Урок – праздник проводится для учащихся
4-го класса.
Подготовка урока – праздника:
1. Дети знакомятся с биографией сказочника.
2. Класс делится на группы по 6 –7 человек. Каждая группа готовит
небольшую инсценировку по одной из сказок Андерсена.
3. Все учащиеся читают сказку Андерсена "Гадкий утенок".
4. Портрет Андерсена, зонт с картинками и черный зонт, надписи с
выражениями К. Д. Паустовского, напоминающие по форме облака.
5. Выставка книг со сказками писателя. Ход урока – праздника:
Учитель в костюме Оле – Лукойе:
- Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Вы узнали меня? Никто
на свете не знает столько сказок, сколько знаю я. Вечером, когда дети
спокойно сидят за столом или на скамеечках, я неслышно поднимаюсь по
лестнице, отворяю дверь и брызгаю детям в глаза сладким молоком. Тогда
веки у всех начинают слипаться, и дети уж не могут меня разглядеть, а я
подкрадываюсь к ним и начинаю легонько дуть им в затылок. И дети
засыпают. Над хорошими детьми я раскрываю зонтик с картинками, и им всю
ночь снятся увлекательные сказки. Другой зонтик совсем простой, гладкий,
и я раскрываю его над нехорошими детьми; ну они и спят всю ночь как
чурбаны, а утром оказывается, что они ровно ничего не видели во сне.
- Кто знает, как меня зовут? Дети
: Оле – Лукойе. Учитель:
Что означает мое имя? Дети
: Закрой глазки. Учитель
: А кто придумал меня? Дети
: Ханс Кристиан Андерсен.
Учитель: Знаете ли вы его сказки? Сейчас я поверну свой разноцветный
зонтик с картинками, а вы вспомните по картинкам сказки, из которых
появились эти предметы и живые существа: яйцо, роза, корона и мантия,
лебедь, свинья, олень, кусок льда, санки, жаба, утка. Дети
: "Гадкий утенок", "Снежная королева", "Новое платье
короля", "Дикие лебеди", "Дюймовочка", "Свинья – копилка"…
Оле – Лукойе: Кто знает, какие цветы больше всего любил Андерсен? Дети
: Белые розы. Он прикреплял белую розу в петлицу своего
сюртука. Оле – Лукойе
: (Достает белую розу) Передайте вместе с розой
тепло своих рук.
(Дети передают розу по кругу. Оле–Лукойе ставит ее в вазу у портрета
писателя.) Учитель:
Сейчас мы с вами попадем в волшебный мир сказок
Андерсена.
(Группы детей инсценируют отрывки из сказок, а "зрители" называют
заглавия сказок.) Учитель
: Молодцы! Вы неплохо знаете самые известные из сказок
Андерсена. А что вы знаете о самом сказочнике?
Дети отвечают, и по ходу выступлений ведущий праздника, дополняя и
обобщая ответы детей, прикрепляет на доску надписи с выражениями К. Д.
Паустовского об ндерсене:
великий сказочник,
- Была ли его жизнь безоблачной?
(ответы детей)
Андерсен говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашку горечи. Его
замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались.
- За что? Дети:
За то, что он был чудак, в нем текла "мужицкая кровь",
даже фамилия оканчивалась на "сен", что указывало на его низкое
происхождение.
- Но был ли он счастлив? Дети
: Да, был, потому что он был любим и признан своим
народом. 4 августа 1875 года его не стало. Если бы он мог увидеть свои
похороны… На похороны писателя пришли бедняки и знать, студенты и
депутаты, послы и министры. За его гробом по улицам Копенгагена шел сам
датский король.
В ходе рассуждения появляются другие надписи:
поэт бедняков,
ловец человеческих душ,
вдохновенный импровизатор
Импровизация – это стремительная отзывчивость поэта на любую чужую
мысль, на любой толчок извне, немедленное превращение этой мысли в
потоки образов и гармонических картин.
Король эльфов
Оле – Лукойе:
Не накоплено богатств в сейфах, вместо славы – лишь одни грезы…
Хорошо быть королем эльфов в сапогах из лепестков розы!
Льется, словно из большой лейки, мелкий дождик, и вокруг сыро.
Хорошо быть королем эльфов, даже если в сапогах дыры.
Не зайдете, как богач, в отель вы, так и будете стоять в луже…
В царстве эльфов хорошо эльфам! В Копенгагене для них хуже.
(Николай Голь)
Обаятельный чудак
Это был обаятельный чудак. Он приставал ко всем подряд, чтобы
прочитать сочиненные им истории, но никто не хотел его слушать.
Неутомимый путешественник
Оле –Лукойе:
Ханс Кристиан Андерсен отправляется в странствие.
Из Дании по Германии катится экипаж.
Чудятся в Хансе попутчикам необъяснимые странности.
Лежат носки в саквояже. Рядом стихи лежат.
Ханс Кристиан Андерсен подходит к дверям гостиницы.
Дарит детям гостинцы. Всю ночь не спит до утра.
Высохшая чернильница. Сказки на дне чернильницы,
На дне казенной чернильницы, на кончике пера.
(Николай Голь)
Народный певец
Чаще всего героями его сказок становились бедные, но добрые и
благородные люди. Учитель
: А кого из своих сказочных персонажей он вам
напоминает? Дети:
Стойкого оловянного солдатика, гадкого утенка. Учитель:
Наденьте "волшебные очки" воображения. Среди зарослей
лопуха идет утиное семейство. За мамой, переваливаясь с боку на бок,
шествуют пушистые желтенькие утята.
"Да не держите лапки рядышком! Благовоспитанный утенок должен держать
лапки врозь…" А это кто? Долговязый, серый…
Молодая мама ведет своих утят ко двору – представить самой главной утке –
испанской породы. Учитель
: Дети, а вы не помните, что отличало ее от других
обитателей птичьего двора? Дети
: У нее была на лапе красная тряпка. Учитель
: Прочитайте, что же сказала эта важная персона, увидев
новичков-утят.
Дети читают выборочно:
- Славные у тебя детки, - сказала старая утка с красным лоскутом на
лапке. – Все милы, кроме одного. Этот не удался. Хорошо бы его
переделать. Учитель:
Что вы думаете об этом? Дети:
Я думаю, что гадкому утенку стало очень обидно. Всегда
бывает обидно, когда обижают незаслуженно.
- " Переделать" - это такое страшное слово. Ведь утенок такой
маленький, он только появился на свет. Учитель
: Только ли это пришлось испытать бедному гадкому
утенку?
(Дети читают выборочно о страданиях утенка: его обижали и утки, и куры, и
птичница. Даже родная мать добавляла: "Глаза бы мои на тебя не
глядели!") Учитель:
Мог ли он все это выдержать? Конечно, нет. И он
пустился бежать…
Приходилось ли вам быть в роли гадкого утенка?.. Хорошо, если нет.
Давайте же последуем за ним.
- Что пришлось ему испытать? Дети:
Издевательства, насмешки, непонимание, холод, голод,
одиночество. Учитель:
За что он так наказан? Дети:
Утенок – хороший и добрый, он старался всем угодить, не
хотел никому мешать.
- Но он не такой, как все: не умел мурлыкать, нести яйца… Учитель
: Что же, по вашему мнению, было для него страшнее:
холод, голод или непонимание, неприятие его окружающими? Дети:
Конечно, непонимание, ведь утенок ушел из теплой избушки
"куда глаза глядят". Учитель
: Что помогло ему пережить долгую и холодную зиму? Дети:
Терпение и мужество.
- А еще встреча с прекрасными белыми птицами. "Утенок не знал, как зовут
этих птиц, не знал, куда они летят, но полюбил их, как не любил до сих
пор никого на свете." Учитель:
Как относился гадкий утенок к тем, кто его обижал? Дети:
Он ни на кого не обижался, не осуждал, не мстил, но все
же уходил от своих обидчиков. Учитель
: А как к нему относился сам Андерсен? Дети
: Он любил, жалел, сочувствовал утенку, часто называл его
бедным.
- Да, но автор назвал его гадким… Учитель
: Действительно, он назвал утенка гадким, взвалил на
его плечи такие тяжкие испытания, для чего? Дети
: Наверное, для того, чтобы люди пон яли, что счастье не
дается просто так, его надо выстрадать, заслужить.
- Может быть, потому, что он сам пережил много страданий, прежде чем
стать всеми признанным писателем. Учитель:
Почти через полстолетия Андерсен вернулся в свой
родной город Оденсе, который и представить не мог, что будет прославлен
тем чудаковатым долговязым подростком, который когда-то давно терпеливо
искал на его улицах желающих его выслушать, теперь устраивал торжества в
честь великого сказочника. Город был украшен цветами и флагами. В тот
день школы были закрыты. И стар и мал двинулись встречать знаменитого
земляка. Всем хотелось пожать ему руку, просто дотронуться до его
сюртука, и Андерсен был смущен и даже растерян… Учитель
: Две даты: 2 апреля 1805 года и 4 августа 1875 года… А
между ними жизнь от сына бедного башмачника и прачки до великого
сказочника, подарившего миру 170 прекрасных сказочных историй. И если бы
каждый человек начинал свою жизнь с томика его сказок, на свете было
бы намного меньше зла и недобрых людей. |