить в более строгое и
практическое русло. Поэтому я поставила конкретный вопрос: "Как связана
первая глава с основной историей о Кае и Герде?” (дома ученики
перечитывали первую и вторую главу сказки). Класс разделился на группы, и
каждая из команд получила карточку с напечатанным заданием. На
подготовку ответа давалось пять-семь минут, после чего один из членов
команды озвучивал общее решение, приводил примеры из книги. Остальные
группы могли дополнять ответ, возражать, задавать вопросы. Из
высказанных соображений ученики должны были записать в тетради то, что,
как им кажется, поможет ответить на главный вопрос урока. В составлении
вопросов я использовала материалы газеты «Литература», методического
пособия для учебника под редакцией Коровиной; в скобках после вопросов
приведены ответы учеников, необходимые пояснения.
Вопросы и задания по первой главе
- Какое зеркало изобрёл Тролль? Опишите "свойства” этого
зеркала. Чем оно отличается от зеркальца из «Сказки о мёртвой царевне»?
Свои слова подтвердите примерами из книги.
(Если в сказке Пушкина зеркальце "говорит” правду, показывает истинное
положение вещей, то в «Снежной королеве» зеркало Тролля отражает только
злое и уродливое, во всём добром и прекрасном, что отразилось в
зеркале, проступает некрасивое. Зеркало Тролля приносит в мир зло: его
отражения как бы воплощаются и становятся реальными вещами и людьми.
Зеркало царицы, как кажется ученикам, тоже творит зло: из-за его слов
царевна чуть не погибла в лесу, а потом была отравлена. Но без труда
можно заметить, что и царица умирает тоже после слов зеркала. Значит,
дело вовсе не в нём. Вспомним, как про смерть царицы сказано у Пушкина,
от какой "тоски” она умирает. Какие ещё события в сказке происходят "из
зависти”? Если бы зеркальце досталось в приданое царевне, как бы она
отреагировала на слова о том, что живёт на свете царица, которая
немногим уступает по красоте самой царевне? Отвечая на эти вопросы,
пятиклассники понимают, что "правда”, которую отражает зеркальце, сама
по себе нейтральна и только воля человека делает её "злой” или "доброй”,
направляет её к счастью или несчастью других людей. Зеркало же Тролля
не оставляло человеку, который видел в нём себя или других, никакого
выбора.) - "Теперь только можно увидеть мир и людей в настоящем свете!” –
говорят ученики Тролля. "Скоро не осталось ни одной страны, ни одного
человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде”, –
_____________ автор. Сравните первое и второе высказывание и вставьте на
месте пропуска подходящее слово: говорит, отвечает, вторит, возражает,
повторяет вслед за ними. Объясните свой выбор. Что такое для Тролля и
его учеников "настоящий свет”? Приведите необходимые примеры из книги.
(Истинный облик мира и людей, по мнению Тролля, стал виден только
после появления волшебного зеркала: люди злы, завистливы, черствы,
жадны, некрасивы, мир жесток и безжалостен. Но автор возражает ему и в
своей сказке показывает других героев: любящих, милосердных, забывающих о
себе и помнящих о других.) - В чём заключался замысел Тролля? Что отражалось в зеркале,
когда ученики несли его на небо? Почему оно кривлялось больше, чем на
земле?
К земле или к небу была обращена отражающая поверхность зеркала?
Почему зеркало раскололось? Свои слова подтвердите примерами из книги.
(Тролль хотел посмеяться не только над людьми, но и над тем, кто
создал их по своему подобию. Ученики несут зеркало на небо, чтобы —
кто? — увидел в нём себя или свой труд искажённым и посрамлённым, а
значит — побеждённым в вечной борьбе добра и зла. Зеркало не могло
вместить и исказить абсолютное добро, которое для Андерсена, как для
христианина, воплощено в Боге. Поэтому зеркало выскальзывает из рук
учеников Тролля и разбивается. Интересно рассмотреть иллюстрации к этому
эпизоду: на некоторых из них "зеркальная” поверхность обращена не к
небу, а в сторону земли, на некоторых зеркало несут вертикально. И в
том, и в другом случае получается, что зеркало Тролля кривлялось тем
больше, чем больше добра и красоты оно "видело”, не важно, где добро и
красота сосредоточены: на небе — в едином божестве, на земле — во всех
людях.) - Какие свойства большого зеркала сохранялись в его осколках? В
чём, на ваш взгляд, больше зла: в большом зеркале или в маленьких
осколках? Почему? Можно ли считать, что человек совершает зло, если он
"замечает лишь дурные стороны вещи”? Свои слова подтвердите примерами из
книги.
- Почему сердце, в которое попадает осколок, становилось ледяным
(а не каким-то "другим” — железным, каменным, старым)? Как вы понимаете
слова "ледяное сердце”? Каков человек, у которого сердце ледяное? У
кого из героев этой сказки сердце ледяное, у кого — горячее? Свой ответ
подтвердите примерами из книги. Вспомните сказки, в которых действуют
герои с ледяным сердцем, горячим сердцем, без сердца. В какой сказке
ненастоящее сердце стало настоящим — горячим? Почему это произошло?
(Отвечая на эти вопросы, ученики вспоминают не только сказки. Они
находят подтверждение своим словам в произведениях Д.Лондона, Ж.Верна,
Ч.Диккенса, В.Крапивина, М.Твена, А. де Сент-Экзюпери, А.Гайдара,
Л.Буссенара, В.Каверина, А.Линдгрен, К.Льюиса и многих других.) - Как вы себе представляете учеников Тролля? Мог ли обычный
человек стать учеником Тролля? Чему учились в школе Тролля? Какие
предметы там преподавались? Какие правила были установлены?
Вопросы и задания по второй главе
- Кто такие Кай и Герда? Как они живут? Какие отношения между
взрослыми и детьми в семьях Кая и Герды?
(Ученики с удивлением замечают, что о родителях Кая и Герды в сказке
почти не говорится, что бабушка у них "общая”, хотя они и не
родственники, и любит их обоих одинаково.) - Почему автор делает своих главных героев бедняками ("двое
бедных детей”)? Когда мы читаем сказку, важно ли нам знать, какой герой:
бедный или богатый? Каким "богатством” обладали Кай и Герда?
(Вспоминая сказки, где на сцену выведены богатые и бедные герои, ещё
раз убеждаемся, что в сказках бедность и доброта, щедрость оказываются
противопоставлены богатству и злости, жадности; истинное богатство в
сказках не материальное: умение помогать, жалеть, любить, решимость,
упорство, трудолюбие. У Кая и Герды "богатством” была их любовь друг к
другу, богатством был розовый куст, который как бы символизирует в
сказке дружбу мальчика и девочки, — не случайно слова о розах помогают
Герде в её испытаниях, а в сказке Е.Шварца, написанной им по мотивам
андерсеновских произведений, розы умирают, когда сердце Кая становится
ледяным, и оживают, когда он возвращается домой.) - Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Как
отреагировал Кай на этот рассказ? С какой интонацией он произнёс свои
слова? Как они характеризуют Кая? Почему бабушка "перевела разговор на
другое”?
(Здесь важно отметить, что бабушка не рассказывает о злой и жестокой
Снежной королеве, она вообще не "характеризует” Снежную королеву,
говорит только о ледяных узорах и хлопьях снега. Но Герда пугается,
чувствует угрозу. Кай же, на первый взгляд защищая Герду, восклицает:
"Пусть только попробует, я посажу её на тёплую печку, и она растает!”
Однако мы замечаем, что бабушка прерывает его, и понимаем, что ей что-то
в словах внука не нравится, может быть, слишком гневная интонация,
может быть, слишком поспешное желание причинить зло другому.) - Опишите Снежную королеву глазами Кая, который смотрит на неё
из окна. Почему Снежная королева приходит к Каю, а не к Герде? Чего
испугался Кай, когда впервые увидел Снежную королеву? Как связана эта
история с тем, что осколок попал в глаз и сердце именно Каю, а не Герде?
(Кай видит прекрасную женщину, он несколько мгновений любуется ею,
но потом пугается её взгляда, её холодных глаз. Отталкиваясь от
предыдущего вопроса, пятиклассники предполагают, что Снежная королева
чувствовала в Кае что-то родственное, понимала, что в его сердце есть
место крошечному, но злу.) - Каким стал Кай после того, как осколок попал в его сердце?
Опишите его поведение, речь. Что удавалось ему лучше всего, почему это
вызывает восхищение и одобрение взрослых? Чем "такой” Кай похож на
зеркало Тролля?
(Каю лучше всего удавалось передразнивать других. Интересно обсудить
с учениками, как они понимают значение глагола "передразнивать”,
синонимичны ли слова "повторять”, "копировать”, "передразнивать”.
Понятно, что "передразнивать” включает в себя не только повторение, но и
насмешку — не случайную, а намеренную. Людям нравится видеть, как
смеются над другими, не над ними.) - Почему Каю не нравятся розы, а нравятся снежинки? Что его
восхищает в снежинках, что вызывает отвращение в розах? Что, на ваш
взгляд, красивее — розы или снежинки? Что испугало Кая в Снежной
королеве, когда он смотрел на неё из окна? Какое чувство вызывает в Кае
Снежная королева и её красота после того, как в его сердце и глаз попал
осколок?
(Каю нравится всё "точное” и "прямое”, он хорошо знает математику и в
минуту опасности вместо молитвы вспоминает таблицу умножения. В розах
его раздражают "естественные” линии, в Герде "естественный” порыв —
утешить Кая, который закричал, когда ему в сердце попал осколок,
поплакать от чужой боли.) - Почему Кай привязывает свои санки именно к богатым саням? О
чём он забыл и чего не забыл после поцелуя Снежной королевы? В каких
сказках поцелуй не убивает человека, а наоборот — воскрешает, оживляет
его?
(Перечитывая этот эпизод, ученики видят, что Кай не привязывает
своих саночек к деревенским саням, как другие мальчишки, но, как только
на площади появляются богатые сани, в которых сидит человек в богатой
шубе и шапке, он цепляется к ним. После поцелуя Снежной королевы он
забывает Герду и бабушку, но помнит о санках и о том, что он лучше всех
знает арифметические правила и названия рек. Его речь пестрит
местоимением "я”. Он хвастается.)
|